ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

Десять тысяч шагов в день: у представителей племени хадза отличное здоровье

Posted by operkor на Декабрь 31, 2018

Эти кочевые лучники, живущие на севере Танзании, благодаря своему крайне высокому уровню физической активности, обладают отличным обменом веществ и здоровой сердечно-сосудистой системой, сообщает издание Le Monde. Десять тысяч шагов в день и больше. Народности охотников-собирателей есть чему нас научить — отмечает журналист.

Подобно индейскому племени цимане, другому этносу охотников-собирателей из боливийской Амазонии, у представителей племени хадза отличное здоровье, указывает автор статьи. Об этом свидетельствует исследование Германа Понтцера, профессора антропологии эволюции Университета Дьюка (Северная Каролина, США), опубликованное в научном журнале Obesity Reviews.

Действительно, из 192 исследованных представителей племени хадза лишь один человек мог считаться больным ожирением, у двоих был избыточный вес, а средний индекс массы тела (ИМТ) группы лиц, отобранных для исследования, составлял около 20. Напомним, что об избыточном весе можно говорить, когда ИМТ превышает 25, а о лишнем весе — при значениях выше 30. Что касается диабета 2-го типа, то его практически не существует, как обнаруживает это исследование. Наиболее поразительным является великолепное здоровье сердечно-сосудистой системы, передает журналист.

«Чем объяснить такое здоровье? Общим для всех народностей охотников-собирателей является очень высокий уровень физической активности. Так, представители племени хадза примерно 135 минут в день занимаются умеренной физической активностью — измерения производились с помощью акселерометров — и проходят в день от шести до девяти километров — как женщины, так и мужчины. Подобный уровень значительно превосходит нагрузку жителей промышленно развитых стран. И выходит далеко за пределы рекомендаций ВОЗ, предполагающих 150 минут двигательной активности умеренной интенсивности для тренировки выносливости? в неделю. Более того, у представителей хадза подобный уровень активности не снижается с возрастом», — указывает журналист.

Наряду с этим, такой уровень физической активности, судя по всему, не компенсируется увеличением времени для отдыха, в частности, большей продолжительностью сна, говорится в статье.

«Представляется очевидным, что именно окружающая среда, а не генетика поддерживает их в добром здравии, улучшая их иммунную систему и стрессоустойчивость», — подчеркивает Герман Понтцер. И в частности, их уровень двигательной активности. Поскольку, когда эти народности меняют свой образ жизни, у них развиваются те же «болезни цивилизации».

С другой стороны, такое хорошее здоровье, похоже, не связано с тем или иным рационом. «Мы наблюдаем широкий диапазон режима питания у этих народностей». И общий расход калорий в племени хадза аналогичен расходу калорий среди населения США или Европы, передает автор статьи. Это позволяет сделать вывод о том, что для достижения здорового обмена веществ органы общественного здравоохранения должны не столько побуждать нас сжигать калории, сколько побольше ходить и совершать моцион, утверждают авторы исследования.

Источник: Le Monde

Хадза́ — коренной народ на севере Танзании. Проживают в провинциях Аруша, Сингида и Шиньянга около озера Эяси. Разговаривают на изолированном одноимённом языке. Традиционная одежда у женщин — кожаный передник, у мужчин — передник и пояс стыдливости. Обычно ходят босиком, при переходах по колючкам носят сандалии. Семьи хадза формируют небольшие, кочующие вместе группы. Обычно переход на новое место совершается раз в две недели. Состав таких групп непостоянен, по желанию их членов они могут объединяться или разделяться. Территории занимаемые общинами или «резидентными группами» не имеют чётких границ, фактически каждый хадза может жить, охотиться и собирать пищу там, где пожелает. В сухой сезон хадза объединяются в группы по 100—200 человек, а в сезон дождей — вновь живут отдельными общинами.

Хадза́ — коренной народ на севере Танзании. Проживают в провинциях Аруша, Сингида и Шиньянга около озера Эяси. Разговаривают на изолированном одноимённом языке. Традиционная одежда у женщин — кожаный передник, у мужчин — передник и пояс стыдливости. Обычно ходят босиком, при переходах по колючкам носят сандалии. Семьи хадза формируют небольшие, кочующие вместе группы. Обычно переход на новое место совершается раз в две недели. Состав таких групп непостоянен, по желанию их членов они могут объединяться или разделяться. Территории занимаемые общинами или «резидентными группами» не имеют чётких границ, фактически каждый хадза может жить, охотиться и собирать пищу там, где пожелает. В сухой сезон хадза объединяются в группы по 100—200 человек, а в сезон дождей — вновь живут отдельными общинами. Как и его предки, юный Ниджа вырастет на территории вокруг озера Эяси в северной Танзании. Если, конечно, давление окружающего мира не сломит свободу его народа. (Martin Schoeller)

Раскидывающиеся просторы и сухая растительность позволяют острому взору разглядеть добычу на много километров вперед. С погнутого ветром дерева человек по имени Махия смотрит через грубоватую территорию обитания народа хадза. (Martin Schoeller)

Каждый что-то уносит с места охоты в свой лагерь. Для Капалы это голова куду. Его группа из друзей и родственников, будет пировать, пока не съест все мясо. (Martin Schoeller)

Онвас (сзади слева) смеется с мужчинами и мальчиками из своего лагеря, пока в котелке варится сок шипов розы для изготовления яда для своих стрел. (Martin Schoeller)

Едва в кустах раздается шорох, мужчина хватает свой лук и, пригнувшись, беззвучно идет к своей добыче. Хотя крупная добыча куда более привлекательна, охотники хадза могут удовлетвориться и менее крупной дичью, например, антилопой дик-дик, птицами или детенышами галаго. (Martin Schoeller)

Его время охотника прошло, но как рассказчик он только начинает. Онвас – главная фигура для одной из многих групп народа хадза, которые до сих пор ведут древний охотничий образ жизни. (Martin Schoeller)

Группа охотников выслеживает подстреленного бородавочника по следам крови, используя умения, передаваемые из поколения в поколение. На этом фото, сделанном недалеко от края равнины Серенгети, охотники хадза также наткнулись на добычу покрупнее – жирафа. Удачный стрелок Гарах (справа) получит большую часть мяса. (Martin Schoeller)

Пока мужчины охотятся, женщины раскалывают плоды баобаба, чтобы получить смолу, которая находится внутри плодов. В рационе племени хадза фрукты и плоды, добываемые женщинами, куда важнее мяса. Несколько сотен групп из всего населения хадза полностью полагаются на выращенные ими самими продукты, несмотря на близкое расположение от сельскохозяйственных сообществ. (Martin Schoeller)

Окруженный своими немногочисленными вещами, Тембо сидит у золы костра в «спальном районе» лагеря под открытым небом. Большинство хадза спят на свежем воздухе в сезон засухи, потому что, как они говорят, ветер прогоняет москитов. (Martin Schoeller)

Женщины народа хадза, как, например, Самай, — независимые и свободные, они могут свободно выходить замуж и разводиться. Шрамы на ее щеках – еще с детства. Так их учили сдерживать слезы, потому что при попадании их на шрамы, они начинали щипать. (Martin Schoeller)

По мере взросления, Нколо возьмет на себя еще больше взрослых обязательств. (Martin Schoeller)

Сангу – сестра Нколо. (Martin Schoeller)

Дикая жизнь в зарослях прослеживается на лице Мокоа – опытного охотника. Возможно, прическа в стиле генетты нужна для того, чтобы произвести впечатление, а может это местная причуда – народ хадза любит покрасоваться. (Martin Schoeller)

Чаусику и Сисием (с ребенком на спине) собирают ягоды, известные в Хадзане на языке хадза как нгвилаби. Исследование антрополога Фрэнка Марлоу показало, что ягоды составляют 17% еды в лагерях народа хадза. По калориям они практически равны мясу. (Martin Schoeller)

Мужчины разделывают карликовых антилоп ди-дик рядом с хижиной в традиционном лагере. (Martin Schoeller)

Боки (справа) танцует, пока Лави (слева) кажется неподвижным. Танцы – любимая форма развлечений в сообществах хадза как для детей, так и для взрослых. (Martin Schoeller)

Охотники на бабуинов несут добычу в лагерь на восходе. Стрелы с ядовитыми наконечниками из диких роз помогают поймать добычу. Ткань вокруг раны вырезается, чтобы избежать опасного яда. (Martin Schoeller)

Когда в лагере появляется очередная туша, можно и в пляс пуститься, однако хадза танцуют и ночью в качестве ритуала, и днем – для удовольствия. (Martin Schoeller)

Холо – дочь Онвы – растит своих пятерых детей в тесном взаимоотношении с природой, которая поддерживает их. Народ хадза не интересуется современными новшествами, они продолжают жить по своим традициям и правилам. (Martin Schoeller)

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: