Хроники и Комментарии

Власть, расследования, сатира, фото

Картель под крышей «Укравтодора». Несколько компаний делят самые большие подряды, почти не конкурируя между собой

Posted by operkor на 29 июля, 2020

 Эксперты издания «Наші гроші» и «Лиги антитраста» специально проанализировали данные о более тысяче тендеров 2019 года в системе «Укравтодора» и местных облгосадминистраций, которым передали на баланс содержание государственных дорог местного значения. Список 100 крупнейших дорожных подрядчиков с данными об этих компаниях обнародован в первом номере журнала «Mintrans».

Вот некоторые находки. Общее количество компаний средней руки увеличилась. Но незначительное количество компаний продолжает делить самые большие подряды, почти не конкурируя между собой. В отдельных регионах создаются закрытые для не-местных картели. Экономия государственных средств на тендерах все-таки зависит от конкурентности торгов.

Десять компаний, занявших первые места в рейтинге крупнейших подрядчиков 2019 года, выиграли тендеры на ремонт дорог на 42 миллиардов гривен. Это почти половина из подрядов на сумму 87 млрд грн., которые в целом поделили между собой почти полтысячи компаний.

Почти — все же не 50%. Формально эти показатели пока не дотягивают до классической «коллективной монополии». Согласно украинскому законодательству, статус «коллективной монополии» получают компании (три субъекта), которые контролируют более 50% какого-либо рынка. Однако если внимательно подойти к определению границ рынка и связей между игроками, то картинка сразу ухудшится.

Вот несколько иллюстраций.

Родственными являются участники топ-10: турецкая фирма «Onur Taahhut Tasimacilik Insaat Tic. ve San. A.S» и украинское ООО «Онур Конструкціон Інтернешнл» с суммарным тендерным достижением 7,8 млрд грн. Компании «Ростдорстрой» (второе место нашего рейтинга) обладает значительной долей в «ООО РДС-Полтава» (четвертое место), а значит, и их достижения можно суммировать — 8,9 млрд грн. Если добавить контракты других крупнейших подрядчиков — «Автомагистрали-Юг» (9,2 млрд грн), «ШРБУ-48» (3,7 млрд грн) и «Технобудцентра» (3,6 млрд грн) — то получим 33 млрд гривен на пять крупных игроков.

Еще один важный нюанс. В общей сумме «дорожных» подрядов 87 млрд грн. есть эксплуатационное содержание местных дорог облавтодорами. Они существенно отличаются от полноценного ремонта и строительства дорог. По этим контрактам по большей части не бывает ни полного выполнения всего заказа, ни полной оплаты. Поэтому 16 млрд грн. можно условно отбросить от общей суммы и получим уже 71 млрд грн. Поэтому 33 миллиарда пяти крупнейших игроков — это уже 46% от общей суммы.

Для еще более корректного определения рынка стоит разобрать ремонты на несколько категорий. Во-первых, логично выделить мосты. Эти сооружения слишком сложные. Во-вторых, структура работ сильно зависит от категории сложности дороги. Это также существенно повлияет на определение рыночных лидеров. А именно — еще точнее определит гегемонию небольшого количества фирм.

Подобную ситуацию имели и в 2018 году. Тогда «Наші гроші» подсчитали, что пять крупнейших групп выиграли 37% подрядов на ремонт дорог (с учетом доли облавтодоров).

Также очевидно, что крупные игроки на формально открытых аукционах между собой не конкурируют до последней капли маржи. Например, в областях, где крупнейшие тендеры выигрывала «Автомагистраль-Юг» — там также получал подряды «Онур» (Днепропетровская, Запорожская, Донецкая области), но почти не выигрывал «Ростдорстрой». И наоборот, в Николаевской и Полтавской областях «Ростдорстрой» имеет полное доминирование над полностью отсутствующей «Автомагистралью-Юг».

Кроме всеукраинского распределения рынка есть и региональные монополии. Например, очень мало кто смог получить значительные подряды в карпатских областях кроме ООО «ПБС», которую контролирует руководитель курорта «Буковель» Александр Шевченко.

В Винницкой области имеем собственную олигополию. Местный облавтодор и четыре фирмы «СУНП «Автострада», «Шляхбуд», «Енергетично-дорожнє будівництво» и «СУАП «Інтервіас Україна» разделили между собой 7,3 миллиарда гривен из 7,7 млрд грн., или 95%. Причина неуспеха «иногородних» проявилась во время обжалования дискриминационных условий в Антимонопольном комитете.

Оказалось, что Винницкая обладминистрация прямо указывала, что фирмы готовы разместить на территории области новый асфальто-бетонный завод для изготовления собственной смеси для ремонта дорог — просто не смогут получить экологического разрешения. Поэтому ни один другой крупный игрок не смог получить никакой доли в распределении винницкого пирога.

Ремонтные подряды является доходным бизнесом. Об этом свидетельствует падение цен на отдельных тендерах. Например, «укравтодоровцы» несколько лет пытались изолировать украинский рынок от белорусских подрядчиков, но в прошлом году ремонтники с севера таки просочились в Украину. И «Дорожно-строительный трест № 2 Гомель» сразу показал класс на тендере по ремонту дороги Н-25 Городище — Ровно — Староконстантинов.

Белорусы в ходе торгов опустили цену на 9% с ожидаемых заказчиком 822 млн грн. до 746 млн грн. Обычно 9% падение по цене на дорожных тендерах в «Укравтодоре» и его фаворитских компаниях называют демпингом, нацеленным на выигрыш торгов с последующим шантажом заказчика. Однако на самом деле когда на тендерах вдруг случается настоящая открытая конкуренция (такое бывает, это не розовый единорог!) — то в цене падают даже признанные тендерные фавориты.

Например, «Автомагистраль-Юг» обычно свои тендеры выигрывала с экономией около 2-3% при среднем количестве участников торгов 2,54. Но как только на тендере по ремонту участка дороги Р-51 Мерефа — Лозовая — Павлоград ожидаемой стоимостью 1,9 млрд грн. появилось пять конкурентов, то «Автомагистраль-Юг» сама снизила свою стартовую заявку на аукционе на 21%. И по такой цене и подписали контракт.

Аналогичное поведение было присуще и другим лидерам отрасли. «Ростдорстрой» на выигранных им торгах приносил государству экономию в среднем 2,7% при среднем количестве участников 3. Но при появлении на тендере четырех конкурентов — падал в цене на 11%. «Онур Конструкцион Интернешнл» также при среднем количестве участников 1,95 падал в цене лишь на несколько процентов. Но при трех участниках на тендерах Полтавской службы автодорог падал на 18%, а при четырех конкурентах на торгах «Львовавтодора» — экономия достигала 30%.

То есть, резервы для более эффективного использования государственных средств на ремонтах дорог есть. Было бы желание этим заниматься.

Юрий Николов, Наші гроші; опубликовано в журнале Mintrans

Перевод: Аргумент

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: