Хроники и Комментарии

Власть, расследования, сатира, фото

«Жажда власти – самая чудовищная из всех страстей». Лабиринтами истории

Posted by operkor на 3 апреля, 2018


Всю  жизнь  человека  обуревают  страсти.   Разные.    Как  хорошие,  позитивные,  так  и  плохие,  негативные.  К  первым,  например,  можно  смело  отнести  любовь,  целомудрие,  сдержанность.  Это  те  страсти,  которые  облагораживают  человека,  делают  его  по-настоящему  человечным.  И  наоборот,  такие  качества  людей,  как  тщеславие,  властолюбие,  жадность,  зависть,  блуд  не  добавляют  чести  их  обладателям,  вызывают  неприязнь  окружающих.

Все  страсти (чувства)  различаются  по  силе  воздействия  на  человека,  по  возможности  избавления  от  них.  По  мнению  многих,  самая  сильная, самая  неистребимая,  разрушающая  сознание  человека,  толкающая  его  ради достижения  своей   цели  идти  на  сделку  с  совестью, — это  страсть  власти  над  другими.  Четко  и  убедительно   эта  мысль  выражена  в  высказывании  одного  из  самых  известных  писателей  античности  Публия  Корнелия  Тацита:  «Жажда  власти – самая  чудовищная  из  всех  страстей».

Примерно  то  же  самое  можно  прочитать  и  в   афоризме  известного  публициста  и  литературного  критика  царской  России   Виссариона  Белинского,  который  считал,  что  «Из  всех  страстей  человеческих,  после  самолюбия,  самое  сильное,  самое  свирепое – властолюбие».

Вот  так!   Не  любовь,  как  многие  считают,  а  именно   страсть  власти  самое  сильное  чувство,    несравнимое  по  силе  ни  с  каким  другим.  Впрочем,  ничего  нового  в  этом  нет.   Вся  история  человечества  подтверждение  тому.  Да  и  сегодня   мало  что  изменилось  в  этом плане.  Вот  уже  более  четверти  века    мы  наблюдаем  в  Украине     политическое  шоу,  которое  называется  демократией.

Да,  конституционные  сроки  пребывания  на  главном  государственном  посту  сегодня  ограничены.  Но,  во-первых,  его  периодически   во  многих  странах  нарушают, изменяя  конституцию  в  интересах  правителя.  А,  во-вторых,  практически  никто   из  них  добровольно   не   уходят  с  этого  поста.  Цепляются  за  трон,  как  утопающий  за  соломинку.   Хотя  такие  примеры  изредка   случаются.   Например,  известно,  что  римский  император   Диоклетиан  был  первым  властителем,  ограничившим   срок  императорского  правления    двадцатью  годами  и,  главное,  единственным  человеком,  последовавшим  этому  уставу.

Удалившись  от  дел,  Диоклетиан    поселился  в  своем  поместье  в  Салоне  и  жил  там  уединенно.   На  попытку  Максимилиана  и  Галерия   убедить  его  возвратиться  к  власти  бывший  император  ответил:  «Если  бы  вы  видели,  какую  мне  удалось  вырастить  капусту,  то  вы  бы  не  стали  делать  мне  подобное  предложение».   А  теперь  подробнее  об  этом  и  других  фактах  добровольного  отречения  правителей  от  власти.

Как римский император Диоклетиан постиг мудрость Солона?

1 мая 305 года римский император Диоклетиан отрёкся от власти и удалился на родину в Салоны. Почему правитель, создававший в течение двадцати лет божественный культ государственника и называвшийся современниками величайшим отцом всех народов, принял такое решение, осталось тайной.

Время его правления сторонники сильного руководства называли «золотым веком»: при нём прекратились войны, бунты, восстания, а власть императора достигла абсолютизма, став монархической (доминатом). Некоторые историки склоняются к мысли, что Диоклетиан состарился, стал немощен и зять Галерий уговорил его отречься от престола во время болезни.

Однако спустя несколько лет преемники готовы были вернуть старшему Августу неограниченную власть. Знать Римской империи считала правление Диоклетиана успешным: хвалебные панегирики прославляли его как нового олимпийца: 16 раз ему присваивали титул Величайшего разных стран (Германского, Британского, Персидского, Сарматского и т. д.), 22 раза вручали полномочия трибуна, и 9 раз он избирался консулом. Двадцатилетие своего правления он отмечал в Риме почему-то не 17 сентября 304 года, а почти на год раньше. Возможно, это обстоятельство было как-то связано с решением уйти из власти.

Поздней осенью 303 года Диоклетиан и его соправитель Максимилиан, выстроивший по заданию диктатора величественные термы (бани), прибыли в священный город. Юбилейные торжества продолжались целый месяц, но римляне остались ими недовольны, осудив императора за скупость. И, хотя была сооружена триумфальная арка, и перед римской публикой предстали слоны, нагружённые богатейшими персидскими трофеями и дарами, Диоклетиан чувствовал недовольство.

Не желая оставаться в Риме, он отправился в непогоду домой в свою резиденцию и в дороге тяжело заболел. Вероятно, ещё тогда Диоклетиан задумал своё отречение, но сохранял это в тайне. В начале 304 года император, называвшийся сыном бога Юпитера Иовием, предложил своему соправителю Августу Максимилиану отречься вдвоём от престола в пользу Цезарей, но тот уговорил отсрочить мероприятие на год, чтобы торжественно отметить двадцатилетие своего правления. Диоклетиан согласился, но заставил боевого друга дать клятву в храме Юпитера Капитолийского, что тот после празднования юбилея откажется от власти.

Римский император, вероятно, не доверял соправителю Максимилиану и опасался, что в случае своей смерти недальновидный и необразованный Август, проявивший особую жестокость в гонениях на христиан в Африке и опиравшийся на армию, силой добьётся неограниченной власти. Возможно, и самого Диоклетиана мучило раскаяние, что поддался на уговоры своего зятя Галерия полностью искоренить в империи христианство и издал эдикты (указы) о преследованиях. Абсолютная власть и поклонение как сыну языческого бога вдруг перестали тешить тщеславие — Диоклетиан видел, что в империи быстро распространяется христианство, несмотря на гонения и массовые казни.

Императора, должно быть, потрясла удивительная стойкость одного из самых любимых приближённых комитов (старших военачальников) — Георгия, отказавшегося предать свою веру и стать соправителем. Возможно, чудо оживления после мучительных пыток и казнь этого бесстрашного христианина, уроженца Каппадокии, чей отец был тоже замучен за исповедание Христа, вспоминал «величайший» император, когда был при смерти. Его зять одумался незадолго до смерти и прекратил гонения на христиан, издав специальный эдикт, но возможно, он сделал это по совету Диоклетиана.

По иронии судьбы не сохранилась не только дата кончины великого римского государственника, но и точный год его ухода из жизни (между 313 и 316). Зато хорошо известно, когда погиб любимый комит императора, пострадавший за веру. В день казни великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля (6 мая н. с.), христианами всего мира совершается память этого святого. Диоклетиан знал, как трудно отказаться от абсолютной власти, как легко стать тираном, опираясь на силу. Слова мудреца Солона были близки ему и понятны.

Императору шёл седьмой десяток: «Мощен ещё человек и в девятой, однако слабеет». По утверждению Солона человеческая жизнь изменяется каждые семь лет после смены зубов у ребёнка. Дни древнегреческого мудреца, чьи законы использовало и римское право, закончились в глубокой старости. Он писал стихи о спокойной мирной жизни, каждый возраст которой имеет свою привлекательность. Диоклетиан больше не хотел быть «отцом всех народов» и придуманным языческим богом Иовием, не желал казнить и миловать.

Он отрёкся от власти и жил в своём великолепном дворце, выращивая фрукты и овощи. Когда спустя несколько лет ему опять предложили стать императором с неограниченной властью, он ответил мудрыми словами Солона: «Трон не стоит покоя жизни» «…больше радости доставляет ухаживать за садом, чем управлять всем миром». Великий государственник познал, отказавшись от власти над народами, какую радость приносят отличные овощи, выращенные собственными руками.

Автор: Татьяна Морозова
Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/27266/© Shkolazhizni.ru

P.S.

Не  знаю,  насколько   правдоподобна   история  римского  императора  Диоклетиана,  действительно  ли  он   выращивал  хорошую  капусту,  отрекшись  добровольно  от  власти,  но  сама  эта  идея  достойна,  по-моему,  внимания.  Представим  себе,  что  у  римского  императора-овощевода  появилось немало последователей,  которые  отказавшись  от  власти,  уступают  ее  более  достойным,  думающих  не  только  о  себе,  но  о  государстве  прежде  всего.

Безусловно,  народ  будет  в  выигрыше  от  этого.  В  государственной  казне,  наверняка,  появится  больше  «капусты»,  которая  до  этого   оседала  на  счетах  властных  особ  разного  калибра,  начиная  с  мелких  чиновников  и  кончая  самыми  высокими.  Но  это,  я  понимаю,  бесперспективная  фантазия.   Такого  просто  не  может  быть  в  нашей  сегодняшней  действительности.

В  реальности  мы  постоянно  наблюдаем    другое,  когда  чиновники  руками  и  ногами  держатся  за  властное  корыто,  не  задумываясь  над  тем, как  сделать,  чтобы  рядовым  людям  жилось  лучше.   За  примерами  далеко  ходить  не  надо.  Взять  хотя  бы  несоответствие  материального  обеспечения  чиновников  и  рядовых  украинцев.

Как  тут  не  вспомнить по  этому  поводу  цитату   первого  канцлера  Германской  империи  Отто  Бисмарка:  о  чиновниках-бюрократах:   «… Эти  трутни,  пишущие  законы,  по  которым  человеку  не  прожить.  Почему  у  министров  жалованье  постоянно  и  независимо  от  того,   хорошо  или  дурно  живет  население  Пруссии?  Вот  если  бы  квота  жалованья  бюрократов  колебалась  вверх-вниз   в  зависимости  от  уровня  жизни  народа,  тогда  бы  эти  дураки  меньше  писали  законов,  а  больше  бы  думали…»

Ничего  не  скажешь. Понятно,  Бисмарк  был не  из  тех  правителей,  которые могут  добровольно  уступать  власть. Он —  один  из  самых  влиятельных  и  противоречивых  политиков  в  истории..Немало  сделал  для  объединения  Германии. Но  в  отличие  от  многих  диктаторов,  его  называли  «железный  канцлер  с  человеческим  лицом».

Наверное,  потому,  что  делал  кое-что  полезное  и  для  народа.       Такие  государственники,  к  сожалению,  встречаются    не  часто.. По  крайней  мере, за  четверть  века  нашей  независимости  в  Украине  подобных  пока  не  было. Как  говорит  классик  перестройки   Леонид  Кравчук: «Маємо  те,  що  маємо». Каждый  из  предыдущих  президентов,  конечно,  что-то  оставил  после  себя,  за  что  вспоминает  его  народ.  Например,  Леонид  Макарович  подарил  украинцам  ручную  тележку  —   «кравчучку».  Но  она  оказалась  недостаточно  емкой.

Второму  президенту  Леониду  Кучме  пришлось    поработать  над  ее  усовершенствованием,  увеличить  ее  габариты.  Так  появился  известный  «кучмовоз».  Третьего  президента  Виктора  Андреевича  помнят  как  любителя   пчел.  Говорят,  это  получается у него неплохо.

Четвертый  президент  Виктор  Янукович  вошел  в  историю  как  пример  того,  как  после  двух  судимостей  можно   стать  президентом,  сделаться  одним  из  богатейших  людей  Украины и  во  время  сбежать  из  нее.

Ну,  о  пятом, Петре  Порошенко,    говорить еще рано, но как бы не было поздно…

По  материалам  интернета  подготовил  Николай  Зубашенко

 

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: