ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

Крейсер «Аврора»: від атак японських кораблів до зйомок порнофільму в каютах «символа ревоюціїї». Лабірінтами історії

Posted by operkor на Ноябрь 29, 2017

крейсер АврораВід корабля, який воював з Японією і Німеччиною, на нинішній «Аврорі» залишилися лише шматок машини, радіорубка і ринда. А справжній крейсер революції вже три десятиліття гниє на Лужській губі Фінської затоки.Місцеві жителі розграбували його ще за радянської влади. До цього дня в селах можна зустріти сходи з авроровських трапів і корабельний ілюмінатор, що став віконечком туалету. «РБК Lifestyle» вирішив згадати славну історію знаменитого крейсера, який більш ніж за століття пережив багато – від атак японських кораблів до зйомок в його каютах порнофільму.

Гордість флоту

«Аврора» була спущена на воду 11 травня 1900 року в присутності царської сім’ї. Ще три роки крейсер добудовувався і проходив випробування. Потім «Аврора» встигла походити по Балтиці, Атлантиці, Середземному морю, так що до моменту початку російсько-японської війни виявилася чи не найкращим бойовим судном, побудованим останнім часом. Це підтвердилося під час знаменитого переходу Другої Тихоокеанської ескадри, сформованої на Балтиці і кинутої на допомогу обложеному японцями Порт-Артуру.

Першу світову війну «Аврора» зустріла, здійснюючи навчальні рейси з вихованцями Морського корпусу по Балтиці. Всупереч розхожій думці, активної участі в цій війні крейсер не приймав. Спочатку «Аврора» з іншими суднами патрулювала Фінську затоку, потім прикривала мінні тральщики і одного разу підтримувала сухопутні частини артилерійським вогнем. Жодного пошкодження за всі роки війни крейсер не отримав.

У Цусимську протоку крейсер увійшов в центрі першої колони російських кораблів і майже відразу прийняв бій. В ході Цусимської битви «Аврора» випустила по противнику 1 905 снарядів і в якийсь момент сама опинилася під перехресним вогнем японських кораблів. Однак завдяки грамотним діям екіпажу, втрати виявилися мінімальними. Більш ніж з п’ятисот осіб, що знаходилися на борту, в бою загинули лише п’ятнадцять. У тому числі капітан Євген Єгоров.

Разом із залишками розгромленої ескадри крейсер відійшов до Маніли. Перша війна закінчилася для «Аврори» 27 травня 1905 року. Російські судна були інтерновані американцями, а з екіпажів взята підписка про подальшу неучасть в бойових діях.

Крейсер Аврора 1912 годПісля підписання мирного договору з Японією і тривалого ремонту, «Аврора» повернулася на Балтику. Вона здійснювала походи по всьому світу, виконуючи представницькі функції. Саме вона, наприклад, возила російську делегацію на чолі з великим князем Борисом Володимировичем на коронацію короля Сіаму в Бангкок.

Восени 1916 року «Аврора» остаточно повернулася в Кронштадт, а потім перейшла для капітального ремонту в Петроград. Тут-то і почалася найцікавіша частина її біографії. Дізнавшись про тривалу стоянку в столиці, капітан першого рангу Михайло Нікольський прийшов в жах. Ось що він написав у рапорті командуванню: «Команда, яка до сих пір не піддавалася злочинній агітації, піддасться їй і, як це часто буває, перейде в іншу крайність – завдяки своїй згуртованості з найнадійнішої під час війни стане найбільш ненадійною. Ґрунт для цього найсприятливіший – довга стоянка в Петрограді біля заводу».

Слова капітана виявилися пророчими. У лютому 1917 року найжорсткішою дисципліною йому вдавалося стримати екіпаж від розкладання. Нижніх чинів просто не випускали на берег, намагаючись зайняти роботою. Зрозуміло, що серед матросів зріло невдоволення, і для вибуху невдоволення була потрібна лише іскра.

Учасники жовтневого повстання 1917 року

На «Аврору» привезли велику групу заарештованих «агітаторів і підбурювачів». Серед матросів тут же поповзли розмови, що крейсер стане плавучою в’язницею. Капітан зажадав негайно перевести засуджених на берег. У той момент, коли конвой вивів арештантів на палубу, екіпаж вийшов з підпорядкування і спробував звільнити в’язнів.

Нікольський і старший офіцер корабля Огранович намагалися зупинити натовп наказами, а коли зрозуміли, що їх все одно ніхто не слухає, відкрили вогонь з табельної зброї.

В результаті стрілянини двоє матросів були легко поранені, а один – Порфирій Осипенко – убитий.

Міська влада відразу ж запропонували придушити бунт силами козаків, але капітан Нікольський відмовився. І даремно. На наступний ранок до крейсеру вийшла демонстрація з червоними прапорами, стрічками і пов’язками. Стримувати матросів офіцери не стали, та й все одно не змогли б. Екіпаж приєднався до демонстрантів.

Агітатори з числа робочих зажадали розправи над командирами крейсера. Капітана і старшого офіцера вирішили відвести в Таврійський палац, де збирали всіх, хто намагався протидіяти повстанню. Нікольського і Ограновича побили, і, зірвавши погони, виставили на чолі процесії. Обох при цьому примушували нести червоні прапори. Офіцери відмовилися, за що тут же були вбиті. Старшому офіцеру встромили в горло багнет, капітану вистрелили в голову.

На «Аврорі» почалося нове життя з судновим комітетом, великим більшовицьким осередком і щоденними мітингами, так що до жовтня вона повністю підпорядковувалась Петроградській Раді. Якщо відійти від міфів, створених радянською агітацією, роль крейсера в подальших подіях виглядає вельми туманно. Спочатку він відійшов від заводської пристані для того, щоб відновити рух по Миколаївському мосту. Його захопили юнкера. Крейсер підійшов до мосту в упор і його захисники розбіглися. Корабельні електрики звели міст, і «Аврора» відійшла до Англійської набережної. Звідти о 21.40 і пролунав той самий холостий постріл.

За планом перевороту далі «Аврора» нібито повинна була стріляти по резиденції Тимчасового уряду бойовими. Це, однак, є досить сумнівним. По-перше, з такої позиції по Зимового палацу стріляти неможливо – завадять будинки на набережній. По-друге, бойових снарядів на «Аврорі» просто не було. Весь арсенал вивантажили на базі в Кронштадті. Та й холостий заряд на борту виявився абсолютно випадково.

«Аврора» – ікона і символ революції

«Іконою» і символом революції «Аврору» зробили набагато пізніше – в епоху розвиненого соціалізму. Тоді ж, в 1917-м, крейсер розглядався як звичайнісіньке судно, до того ж старе і мало на що придатне. Пізніше «Аврору» і зовсім планувалося … затопити на підступах до Кронштадту. Очікувався напад англійської ескадри і героїчне судно стало б штучною перешкодою. Її для цих цілей навіть в затоку кілька разів виводили.

На самому ж кораблі, команда якого складалася не з одних більшовиків, творилося казна-що. Зовсім випадково судновий лікар запобіг спробі масового отруєння – хтось проник на камбуз і отруїв їжу перед обідом. Далі на борту виявили бомбу, при спробі знешкодити яку прогримів вибух. З «Аврори» втік відставлений після виборів голова суднового комітету Корунов. Дезертир вкрав червоний прапор – той самий, під яким гармата «стріляла» по Зимовому» і … розтрощив його для пошиття кофти.

крейсер Аврора 1923 год

крейсер Аврора 1923 год

Участі в Громадянській війні «Аврора» не приймала взагалі – практично весь екіпаж пішов на сухопутні фронти. До 1923 року вона без діла стояла біля причалу в Кронштадті, а потім знову стала навчальним кораблем. До речі, відзначилася вона і в цій якості. 20 липня 1923 року поблизу Кронштадта проходили шлюпочні навчання. Увечері авроровців висадилися на форт «Павло I» щоб відпочити. Відпочивали, ясна річ, зі спиртним. І курили, незважаючи на те, що на форті зберігався весь чималий запас мін Балтійського флоту. Вибухи від розпочатої «в результаті необережного поводження з вогнем» пожежі гриміли більше доби. У Кронштадті і розташованому на іншому березі Ораніенбаумі не залишилося жодного цілого скла.

Велика Вітчизняна пройшлася по «Аврорі» катком. Уже в липні 1941-го з крейсера зняли всі гармати і сформували батарею під назвою «Аврора», яка загинула в боях з німецькими танками. Саме судно, яке було озброєне єдиною зеніткою, обстрілювали як з повітря, так і з суші, швидко прийшло в повну непридатність і, врешті-решт, затонуло.

Новоділ за 35 мільйонів

Після війни підняти те, що залишилося від героїчного крейсера революції, вдалося лише з другої спроби. «Аврора» виявилася на верфі, де її перебудували під легендарний «Варяг» і віддали кіностудії імені Горького для зйомок однойменного фільму. Те, що вийшло в результаті і встало на вічну стоянку біля Нахімовського училища 17 листопада 1947 року.

Ніщо, однак, не вічне під місяцем. До початку 1980-х років нижня частина корпусу «Аврори» просто згнила. З трюму цілодобово відкачували воду. Стало ясно, що до пафосного святкування 70-річчя Жовтня крейсер не доживе. 18 серпня 1984 року «Аврора» вирушила на Північну верф. Тоді її теж проводжали тисячі людей, які висипали на набережні. Ленінградці не знали, що бачать справжні останки крейсера революції востаннє. По суті, на верфі почалося будівництво нового корабля. Воно обійшлося державі в 35 млн руб. «Аврору» розрізали уздовж корпусу. У нову конструкцію вставили лише кілька добре збережених елементів старого судна. Так що на Петербурзьку набережну повернувся повний новоділ.

Курсанти Нахімовського військово-морського училища на тлі крейсера «Аврора», 1984 рік

Виникає природне запитання: що ж робити зі старим корпусом. Знищити? У роки радянської влади таке вважали б ідеологічною диверсією. Корпус, який насилу тримався на плаву, відбуксирували до селища Вістіно на Лужській губі Фінської затоки. До війни там будували базу для військових кораблів. У 1941 році, з наступом німців, її підірвали, щоб не дісталася ворогові. До одного з побитих вибухами пірсів і встала «Аврора».

Спершу крейсер революції по-тихому грабували військові. Потім, з їх повної згоди, місцеві жителі, працівники риболовецького радгоспу «Балтика», кинули клич: «Мужики, гайда «Аврору» різати!». Відгукнулися багато. Вандали не приховують, що вивозили майно вантажівками. Ілюмінатори, двері, кахель з душових, листова мідь, металеві трапи. Останні випилювали за допомогою зварювання. У якийсь момент спрацювала система пожежогасіння, яка залишалася незайманою, і весь корабель залило піною.

Кінець справжнього крейсера виявився абсолютно незавидним. Коли брати на борту стало нічого, остов вирішили наповнити камінням і, відтягнувши від берега, перетворити в хвилеріз. Перша частина операції пройшла успішно. Друга – ні. У десятці метрів від берега корпус завалився на бік і намертво застряг в мулі. Він так і лежить, наче скелет гігантської риби, і до цього дня піддається атакам стерв’ятників. Взимку, коли залив замерзає, на лід виходять мисливці за металом. Влітку у «Аврори» пірнають дайвери, намагаючись підняти хоч щось і перетворити на сувенір.

Справжній корпус «Аврори». Вже три десятиліття як розграбований, затоплений і гниє в Фінській затоці…

За останніми, до речі, зовсім не обов’язково спускатися під воду. Досить просто пройти по навколишніх селах і уважно подивитися на будівлі кінця 1980-х – початку 1990-х. Деталі корабля, що стали будівельними елементами, зустрічаються на кожному кроці. Самий креативний приклад народної творчості височіє біля в’їзду в село Дубки. Місцевий житель вставив корабельні ілюмінатори в ворота будинку і … туалет, перетворивши його на гальюн.

Нове життя

За іронією долі, з «Авророю» виявився пов’язаний не тільки початок ери радянської влади, але і її кінець. Пограбований корпус топили в затоці в серпні 1991-го. Через два тижні грянув путч, і в країні почалося нове життя. Справжня «Аврора» страшно помстилася своєму муляжу. Від того, що почалося на новому борту, прийшли б в жах як ті, кому доводилося служити на крейсері, так і ті, кого приймали в піонери на його борту.

На «Аврорі» зняли справжнісінький порнофільм. «Русский Ларрі Флінт» Сергій Прянішніков проник на борт під приводом зйомки кіно про революцію. Правда, порнопродюсер не став розшифровувати, що фільм «У боротьбі за це» присвячений революції сексуальній. «Аврору» стали здавати під корпоративи. Найвідоміший пройшов за участю Валентини Матвієнко, Ельвіри Набіулліної і Іллі Клебанова. Чиновники послухали Сергія Шнурова, подивилися танці напівголих балерин і перформанс арт-групи «Річковики», що полягав в стрибках з борту крейсера в Неву.

«Аврора» стала місцем яскравих політичних акцій. Так, в жовтні 2011-го на ній підняли піратський прапор. На довершення всього від «Аврори» відмовилися військові – навіщо флоту судно, позбавлене ходової частини. Збройним силам крейсер повернув Сергій Шойгу. Він же прийняв рішення і про новий ремонт, на який «Аврору» і потягнули в Кронштадт. Ремонтувати крейсер планують в два етапи. За півтора місяці поміняти електрокабелі, насоси та відремонтувати генератори. У 2015 році «Аврору» … приведуть у ходовий стан. Куди і навіщо попливе такий корабель – загадка. Зате шоу, з перетягуванням крейсера через історичний центр Петербурга відбудеться ще як мінімум тричі.

Автор: Сергій Андрєєв

ИСТОРИЯ КРЕЙСЕРА: Везучий неудачник.

24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны был спущен на воду бронепалубный крейсер «Аврора».

Везучий неудачник. Цусима, интересное, история, крейсер «Аврора»
 Главным событием в истории крейсера «Аврора» считается холостой выстрел, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца в ходе Великой Октябрьской социалистической революции.

О главном же военном событии в истории крейсера — участии «Авроры» в трагическом для русского флота Цусимском сражении — известно значительно меньше. «Аврора» — несомненно, везучий корабль. Крейсер, чьи технические характеристики значительно уступали самым современным кораблям того времени, не просто сумел уцелеть в сражении, но и избежал позорной участии спускания флага перед победившим противником.

Выживший при Цусиме. История крейсера «Аврора» Цусима, интересное, история, крейсер «Аврора»

[ Спуск на воду крейсера 1-го ранга «Аврора» 24 мая 1900 г. ]

Корабль, спуск которого на воду состоялся 24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, был принят в состав русского флота в июне 1903 года и к моменту начала русско-японской войны был одним из новейших.

Выживший при Цусиме. История крейсера «Аврора» Цусима, интересное, история, крейсер «Аврора»

[ Члены императорской фамилии на пристани верфи «Новое Адмиралтейство» после спуска на воду крейсера «Аврора». ]

Новейших, но отнюдь не самых совершенных. Проблемы с «Авророй» начались на стадии проектирования и не заканчивались никогда. Сроки выполнения работ по постройке судна неоднократно срывались, а когда дело дошло до испытаний, то инженеры хватались за голову от огромного количества недочётов и недоделок. Из-за перегруженности казённых верфей в Петербурге, где шло строительство «Авроры», работы по её строительству велись в спешке и одновременно при недостатке рабочих рук.

Выживший при Цусиме. История крейсера «Аврора» Цусима, интересное, история, крейсер «Аврора»

[ Корпус крейсера «Аврора» на воде у стапелей Ново-Адмиралтейской верфи. ]

Машины и котлы «Авроры» оказались ненадёжными, крейсер так и не достиг планируемых показателей скорости, было немало вопросов и к вооружению корабля.

Первый поход.

Первый поход. Цусима, интересное, история, крейсер «Аврора»

[ Крейсер «Аврора» на испытаниях 14 июня 1903 года. ]

Испытания крейсера в начале 1903 года продолжались, и для доведения «Авроры» до ума требовалось ещё немало времени, но его не было. Обострившаяся обстановка на Дальнем Востоке требовала немедленного усиления Тихоокеанской эскадры, для чего на Балтике формировался специальный отряд кораблей. Морское министерство намеревалось включить в этот отряд и «Аврору», для чего было приказано завершить испытания как можно скорее.
16 июня 1903 года «Аврора» официально вошла в состав Российского императорского флота и практически сразу была включена в состав отряда контр-адмирала Вирениуса, сосредотачивавшийся на Средиземном море для скорейшего следования в Порт-Артур.

Выживший при Цусиме. История крейсера «Аврора» Цусима, интересное, история, крейсер «Аврора»

[ Отдых команды в подвесных койках на шкафуте крейсера «Аврора». ]

25 сентября 1903 года «Аврора» под командованием капитана 1-го ранга Сухотина покинула Большой Кронштадский рейд, отправившись на соединение с отрядом Вирениуса. В этом походе у «Авроры» возникла масса технических неисправностей, в том числе очередные проблемы с машинами, вызвавшие крайнее недовольство у командования. Находясь в Суэце, экипаж вынужден был устранять проблемы с рулевым приводом. В Джибути 31 января 1904 года «Аврору» застало известие о начале войны с Японией, а 2 февраля — высочайшее повеление о возвращении в Россию.
До русской военной базы в Либаве «Аврора» добралась 5 апреля 1904 года, на чём и завершился её первый поход.

Судовой священник «Авроры» погиб от «дружеского огня».

Судовой священник «Авроры» погиб от «дружеского огня». Цусима, интересное, история, крейсер «Аврора»

[ Крейсер «Аврора» в составе Второй Тихоокеанской эскадры. ]

Военная ситуация для России складывалась неблагоприятно, и русское командование приняло решение о формировании Второй Тихоокеанской эскадры, которой предстояло пройти через три океана и изменить ситуацию на морском театре военных действий.
На «Авроре» были проведены работы по устранению технических недостатков и усилению средств вооружения. Новым командиром «Авроры» стал капитан 1-го ранга Евгений Егорьев.
2 октября 1904 года Вторая Тихоокеанская эскадра четырьмя отдельными эшелонами вышла из Либавы для следования на Дальний Восток. «Аврора» возглавила третий эшелон кораблей в составе миноносцев «Безупречный» и «Бодрый», ледокола «Ермак», транспортов «Анадырь», «Камчатка» и «Малайя». 7 октября русские корабли были разделены на небольшие отряды. «Аврора» попала в 4-й отряд под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и должна была двигаться вместе с крейсером «Дмитрий Донской» и транспортом «Камчатка».
Напряжение, царившее на русских судах, привело к тому, что в Северном море, у берегов Великобритании, русская эскадра приняла рыболовецкие корабли за вражеские миноносцы. В поднявшемся хаосе русские моряки обстреляли не только рыбаков, но и друг друга. В результате такого «дружеского огня» «Аврора» получила повреждения, а судовой священник отец Анастасий был смертельно ранен.

Рекордсмены по погрузке угля.

Рекордсмены по погрузке угля. Цусима, интересное, история, крейсер «Аврора»

[ Крейсер «Аврора», перекрашенный в белый цвет, незадолго до ухода из Манилы, 1905 г. ]

Дальнейший поход проходил достаточно спокойно. Команда на «Авроре» подобралась сплочённая, чему немало способствовал её командир.
Старший судовой врач Кравченко писал в своём дневнике: «Первое впечатление от «Авроры» самое благоприятное. Команда весёлая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Всё это отрадно видеть. На первых же порах меня поразило обилие угля. Много его на верхней палубе, а в батарейной палубе ещё больше; три четверти кают-компании завалены им. Духота поэтому нестерпимая, но офицерство и не думает унывать и не только не жалуется на неудобства, а напротив, с гордостью сообщает мне, что до сих пор их крейсер по погрузке был первым, брал первые премии и вообще на очень хорошем счету у адмирала».
Досуг на «Авроре» обеспечивала самодеятельная театральная труппа из моряков и офицеров, чьи постановки высоко ценили и моряки с других кораблей.

Выживший при Цусиме. История крейсера «Аврора» Цусима, интересное, история, крейсер «Аврора»

[ Штат инженер-механиков, машинных кондукторов и машинной команды Крейсер «Аврора» ]

Экипаж «Авроры» был очень силён и в вопросе погрузки угля. Так, 3 ноября на «Аврору» в условиях нестерпимой жары погрузили 1300 тонн угля с темпом 71 тонна в час, что было лучшим результатом на всей эскадре. А в последних числах декабря 1904 года при новой загрузке топлива моряки «Авроры» побили свой же рекорд, показав результат 84,8 тонны угля в час.
Если настроения команды и её подготовка тревоги у капитана Егорьева не вызывали, то вот о самом корабле этого сказать было нельзя. Лазарет и операционная устроены были так скверно, что ими в тропиках совершенно нельзя было пользоваться. Пришлось приспособлять новые помещения, устраивать возможную защиту их от артиллерийского огня. Вся провизия была сосредоточена почти в одном месте, а потому в случае затопления этой части судна 600 человек остались бы без еды. Многое в этом роде пришлось исправить. На верхней палубе пришлось устроить из запасных булливиновских противоминных сетей защиту от попаданий деревянных осколков мачт и траверзы из таких же сетей с матросскими койками для защиты прислуги орудий. Выломаны и убраны внутренние деревянные щиты бортов, могущие дать массу осколков», — писал командир «Авроры» в марте 1905 года, когда встреча с неприятелем уже близилась.

Капитан «Авроры» погиб одним из первых.

Капитан «Авроры» погиб одним из первых. Цусима, интересное, история, крейсер «Аврора»

[ Капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев. ]

1 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра после некоторой реорганизации и кратких приготовлений оставила берега Аннама и направилась во Владивосток. «Аврора» заняла своё место с правой наружной стороны колонны транспортов в кильватер крейсеру «Олег». 10 мая при полном штиле состоялась последняя угольная погрузка, уголь принимался с расчётом иметь ко входу в Корейский пролив запас, которого должно было хватить до Владивостока. Вскоре после отделения транспортов крейсера «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» вместе с третьим броненосным отрядом составили левую кильватерную колонну.
В ночь на 14 мая 1905 года русская эскадра вошла в Корейский пролив, где её уже ждали японские корабли.
Для «Авроры» Цусимское сражение началось с перестрелки с японскими кораблями в 11:14. В начале боя «Аврора» поддержала огнём крейсер «Владимир Мономах», который вёл перестрелку с японским крейсером-разведчиком «Идзуми», заставив последний отойти.
С появлением третьего и четвёртого японских отрядов, которые предприняли атаку на русские транспорты, «Аврора», прикрывавшая транспортные суда, оказалась под мощным огнём противника. Крейсер получил первые повреждения.

Выживший при Цусиме. История крейсера «Аврора» Цусима, интересное, история, крейсер «Аврора»

[ Повреждения носовой части крейсера «Аврора» в Цусимском бою. ]

Но по-настоящему тяжело экипажу «Авроры» пришлось около трёх часов дня, когда японские корабли сумели подойти на близкое расстояние и поставить русские крейсеры под перекрёстный огонь. Повреждения следовали одно за другим, в результате одного из попаданий начался пожар в опасной близости от бомбового погреба, чреватый взрывом боезапаса. Лишь благодаря самоотверженности моряков «Авроры» катастрофу удалось предотвратить.
В 15:12 75-миллиметровый снаряд попал в трап переднего мостика. Его осколки и обломки трапа попали через смотровую щель в рубку и, отразившись от её купола, разлетелись в разные стороны, ранив всех находившихся в рубке. Командир «Авроры», капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев, получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался. Командование кораблём принял один из старших офицеров.

Экипаж не уронил честь флага.

Экипаж не уронил честь флага. Цусима, интересное, история, крейсер «Аврора»

[ Кормовой флаг крейсера «Аврора» после Цусимского сражения. ]

Спустя двадцать минут «Аврора» с трудом увернулась от вражеской торпеды. Попадание 203-милиметрового японского снаряда привело к пробоинам, в результате которых было затоплено отделение носового торпедного аппарата. Несмотря на потери и повреждения, «Аврора» продолжала вести бой. Осколками шесть раз сбивало флаг корабля, но русские моряки снова водружали его на место.
Около половины пятого вечера русские крейсеры оказались прикрытыми от огня японцев колонной русских броненосцев, что дало экипажу «Авроры» время отдышаться. Окончательно артиллерийский бой завершился около семи вечера. Поражение русской эскадры было очевидным. Уцелевшие корабли не сохранили общий строй и управление, оставшаяся в строю часть эскадры уходила с места сражения, в буквальном смысле кто куда.

Выживший при Цусиме. История крейсера «Аврора» Цусима, интересное, история, крейсер «Аврора»

[ Повреждения крейсера «Аврора». ]

К вечеру 14 мая на «Авроре» погибли её командир Евгений Егорьев, а также девять матросов. Ещё пять матросов скончались от ран. Ранения получили 8 офицеров и 74 нижних чина. К десяти вечера крейсерский отряд адмирала Энквиста насчитывал три корабля — помимо «Авроры», это были «Олег» и «Жемчуг». В темноте японские миноносцы пытались атаковать русские суда, и «Авроре» за ночь с 14 на 15 мая пришлось более десяти раз уклоняться от японских торпед.
Адмирал Энквист несколько раз попытался повернуть крейсеры на Владивосток, но путь преграждали японцы, а в возможность прорыва флотоводец уже не верил.

Возвращение.

Возвращение. Цусима, интересное, история, крейсер «Аврора»

[ Крейсер первого ранга «Аврора» на рейде Манилы после Цусимского сражения. ]

Чем дольше продолжалось вынужденное пребывание в Маниле, тем сильнее падала дисциплина на «Авроре». Новости о революционных волнениях в России вызвали брожение среди низших чинов, которое офицерам с трудом, но всё-таки удалось успокоить.
Ремонт «Авроры» был завершён в августе 1905 года, незадолго до того, как в Портсмуте был подписан мирный договор между Россией и Японией. Русские суда начали подготовку к возвращению домой. Новым командиром «Авроры» был назначен капитан 2-го ранга Барщ.
10 октября 1905 года, после окончательного утверждения сторонами русско-японского договора, официальный Вашингтон снял все ограничения на действия русских кораблей. Утром 15 октября «Аврора» в составе отряда кораблей, которым было предписано вернуться на Балтику, взяла курс на Россию.

Выживший при Цусиме. История крейсера «Аврора» Цусима, интересное, история, крейсер «Аврора»

[ Повреждения в дымовых трубах крейсера «Аврора». ]

Обратный переход был также длительным. Новый 1906 год «Аврора» встретила в Красном море, где получила приказ следовать в Россию самостоятельно. При этом на её борт перешли 83 моряка с крейсера «Олег», подлежавших демобилизации. После этого «Аврора» превратилась в настоящий «крейсер дембелей» — из экипажа самой «Авроры» должны были демобилизоваться по возвращению в Россию около 300 нижних чинов.
В начале февраля 1906 года, во время стоянки во французском Шербуре, произошёл инцидент, пророчески указавший на будущую славу «Авроры» как корабля революции. Французская полиция получила информацию, что экипаж судна закупил партию револьверов для революционеров в России. Обыск на «Авроре», однако, никаких результатов не дал, и крейсер продолжил путь домой.
19 февраля 1906 года «Аврора» бросила якорь в порту Либавы, завершив самый длительный в своей истории военный поход, продлившийся 458 дней. 10 марта 1906 года, после увольнения всех матросов, подлежащих демобилизации, в экипаже крейсера осталось чуть более 150 человек. «Аврора» была переведена в резерв флота.

Выживший при Цусиме. История крейсера «Аврора» Цусима, интересное, история, крейсер «Аврора»

До главного выстрела крейсера оставалось 11 с половиной лет…

Источник: Андрей Сидорчик

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: