ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

МАНИ, МАНИ, МАНИ. Сегодяшний “Фейсбук” — совершенно не тот, каким был еще пять лет назад. За все надо платить

Posted by operkor на Январь 21, 2019

Ф“Фейсбук” ввел очень много нововведений за последний год, полностью поменявших все правила, к которым ранее привыкли пользователи. Тут и новые принципы ранжирования постов, и массовые баны, и недавний запрет на “сексуальный подтекст” в постах.   В целом сегодняшний “Фейсбук” — совершенно не тот, каким был еще пять лет назад.

“Страна” разбиралась, в лучшую или худшую сторону изменилась самая популярная соцсеть в мире и почему “Фейсбук”-блогеры начинают мигрировать в другие соцсети.

Каждый пятый пост в ленте — реклама

После скандала с Сambridge Analityca “Фейсбук” стал более семейным. В приоритетном показе теперь — посты родственников и близких друзей, с которыми вы часто общаетесь и которых регулярно лайкаете. А публикации страниц и лидеров мнений, на которых вы просто подписаны, покоятся где-то на задворках ленты “Фейсбука”.

На практике это привело к двум главным последствиям.

Во-первых, пользователи оказались в информационном вакууме. Каждый изо дня в день видит один и тот же контент от одних и тех же людей с одной и той же точкой зрения на главные события в мире. Получается замкнутое информпространство, где нет и намека на плюрализм мнений. К тому же некоторые посты мы видим в ленте даже по несколько раз, если наши друзья оставляют под ними комментарии.

Комментарии вообще теперь — хозяева “Фейсбука”. Чем больше комментариев под записью, тем лучше она распространяется по сети и чаще появляется в ленте. Лайк потерял свою власть. Самые высокие охваты сейчас получают те, кто умеют вовлекать аудиторию в дискуссию, а не те, кто хотят всем нравиться и гонятся за лайками.

Публикации групп и публичных страниц вообще больше не видны в ленте “Фейсбука”. И даже упорным лайканием постов любимых страниц суровые алгоритмы “Фейсбука” уже не проведешь. Публикация промелькнет в вашей ленте, только если ее поставят на рекламу.

А во-вторых, катастрофически падают охваты постов (ведь большую их часть аудитория просто не видит). Если в старой версии “Фейсбука” популярный блогер с 10-15 тысячью подписчиков легко набирал по несколько тысяч лайков, то теперь даже 200-300 отметок “Нравится” — уже успех.

“Несмотря на то, что у меня в Фб сейчас 120 000 читателей, охват постов стал меньше, чем в те времена, когда было 50 000”, — рассказывает “Стране” украинский бизнесмен и блогер Дмитрий Дубилет.

Сейчас вряд ли ваш пост увидит хотя бы пятая часть ваших друзей и подписчиков. Если, конечно, вы не заплатите “Фейсбуку” за рекламу (или не “накрутите” с помощью ботов лайки, комментарии и шеры, которые поднимут пост в выдаче).

Эксперты говорят, что это часть глобальной стратегии соцсети: “Фейсбук” искусственно занижает органические охваты, чтобы стимулировать страницы чаще и больше платить за рекламу.

“С уверенностью про новые алгоритмы “Фейсбука” можно сказать только то, что они постоянно меняются и работают в первую очередь на то, чтобы соцсеть больше зарабатывала”, — комментирует маркетинг-эксперт и блогер Даниил Ваховский. — Сейчас каждый пятый пост в ленте — реклама. Если кто и может испытывать по этому поводу разочарование, то люди, которые считают “Фейсбук” благом с какими-то ценностями. Это циничная интернет-компания, которая сначала собирает ваши данные, чтобы показывать вам рекламу, а потом продает вас вместе с данными тому, кто за это заплатит, а мы бесплатно работаем на развитие этой бизнес-модели”.

Сама соцсеть объясняет изменение алгоритмов необходимостью обезопасить данные пользователей. И тем не менее “Фейсбук” все равно остается уязвим для создания искусственных скандалов, ботов и других технологий, используемых для “серого” продвижения нужной информации.

“Грубо говоря, вероятность того, что интересный и нужный пост получит широкую аудиторию по-честному гораздо ниже, чем если его начнут комментировать сотни аккаунтов без фото с арабскими никнеймами”, — анализировал накануне Нового года на своей странице в ФБ блогер Евгений Ихельзон.

Нет смысла меряться лайками

Новые алгоритмы свели на нет все те усилия, которые блогеры и коммерческие страницы вкладывали в раскрутку в соцсети долгие годы. Теперь, если только ты не коммерческая страница и не заплатишь “Фейсбуку” за рекламу в соцсети, твой пост почти никто не увидит.

“Количество читателей вашего поста снизилось, таким образом, в 10-20 раз (прикинуто на глаз, все алгоритмы тайные). Таким образом, если вы в период с 2009 по 2018 год буквально работали в “Фейсбуке”, завоевывали аудиторию, привлекали друзей и фолловеров, в 2018 “Фейсбук” нивелировал все ваши усилия и работу. Кто бы вы ни были — народный депутат или просто лидер мнений, — скорее всего, ваши умные мысли не найдут аудиторию размером с ту, которая была в 2013-м. Больше никто не сможет созвать Майдан или организовать народное движение с помощью этой социальной сети, все рассчитано”, — анализирует Евгений Ихельзон.

Особенно сильно от этого пострадали коммерческие страницы, страницы бизнесов и брендов, которые годами привлекали аудиторию, собирали лайки и вдруг обнаружили, что их посты никто не читает.

“Больше нет смысла меряться лайками. Страница с 5000 лайков и с 150 000 лайков равны, выигрывает тот, кто заплатит “Фейсбуку” больше денег за рекламу. Хорошо, допустим, это справедливо, но люди, которые подписывались на страницы, возможно, хотели их читать, а не видеть их контент с пометкой sponsored. Тем более, если это страница с контентом, где некому платить за продвижение и незачем”, — анализирует Ихельзон.

С учетом новых алгоритмов личные страницы ФБ, конечно, проигрывают публичным. У публичных страниц даже с учетом новых безжалостных алгоритмов есть выход: поставить пост на платную рекламу. Для личных страниц эта функция недоступна.

“Каждую запись на личной странице даже известного человека, блогера, у которого много подписчиков, теперь видит максимум 15% всех друзей и подписчиков. Поэтому, когда речь идет об охватах, о том, чтобы новость увидело как можно больше пользователей, работает только публичная страница”, — объясняет политтехнолог, директор Агентства кризисных коммуникаций Дмитрий Раимов.

Но популярность в Сети обходится все дороже. “Вместе с алгоритмами выдачи “Фейсбук” поменял и расценки на рекламу. Сейчас мы тратим на рекламу для наших клиентов на порядок больше, чем раньше. Раньше 150-300 за пост, сейчас 500-700, чтобы охватить такую же аудиторию”, — признается Раимов.

Хотя, несмотря на высокие расценки, реклама в “Фейсбуке” не перестала быть эффективной. “Наоборот, появились новые форматы рекламы, новые настройки таргетинга. Просто за все нужно платить. Очевидно, что рассчитывать на эффективную коммуникацию за $100 в “Фейсбук” больше нельзя”, — отмечает специалист по интернет-коммуникациям Сергей Малыхин.

По его словам, “Фейсбук” изначально задумывался как сеть для общения с близкими друзьями и родственниками, но с возможностью попадания рекламы в ленту. “Если хочется видеть посты “Страна.ua”, нужно просто отметить эту страницу как see first”, — комментирует Малыхин.

То есть единственный способ “обмануть” алгоритмы — это вручную установить приоритет в показе для тех страниц и блогеров, которых не хочешь потерять из виду.

Вместо секса — кекс

Еще одна нашумевшая новация в “Фейсбуке” касается… секса.

В декабре 2018 года администрация Facebook запретила использовать “высказывания с сексуальным подтекстом”. Эти правила распространяются также на Instagram и Facebook Messenger. Причем фразы сексуального характера нельзя писать не только в публичных постах, но и в личных сообщениях (!).

По сути, крупнейшая в мире соцсеть впервые ввела цензуру.

Это свое решение Facebook объясняет борьбой с сексуальным насилием, секс-торговлей и домогательствами. Однако же на практике от него пострадали вовсе не сутенеры, а целый пул блогеров, которые занимаются секс-просвещением.

Больше всего это заметно по “Инстаграму”, где в конце декабря прокатилась целая волна банов, куда попали все ключевые и самые топовые секс-блогеры. Которые, при отсутствии системного сексуального образования в школах, являются самым доступным источником знаний о контрацепции, сексуальности и личных границах для современных подростков.

И пусть их контент носит сугубо образовательный характер (там нет и намека на проституцию или харассмент) это не уберегло их аккаунты от блокировки.

“Цели у админов были благими, но они не подумали, что “Инстаграм” — это площадка не только для проституции, но также и для сексуального просвещения”, — рассказывает “Стране” известный секс-блогер Маша Арзамасова  (@masha_davay), чей аккаунт недавно тоже заблокировали. Причем она сама толком не понимает, за что. “Может, кого-то оскорбило слово “член”, — предполагает она.

Маша жалуется на весьма размытые критерии запрета. “Нельзя использовать “фразы с секусальным подтекстом” — вот как это трактовать? У меня весь блог с сексуальным подтекстом. В связи с этим я и очень много моих коллег секс-блогеров попали в бан. Это очень обидно, потому что я же за правое дело борюсь, я делаю все для того, чтобы секс-трафикинга как раз не было! А получается, что меня за это банят. Хотелось бы, чтобы алгоритм пересмотрели и продумали более, чтобы не трогать блоги с секспросветом”, — считает Маша Арзамасова.

Автор Telegram-канала Lasombra также возмущается новой политикой Facebook: “Как известно, секспросвет снижает риски нежелательных беременностей, болезней и других проблем. А замалчивание темы секса — повышает. Получается, сейчас Facebook собственными руками душит право людей на информацию о сексе, то есть прямо вредит здоровью и счастью людей. Не о таких социальных сетях мы мечтали”.

А пока секс-блогерам приходится подстраиваться под новые реалии. Например, некоторые стали заменять первую букву в слове “секс” значком копирайта ©, чтобы обмануть алгоритмы.

“Многие мои коллеги секс-блогеры теперь пишут вместо “секс” слово “кекс”. Но моя позиция изначально была такой, что я называю вещи своими именами. Я не хочу писать не “секс”, а “кекс”, потому что у меня блог не о кекспросвещении. Поэтому я просто какие-то специфические темы (типа оральный секс, анальный секс) увела из “Инстаграма” в формат лекций и вебинаров. А в постах стараюсь теперь избегать такого уж явного сексуального контекста, за который точно могут заблокировать. Грубо говоря, я не употребляю в постах фразы типа “большой эрегированный член”, — рассказывает блогер.

Но все понимают, что эта волна банов — не последняя. Чтобы подстраховаться, секс-блогеры либо заводят резервные аккаунты, либо ищут другие площадки для коммуникации с аудиторией — создают свои сайты, каналы в YouTube или Telegram.

Копия плохого телевидения

О переходе в другие соцсети и мессенджеры всерьез задумываются многие пользователи ФБ. На пятки “Фейсбуку” уже наступает “Телеграм”.

В отличие от “Фейсбука” и “Инстаграма”, куда читатели заходят тогда, когда им удобно, и видят только те посты, которые им решила показать соцсеть, преимущество “Телеграмма” в том, что сообщения приходят проактивно — то есть человек получает уведомление о новой записи и не упускает ни одной из них. Посты блогера в “Телеграм” не имеют шанса затеряться в общей ленте новостей, как в “Фейсбуке”.

Вообще “Телеграм” становится пристанищем для многих украинских блогеров, разочаровавшихся в “Фейсбуке” или уставших от бесконечных банов, о которых подробно писала “Страна” (в том числе и о практическом опыте конкретного блогера — здесь).

За нарушение норм сообщества можно попасть в бан на целый месяц или вовсе потерять свой аккаунт. Понятное дело, такая перспектива “Фейсбук”-блогеров не радует. Поэтому многие помимо “Фейсбук” начинают активно развивать другие соцсети — для подстраховки.

“Я завел канал в “Телеграме” исключительно из-за того, что ФБ превратился в платформу, в которой у блогера нет никаких прав и уверенности в чем-то, — говорит “Стране” популярный блогер Макс Бужанский. — Я пишу у себя на странице, комментирую только у близких друзей и, тем не менее, регулярно улетаю в бан на месяцы. Меня это бесит. В “Телеграме” я от этого защищен, хотя отсутствие комментариев делает процесс скучным и безликим. Но это резервная площадка, куда не дотянутся ботофермы”.

“Сейчас у меня получилось три канала, каждый из которых имеет свои особенности, — говорит Дмитрий Дубилет. — Для каждого канала я пишу свой тип контента. В “Инстаграме” — фото/видео с короткими текстами или стори. В “Телеграме” — короткие тексты. В “Фейсбуке” — тексты чуть длиннее”.

В последнее время даже проявился новый тренд — устраивать себе “дни отдыха от “Фейсбука”. Их практикует и Даниил Ваховский.

“В какой-то момент уровень “общественной дискуссии” заходит в такие темы, которые хочется просто игнорировать — потеря времени и нервов. И нужно отключаться от этого безумного потока сообщений. К тому же раздражают боты и политические активисты”, — объясняет он.

И все же до конца отказаться от этой соцсети пока не решается: “К сожалению, я возвращаюсь из-за того, что в социальных сетях есть такие контакты, которых нет в других местах. И использую мессенджер “Фейсбука” для работы”.

“Фейсбук” потерял доверие пользователей. Из площадки для свободного обмена мыслями он превратился в предсказуемую и скучную ленту новостей, где видны либо бесконечные видео с котиками, либо проплаченные посты — от тех, у кого есть на них деньги.

“Сейчас Facebook далеко не та приятная среда друзей, которой он был десять лет назад. Тогда ты лично знал каждого, кого добавляешь, а сейчас это тысячи и десятки тысяч подписчиков, и люди, которые за деньги генерируют пропагандистский политический контент, распространяют фейки, поддают остракизму личности и компании. Это максимально токсичная среда для общения, которую можно себе только представить. Вся идеология соцсетей как канала связи между людьми нарушена, это среда бессовестной пропаганды и массовой рекламы”, — анализирует Даниил Ваховский.

Блогер Евгений Ихельзон называет “Фейсбук” разочарованием года. “И не только из-за утечки данных, дыры в безопасности можно залатать, но и из-за простых человеческих обид, когда люди думали, что делают что-то значимое, а среда вокруг них превратилась в копию плохого телевидения, где за вас решают, что вы хотите сегодня читать и смотреть, в каком объеме и в какие моменты”, — подытоживает Ихельзон.

По его мнению, “Фейсбук” совершил трагическую ошибку. Он больше не поощряет создание новых смыслов и их носителей. Он перестал быть социально важным. Отсюда больше нельзя повлиять на ситуацию в стране и в мире.

“Представьте себе, что если бы “Фейсбук” в 2013-м работал так, как он работает в 2018 году, в Украине не случился бы Майдан. Все смыслы, которые производились бы здесь, не были доступны широкому кругу людей. Более того, если какой-то программный критический политический текст охватывал бы большие аудитории, его бы глушили вручную или удаляли из-за жалоб пользователей”, — пишет Ихельзон и делает вывод: ”Фейсбук” потерял власть лайков и шеров. Власть вернулась в телевизор, с которым сегодня соперничает YouTube”.

Анастасия ТОВТ

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: