ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

Именинница. Фильм Параджанова «Тени забытых предков» сделал из Кадочниковой кинозвезду, роли на сцене Театра имени Леси Украинки — любимицу публики

Posted by operkor на Август 30, 2018


Сегодня народная   артистка  Украины   Лариса  Кадочникова отмечает свой день рождения. За  плечами  у  нее   полсотни   театральных  ролей  и  более  сорока    кинообразов.   Мировую  славу  ей  принесла   роль  Марички   Гутенюк  в  культовом  фильме  Сергея  Параджанова  «Тени  забытых  предков».  В  1960-х  годах Лариса  Валентиновна  играла  в  московском  театре  «Современник»,  а  потом  стала  актрисой         киевского  театра   русской  драмы  имени  Леси  Украинки,  где  играет  до  сих  пор.  Известная  актриса  охотно  открывает  секрет  своей  молодости  и  вдохновения.

—   Мне  кажется, —  говорит  она,-   у  меня  сейчас  больше  сил,  чем  раньше.  Я  вообще  не  бываю  дома:  то  какие-то  выставки,  то  встречи.  Я  рано  иду  и  я  не  устаю!    Общаюсь  только  с  талантливыми  людьми,  которые  и  мне  дают  энергию,  познания  нового  мира,  а  также  их  творчество.

Биографическая   справка

Родилась 30 августа 1937 года в Москве. Народная артистка Украины (1992). Народная артистка России (2005). Дочь известной советской актрисы Нины Алисовой («Бесприданница», «Радуга»). Брат — российский кинооператор Вадим Алисов («Жестокий романс»).

Во второй половине пятидесятых годов, особенно богатых кинодебютами, на экране мелькнуло и лицо Кадочниковой. Ее первое появление в кино («Василий Суриков», 1959) не было особенно удачным. Но всё же она, студентка ВГИКа, своей первой работой сделала довольно любопытную заявку на роли лирико-драматического плана.

И всё же истинный дебют Кадочниковой состоялся позднее. Это был маленький эпизод в фильме М.А. Швейцера «Мичман Панин» (1960) Как ни странно, роль в этом фильме оказалась для Кадочниковой поистине пирровой победой и оставила весьма драматический след в её дальнейшей судьбе. Она утвердила за собой «амплуа» актрисы, чьи героини могут жить исключительно в мире сказки или романтической легенды, но уж никак не на земле. Казалось. она вообще опоздала родиться. Ей бы в немое кино. Большие тёмные глаза, странный овал лица и вся её какая-то необычная, неземная красота — всё это привлекало и…отпугивало режиссёров. Индивидуальность Кадочниковой как-то не вписывалась ни в какую современную типажную рубрику. «Слишком экзотична!» — говорили про неё режиссёры и советовали сниматься в сказках, легендах — одним словом в фильмах, тяготеющих к поэтической условности.

Окончила ВГИК (1961, мастерская Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой).

Лариса, в отличие от многих кинематографических актёров, легко и верно чувствовала себя на сцене, и потому, когда её пригласили в труппу московского театра «Современник», она не отказалась.

В 1961-1964 годах — актриса Московского театра «Современник», затем — Киевской к/ст имени А.П. Довженко.

С 1964 года — актриса Киевского Национального академического русского драматического театра имени Леси Украинки.

И всё же ностальгия по кинематографу, зов крови (ведь она потомственная киноактриса) настойчиво манили её в шумные павильоны киностудий. Но предложений сниматься было мало. Чаще всего дальше проб дело не шло. «Сложное лицо» — в один голос твердили операторы, мотивируя свой отказ. Их слово было решающим.

Этот миф о «сложном» лице смог развеять Юрий Ильенко, талантливо снявший в 1964 году фильм Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Вскоре дальнейшая судьба Ларисы Кадочниковой оказалась прочно связанной с кинематографом Украины, а точнее, с фильмами Юрия Ильенко, теперь уже не оператора, а режиссёра.

Лариса Кадочникова — известный художник, автор многочисленных графических работ. На вопрос «Что заставило Вас заняться рисованием?» — она сказала, что к карандашу и краскам её подтолкнула не слишком гладко складывающаяся актёрская судьба. Ни в театре, ни тем более в кино, говорила она, ей не представлялось возможности полностью выразить свои творческие стремления. И вот нашелся неожиданный выход — рисунки.

Семья

  • Отец — Кадочников, Валентин Иванович (1912—1942) — художник, режиссёр-мультипликатор, любимый ученик Эйзенштейна[4], умер в эвакуации от воспаления лёгких
  • Мать — Алисова, Нина Ульяновна, актриса
  • Брат — Алисов, Вадим Валентинович, оператор
  • Отчим — Пётр Кузнецов, оператор
  • Первый супруг — Ильенко, Юрий Герасимович, кинооператор, режиссёр, сценарист
  • Второй супруг — Михаил Саранчук, экс-директор Театра русской драмы имени Леси Украинки[5][6]

Фильмография

1959 — Василий Суриков — Елизавета Августовна Сурикова, жена художника

  1. 1960 — Мичман Панин — Жозефина
  2. 1960 — Воскресение — дьячиха [7]
  3. 1963 — Улица Ньютона, дом 1 — Лариса
  4. 1964 — Тени забытых предков — Маричка Гутенюк
  5. 1965 — Время, вперёд! — Катя
  6. 1965 — Родник для жаждущих — Соломия / Параска
  7. 1968 — Вечер накануне Ивана Купала — Пидорка
  8. 1969 — Комиссары — Шура, учительница
  9. 1971 — Белая птица с чёрной отметиной — Дана
  10. 1972 — Наперекор всему — Бояна
  11. 1973 — Аннушка (в киноальманахе «Красный агат») — Аннушка / Надя
  12. 1974 — Мечтать и жить — Мария
  13. 1975 — На край света… — врач
  14. 1976 — Предположим, ты капитан… — мама Алёши
  15. 1976 — Время — московское — Анна
  16. 1978 — Море — Вера
  17. 1978 — Хористка (короткометражный) — дама
  18. 1979 — Взлёт — Варвара Евграфовна Циолковская
  19. 1980 — Красное поле — Кира
  20. 1980 — Чёрная курица, или Подземные жители —маменька
  21. 1981 — История одной любви — Анна Алексеевна
  22. 1982 — Пусть он выступит… — Маргарет Чалмерс, дочь Энтони Старкуэтера, жена Томаса Чалмерса, мать Томми
  23. 1986 — Голубая роза
  24. 1992 — Киевские просители
  25. 2005 — Происки любви
  26. 2005 — Седьмое небо — мать Лиды
  27. 2006 — А жизнь продолжается
  28. 2006 — Четвёртая группа — тётя Нина
  29. 2008 — Садовник — Тетя Соня, мама Миши
  30. 2009 — Сюрприз — Инна Павловна, мать Ивана

Документалистика:

  1. 2005 — Борислав Брондуков. Последний сеанс

Театр  имени  Леси  Украинки

1964 — «104 страницы про любовь»Э. Радзинского

  1. 1965 — «На диком бреге» Б. Полевого
  2. 1965 — «Дачники» М. Горького
  3. 1965 — «Недотрога»
  4. 1965 — «Кто за? Кто против?»
  5. 1966 — «Поднятая целина» М. Шолохова
  6. 1966 — «Насмешливое моё счастье»
  7. 1966 — «Встречи поздние и ранние»
  8. 1967 — «Традиционный сбор»
  9. 1968 — «Оглянись во гневе» Д. Осборна
  10. 1970 — «Разгром» А. А. Фадеева
  11. 1972 — «Самый последний день» Б. Л. Васильева
  12. 1972 — «Птицы нашей молодости»
  13. 1972 — «Второе свидание»
  14. 1973 — «Бесприданница» А. Н. Островского
  15. 1973 — «Транзит»
  16. 1974 — «Последние дни»
  17. 1974 — «Вечерний свет»
  18. 1975 — «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. А. Боровика
  19. 1976 — «Как важно быть серьёзным» О. Уайльда
  20. 1977 — «Эта маленькая земля»
  21. 1978 — «Горе от ума» А. Грибоедова
  22. 1978 — «Отелло» Шекспира
  23. 1979 — «Надеяться»
  24. 1982 — «Вишнёвый сад» А. Чехова
  25. 1982 — «Игрок» по роману Ф. Достоевского
  26. 1982 — «Предел спокойствия»
  27. 1982 — «Не был… не состоял… не участвовал»
  28. 1983 — «Филумена Мартурано» Э. Де Филиппо
  29. 1985 — «ОБЭЖ»
  30. 1985 — «Рядовые»
  31. 1986 — «Хищники»
  32. 1987 — «Завтрак с неизвестными»
  33. 1987 — «Священные чудовища»
  34. 1987 — «Марья»
  35. 1988 — «Цена»
  36. 1991 — «Дама без камелий»
  37. 1991 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского
  38. 1993 — «…пять пудов любви» по пьесе «Чайка»А. Чехова
  39. 1993 — «Генералы в юбках»
  40. 1994 — «Дом, где всё кувырком»
  41. 1996 — «Двери хлопают»
  42. 1999 — «Развод по-русски»
  43. 2001 — «И всё это было… и всё это будет…»
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя — Анна Андреевна

Награды и премии   

1977 — Заслуженная артистка Украинской ССР

1991 — Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко за исполнение роли Марички в фильме «Тени забытых предков»

  • 1992 — Народная артистка Украины
  • 1997 — орден «За заслуги» III степени[8]
  • 2004 — Народная артистка РФ
  • 2007 — орден «За заслуги» II степени[9]
  • 2013 — орден «За заслуги» I степени[10]

2017 — Лауреат премии «Киевская пектораль» в номинации «За весомый вклад в развитие театрального искусства

Лариса Кадочникова: «Меня окружают красивые мужчины, которые признаются в любви»

Лариса Кадочникова родилась в семье режиссера и актрисы. Ее отец — Валентин Кадочников — был одним из любимых учеников Сергея Эйзенштейна, мать — Нина Алисова — звездой советского кино. Лариса мечтала о карьере балерины, но судьба распорядилась иначе. Стройная девушка с огромными карими глазами словно была создана для кино. Она поступила во ВГИК, потом в театр «Современник», затем с легкостью переехала в Киев. Говорит, что ее поступками всегда руководила только любовь.

Фильм Сергея Параджанова «Тени забытых предков» сделал из Кадочниковой кинозвезду, роли на сцене Театра русской драмы имени Леси Украинки — любимицу публики. Лариса Валентиновна по-прежнему много играет и свой юбилей планирует отметить на родной сцене. «ФАКТЫ» побеседовали с известной актрисой накануне дня ее рождения.

«Страшно нервничаю перед премьерой, зная, что должна сыграть свою роль блестяще»

— Накануне юбилея я на неделю ездила в Москву к брату Вадиму, — рассказывает Лариса Валентиновна. — Другого времени увидеться с ним у меня не будет, а в Киев брат сейчас приехать не может. Москва — город, в котором я родилась, где прошло мое детство, поэтому, приезжая туда, словно встречаюсь со своим прошлым. Но, конечно, юбилей буду праздновать в Киеве, который давно уже стал для меня родным. Большого банкета устраивать не намерена, просто приглашу близких друзей посидеть в ресторане Дома кино, выпить по бокалу вина, поговорить, посмеяться. Более серьезный повод отметить мой день рождения будет с выходом премьерного спектакля «Смех лангусты», который ставит режиссер Давид Бабаев. Признаюсь, на большие гулянья у меня нет средств. Да и время сейчас не то, чтобы шиковать.

— О чем вы мечтаете?

— Чтобы мне было 36 лет. Кажется, что я на этот возраст и выгляжу. Хочется, чтобы рядом был человек, которого люблю, который стал бы для меня настоящей защитой. Именно таким был для меня, увы, уже покойный, мой Миша. Хотя не могу пожаловаться на одиночество. У меня масса поклонников и друзей. Окружают красивые мужчины, признающиеся в любви. А вот человека близкого, которому бы я доверяла, нет. Но надеюсь, он появится.

— Конечно, все только начинается.

— Ой, вы меня рассмешили. Для меня как актрисы важно знать, что я нужна в театре, а он заинтересован во мне. Страшно нервничаю накануне премьеры, зная, что должна сыграть свою роль блестяще. По крайней мере, силы у меня неисчерпаемые.

— Откройте секрет, как вам это удается?

— Все очень просто — надо любить себя и ухаживать за собой. Каждый день утром и вечером я делаю маску для лица из свежих сметаны и творога. Больших бытовых забот у меня нет. Дачу, которой занималась много лет, пришлось отдать Мишиной дочери. Это была длинная и не очень хорошая история, но в конце концов я о ней забыла. Во всяком случае, у меня теперь гораздо меньше забот. Живу в столичной квартире, у меня есть машина. Переживаю лишь о том, чтобы была работа в театре. Не хочу думать о своем возрасте, иначе буду похожа на старушек, которых вижу вокруг. Может, меня подпитывают чувства и любовь, которые испытала на протяжении жизни. Могу признаться, что по-настоящему я любила только одного человека — Илью Глазунова. Конечно, у меня были чувства к Юре Ильенко и Мише, но не такие сильные, как к Илье. Это было до сумасшествия, до потери сознания.

— Сколько вам тогда было лет?

— Восемнадцать. Глазунов был старше меня на восемь лет. В то время он был уже женат, известен и очень уверен в себе. Знаете, он был из породы тех людей, которые требуют полного подчинения себе. А я только постигала жизнь. Наш роман длился три года. Мы познакомились случайно, во время художественной выставки в Москве. Я сразу поняла, что произвела на него впечатление. Была тонкая, как тростинка, с белым прозрачным лицом и горящими глазами. Глазунов все время говорил, что я должна пользоваться очень яркой помадой для губ. Он не делал мне никаких дорогих подарков, хотя всегда следил за тем, как я выгляжу. Помню, в то время у меня было всего два платья. Одно из тафты с золотой полосой, а второе черное бархатное, которое я купила буквально за копейки.

Олег Ефремов заявил Сергею Бондарчуку: «Кадочникову на роль Наташи Ростовой не отпущу!»

— Ваша мама, известная советская актриса Нина Алисова, одобряла эту связь?

— Что вы! Она была категорически против. Когда я была беременна от Ильи в первый раз, мама пригласила его домой со словами: «Илья, вы должны что-то решить, нельзя так издеваться над моей дочерью». На что он ответил: «Я Ларису люблю, но никогда не разведусь с женой». Я хотела оставить ребенка, но мама и Илья были категорически против. Пришлось сделать аборт. И второй раз тоже. Увы, после этого я уже не смогла родить. Невыносимо жаль. Знаете, мне кажется, что у нас было бы два замечательных сына…

К третьему году наших отношений я была полностью морально истощена. В это время как раз заканчивала ВГИК и намерена была поступать в театр. Глазунов собирался ехать с выставкой в Польшу. Понятно, у советского человека не могло быть непозволительных связей. Помню, мы тогда встретились в его мастерской, и он сказал: «Лариса, нам надо расстаться». Я лишь ответила: «Наверное, так будет лучше». Пришла домой и прорыдала всю ночь. Мама сказала, что это счастливое освобождение и не подпускала меня к телефону, по которому постоянно звонил Илья. Наш болезненный роман закончился, но таких сильных и ярких чувств я не испытала больше ни к одному мужчине.

— Что помогло вам восстановиться?

— Театр. Меня пригласили в один из самых модных московских коллективов — «Современник». Тогда им руководил Олег Ефремов. Я попала в театр случайно, придя на прослушивание вместе со своим однокурсником. Подыгрывала ему в сценке, а после просмотра ко мне подошла Галина Волчек, которая тогда была заместителем Ефремова, и спросила: «Лариса, не хотите ли к нам, в „Современник“?» Я призналась: «Мечтаю». Действительно, для актера тогда это было лучшим местом. Я стала вводиться в роли, параллельно Сергей Бондарчук пригласил меня попробоваться на роль Наташи Ростовой в картине «Война и мир». Пробы заняли около года, и в конце концов Сергей объявил, что я утверждена.

— Но ведь в картине Наташу сыграла Людмила Савельева!

— Когда Сергей Бондарчук заявил Ефремову о том, что берет меня в кино, тот ответил: «Все хотят сниматься, а театр разваливается. Кадочникову на роль Наташи не отпущу!» К тому же вокруг меня в картине стали плестись интриги, и в конце концов мне нашли замену — 17-летнюю балерину из Питера Людмилу Савельеву. Ее утвердили буквально за неделю. Я узнала об этом через месяц. Позвонила на студию, а мне ответили: «Извините, мы нашли другую актрису». Не знаю, где я взяла силы, чтобы это пережить.

— Тогда вы уже были вместе с Юрием Ильенко?

— Юра буквально спас меня от Глазунова. Из одного романа я с головой ушла в другой. Мы ведь с Юрой вместе учились во ВГИКе, только он на операторском отделении. Ильенко был достаточно заметным студентом: талантливым, красивым, общительным. Сразу произвел хорошее впечатление на мою маму, которая с радостью нас благословила. По сути, мы расписались, когда я заканчивала ВГИК. Юру распределили в Киев, на Киностудию имени Александра Довженко, и он сразу уехал на съемки в Ялту.

— Ильенко вас ревновал?

— Безумно! Он страдал, говорил, что не может без меня жить, приезжал едва ли не каждую неделю из Ялты в Москву, заваливал меня цветами и все время повторял, что мы должны быть вместе. А я ни о чем таком не думала. Жила с мамой в центре Москвы, блистала в «Современнике», наслаждалась вниманием. Не знаю, случайно ли, но однажды Юрий Ильенко познакомил меня с Сергеем Параджановым, и это изменило всю мою жизнь. Встреча произошла в Москве, на улице Горького. Мы шли с Юрой ко мне домой, вдруг смотрю — прямо на тротуаре на чемодане сидит мужчина восточной внешности. Тогда он показался мне почему-то старым. Сергей был одет в черный костюм, его лицо обрамляла пышная борода. Юра сказал ему: «Это Лариса, моя жена». И Параджанов тут же вскрикнул: «Это же Маричка!»

— В то время они приступили к съемкам «Теней забытых предков»?

— Да, и Параджанов никак не мог найти актрису на главную роль. Кстати, я до встречи с Сергеем о таком режиссере, как Параджанов, вообще не слышала. Согласиться на главную роль в «Тенях» долго не решалась. Пробы были долгими, приходилось часто ездить в Киев. Юра все время уговаривал меня остаться, Параджанов осыпал комплиментами. В голове моей все перевернулось, и однажды, вернувшись в Москву, я пришла в театр и написала заявление об уходе. Олег Ефремов был в шоке! Никакие мои объяснения о том, что я хочу быть вместе с супругом, а съемки могут затянуться на год, не срабатывали. Олег на меня страшно разозлился и подписал заявление. Мама долго не могла мне простить этого поступка. Я же с головой ушла в съемки «Теней». А потом, наверное, после расставания с Юрой, жалела о том, что сделала такой шаг. Но время уже ушло.

«Ко мне иногда на улице обращаются: „Девушка“. Это невообразимо приятно»

— Тем не менее вы снялись в легендарной картине, вошедшей в золотой фонд украинского кинематографа.

— Это правда, хотя мне вначале было очень сложно. Сережа по-особенному работал с актерами, не учитывая правил театральной школы. Он будто все время писал одну большую картину. Не любить Параджанова было невозможно. Его всегда окружали необыкновенные женщины, к которым он относился удивительно нежно. Параджанов был щедр, заваливал всех подарками. Но ко мне у него никогда никаких поползновений не было. Он очень уважал Юру.

Хотя в начале съемок у Юры с Сергеем случился большой конфликт, и Ильенко решил уйти с картины. Конечно, пришлось бы сделать это и мне. Параджанов кричал: «Юру я отпущу, но тебя, Лариса, нет!» Понятно, он лишь блефовал и отпускать Ильенко не собирался. В то время как раз пришел отснятый материал, и Параджанов пригласил нас с Юрой его посмотреть. Знаете, это было как открытие какого-то нового мира. Мы увидели совершенно иное кино, от которого невозможно было оторвать взгляд. И остались.

— Тем не менее ваш союз с Юрием Ильенко не выдержал испытания временем.

— Мы расстались во время съемок картины «Мечтать и жить». Знаете, для Юры всегда на первом месте было творчество, а потом уже любовь. И надо было это принимать. Картина снималась тяжело, ему пришлось несколько раз переделывать сценарий. В конце концов в ней отказался сниматься Иван Миколайчук, которого заменили Родионом Нахапетовым, но на результат это не повлияло. Юра стал раздражительным, неудовлетворенным собой. Начал больше выпивать. По сути, наш союз себя исчерпал. И тем не менее я благодарна ему за все наши совместные картины. Если бы их не было, не сложилась бы так и моя дальнейшая карьера.

— Чего вы сейчас боитесь больше всего?

— Болезней. Хотя в последнее время не болею. Когда мой Миша ушел из жизни, я сказала себе: «Я абсолютно здоровая женщина. Никакие болячки меня не тронут». И это сработало. Чувствую себя молодой, нравлюсь мужчинам, и это прекрасный тонус. Я поняла, что нужно оставаться женщиной всегда и везде — на сцене, в жизни.

— Вы счастливая женщина?

— Да. Лариса — это чайка, птица. Я очень люблю море и ощущение свободы. Конечно, у меня бывают моменты печали, грусти, но я быстро восстанавливаюсь, сама даю себе установку, начинаю общаться с людьми и прихожу в форму. Не делаю никаких специальных физических упражнений и не сижу на диете, чтобы хорошо выглядеть. Просто постоянно нахожусь в движении. Знаете, ко мне иногда на улице по-прежнему обращаются: «Девушка». Это невообразимо приятно. Просто в один момент я выбросила из головы цифру, говорящую о моем возрасте. Ее нет! Я чувствую себя молодой.

По  материалам  интернета    Николай  Зубашенко

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: