ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

В Берлине командующий американской армией генерал Паттон, требовавший начать войну против коммунистов, едет на охоту и попадает под грузовик

Posted by operkor на Май 9, 2019

Джордж Паттон был одним из создателей бронетанковых войск США, а в дальнейшем — одним из лучших боевых командиров Второй мировой войны. Человек довольно противоречивый, эксцентричный, амбициозный, тщеславный, Паттон прославился тем, что во время войны не потерпел ни одного крупного поражения. Он пользовался уважением своих солдат и был весьма популярен у себя на родине.

Паттон был родом из богатой семьи потомственных военных. Он родился 11 ноября 1885 г. в Сан Габриэл, в Калифорнии, окончил одно из лучших военных училищ, после чего поступил в Вест Пойнт. Из-за какого-то недостатка, кажется, дислексии, ему пришлось проучиться лишний год, так что он окончил курс лишь в 1909 г. и получил назначение в кавалерию. Недостаток знаний Паттон восполнял кипучей энергией.

Паттон был прекрасным наездником и представлял США на Стокгольмской олимпиаде 1912 г. в соревнованиях по пятиборью, включавших в себя бег, плавание, верховую езду, стрельбу и бег с препятствиями. В следующем году он прошел обучение на французских кавалерийских курсах, а вернувшись в США, написал руководство по кавалерийскому бою. В 1916 г. Паттон вместе с генералом Першингом (№ 41) вторгся в Мексику, преследуя Панчо Вилью. В Мексике Паттон впервые познакомился с автомобилями и приобрел определенную известность после того, как, сидя в машине, убил из револьвера нескольких всадников Вильи.

Вместе с Першингом Паттон был в составе Экспедиционных сил, высадившихся во Франции в 1917 г. В этот период Першинг понял, что бронетанковые силы открывают новые возможности ведения войны. Поэтому он назначил Паттона командиром первой американской танковой части, а также школы, готовящей экипажи. Это произошло в ноябре 1917 г. Первая американская танковая бригада впервые вступила в бой в сентябре 1918 г. Во время Аргоннского наступления, в котором она участвовала, Паттон был легко ранен и получил Крест за боевые заслуги.

Вернувшись в Америку после войны, Паттон продолжал командовать бронетанковым соединением, теперь получившим наименование 314-й танковой бригады. В течение следующих двух десятилетий Паттон продолжал пропагандировать бронетанковые войска. Однако в условиях Великой депрессии 30-х гг. трудно было вести исследования в этой области и производить танки.

Только после начала Второй мировой войны в Европе и успеха танкового «блицкрига» немцев американцы всерьез занялись созданием бронетанковых войск. В июле 1940 г. Паттон принял командование 1-й бронетанковой бригадой, которая к апрелю следующего года превратилась в 1-ю бронетанковую дивизию. С марта по июль 1942 г. Паттон, уже генерал-майор, руководил Центром военной подготовки на границе Калифорнии и Аризоны, где он организовал обучение танкистов и развивал американскую доктрину бронетанковой войны.

Паттон принимал участие в планировании высадки американских войск в Северной Африке, а также командовал Западными бронетанковыми силами. В марте 1943 г., после тяжелого поражения американцев в Кассерине, Паттон принял командование 11-м американским корпусом. Сменив ряд командиров и укрепив дисциплину, Паттон превратил деморализованное воинское соединение в боеспособную силу и сумел возобновить наступление, которое в конечном счете привело к поражению держав Оси в Северной Африке.

В июле 1943 г., во время вторжения союзников на Сицилию, Паттон командовал 7-й армией. Во время продвижения к Мессине, которую каждый из союзников стремился взять первым, напористый Паттон обошел более осторожных англичан, которыми командовал Монтгомери, чем заработал популярность на родине, хотя и вызвал недовольство союзников. После победы на Сицилии Паттон начал посещать госпитали, оказывая внимание своим раненым солдатам. Большую известность получил инцидент, когда Паттон нанес побои двоим солдатам, которые не были ранены и лежали в госпитале с нервным переутомлением. При этом он обозвал их трусами за то, что те прибегли к медицинской помощи. В результате Паттон не получил высоких постов в оккупационных войсках на Сицилии и не сыграл никакой роли во вторжении на основную территорию Италии.

В январе 1944 г. Паттон был переведен в Англию и принял участие в подготовке высадки союзников в Нормандии. Так как Паттон был наказан за инцидент с рукоприкладством, он командовал в этот период только ложным соединением, которое было создано для того, чтобы немцы решили, что основной удар будет нанесен в Па-де-Кале, а не в Нормандии. Только через месяц после успешной высадки союзников в Нормандии Паттон стал командовать боевым соединением, а именно 3-й армией.

В это время Паттон снова показал себя одним из лучших военачальников. Начав наступление 1 августа, Паттон через две недели окружил немецкую группировку численностью около ста тысяч человек в Фале-Аржентан. К концу месяца он достиг Саара. Тактика Паттона строилась на мобильности и факторе внезапности. Его части атаковали немцев прежде, чем те успевали укрепить свою оборону и подготовиться, танки Паттона нередко продвигались быстрее, чем снабжалась его армия. Когда он считал необходимым, то требовал, а то и изымал боеприпасы у других частей. Случалось и так, что Паттон игнорировал приказы вышестоящих командиров, начиная атаку без поддержки резервных сил. В декабре он со своей 3-й армией начал наступление на Мец.

Когда немцы внезапно предприняли контрнаступление в Арденнах, угрожая зайти союзникам в тыл, Паттон дал приказ своим войскам повернуть на девяносто градусов, чтобы освободить Бастон и остановить немецкое наступление. Это удалось Паттону, после чего он начал вторжение в Германию и 22 марта 1945 г. форсировал Рейн. Быстро продвигаясь вперед, 3-я армия беспощадно разрушала города и укрепления, которые отказывались сдаваться. В Руре Паттон окружил и разгромил крупную группировку немецких военных сил, после чего повернул в Баварию. К концу войны его армия достигла Чехословакии.

После победы Паттон, как всегда откровенный в своих высказываниях, заявил, что американцам следует немедленно начать военные действия против коммунистов, потому что рано или поздно этим все равно придется заняться. Это обстоятельство, а также терпимость Паттона по отношению к бывшим нацистам, которых он предлагал использовать для строительства новой Германии, вновь привели к потере Паттоном командных высот. Последней его должностью был сравнительно незначительный пост губернатора Баварии.

9 декабря 1945 года, за день до своего намеченного возвращения в Калифорнию (США), Паттон попадает в автокатастрофу. Он и его начальник штаба, генерал-майор Хобард Гей, ехали охотиться на фазанов в угодья, расположенные в предместьях Маннгейма.

В Кадиллаке модели 75, за рулём которого находился водитель Хорас Вудринг (1926—2003) генерал Паттон находился на заднем сиденье справа, а генерал Гей — слева. В 11:45 по местному времени, недалеко от Некарсштадта, на железнодорожном переезде, 2,5-тонный грузовик GMC (водитель Роберт Л. Томпсон), потерял управление и выехал на встречную полосу. Кадиллак на небольшой скорости столкнулся с грузовиком.

Генерала Паттона, который в этот момент обсуждал картину, увиденную им на переезде, отбросило вперед, и он получил тяжёлую рану, ударившись головой об одну из стеклянных частей салона на заднем сидении Кадиллака. Гей, Вудринг и Томпсон получили только незначительные травмы. Парализованный, Паттон умер от эмболии 21 декабря 1945 года в военном госпитале в ГейдельбергеГермания, в присутствии своей жены.

Паттон похоронен на Люксембургском американском мемориальном кладбище в городе Люксембург, вместе с другими погибшими воинами 3-й армии США. Его останки были перезахоронены с другого кладбища в место упокоения, расположенное перед могилами его солдат. Кенотаф находится на кладбище в Сан-Гейбриеле, штат Калифорния, рядом с церковью, где Паттон был крещён. В притворе алтарной части храма находятся предметы, напоминающие о Паттоне, в том числе его фотография на танке. Во дворе церкви установлена статуя генерала.

Автомобиль Паттона был восстановлен и использовался различными ведомствами. В настоящее время машину, равно как и многие другие предметы жизни полководца, можно увидеть в Музее генерала Джорджа Паттона

Паттон часто появлялся на людях в полной парадной форме, при всех регалиях, с пистолетом 45-го калибра, украшенным ручкой из слоновой кости. На поясе. Он был артистом, вдохновлявшим солдат и желавшим вызывать восхищение публики. Это был скорее хороший боевой командир, чем полководец-мыслитель, знаток военного искусства.

Конечно, Паттон не стоит в одном ряду с такими крупнейшими теоретиками танковой войны как Фуллер  или Гудериан, но он не проиграл ни одного сражения. Он, конечно, был скорее популярен, чем влиятелен, как военачальник. Слишком часто он проявлял свой темперамент и высказывал суждения о политических проблемах за пределами своей компетенции. Позже многие американские офицеры, введенные в заблуждение его успехом, пытались подражать Паттону, думая, что некомпетентность можно компенсировать лихостью. Но этим подражателям удавалось лишь доставить неприятности и несчастья своим подчиненным, а не повторить опыт Паттона, который умел вдохновить своих людей на бой против превосходящих сил противника.

Автор  — Майкл Ли Лэннинг, профессиональный военный, бывший офицер американской армии, участник войны во Вьетнаме.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: