ХРОНИКИ и КОММЕНТАРИИ

Интернет-газета

Запорожью-250. Как сотни лет назад , так и сегодня, лакомые куски в экономике города занимает иностранный капитал

Posted by operkor на 15 октября, 2020

Проспект Соборный — главная магистраль Запорожья. Фото ВВП

В 2016 году экс-министр культуры Украины Евгений Нищук сказал: «Ситуация, сложившаяся на востоке и юге, — это пропасть сознания. Более того, когда мы говорили о генетике в Запорожье, на Донбассе, то это города завезенные. Нет там никакой генетики, это сознательно завезенные города»

Единое культурное пространство рушится вслед за разрушением экономического. В «завезенном» Запорожье интересы мэра Владимира Буряка и связанных с ним групп не совпадают с интересами центрального правительства. Особенно ярко это проявилось в истории с Запорожским аэропортом, новый терминал которого построили на муниципальные средства, а Киев почему-то решил забрать его у города и отдать в концессию каким-нибудь иностранцам.

Дошло даже до привлечения СБУ, сотрудники которой проводили обыски в здании горсовета и аэропорту. Когда же мэр, увидев, что связанная с коронавирусным карантином полная остановка транспорта не только окончательно рушит экономику города и загоняет в нищету население, но и мешает добираться до больниц медперсоналу, решил восстановить работу транспорта, президент Зеленский снова стал стращать его СБУ и МВД.

СБУ потребовалась и для решения вопроса с директором «Мотор-Сичи» Вячеславом Богуслаевым, который, лишившись российских заказов, задумал спасти предприятие, продав его китайцам. Общих интересов нет, есть желание местных «элит» побольше оставить у себя и желание «элит» киевских побольше выдоить из региона. Кто кого — решает только сила. А народ живет, точнее, выживает, в параллельной реальности.

СПРАВКА

Запорожская область на территории УССР появилась 10 января 1939 года, однако окончательное оформление ее границ произошло в 1949 году. Площадь области составляет 27,183 кв км или 4,5% территории Украины. Численность населения 1 млн 690 тысяч человек или 4,11 населения страны. При этом городское население составляет 77,15%, а сельское 22,85% от общего числа жителей. Русскоязычный и ментально до сих пор во многом советский город Запорожье странно чувствует себя в современной Украине.

Запорожье от «древних укров» и до Пушкина

В 1768 году Екатерина II начинает войну против Османской империи и в 1770 году принимает решение построить Днепровскую оборонительную линию для защиты от нападений крымских татар — 7 крепостей от днепровских порогов до Азовского моря. Самую северную и самую крупную крепость в честь командующего 1-й русской армией Александра Голицына назвали Александровской. С этого и начинается история города Запорожья.

Правда, после Майдана в 2014 году  депутаты горсовета прикинули, что Запорожью непатриотично быть основанным русской императрицей и утвердили новую дату — 952 год.      Речь о византийском императоре Константине VII Багрянородном, который в своем трактате «Об управлении империей» упомянул о каких-то городищах на обоих берегах Днепра и острове Св. Григория (Хортице).

На поверку оказалось, что данные городища не только не найдены археологами, но даже не упоминаются в трактате Константина Багрянородного. Там идет речь всего лишь о некоей переправе Крария, которую принято отождествлять с Кичкасской переправой в Запорожье. В общем, темна вода.

Даже если в X веке здесь и жили люди, то непонятно, какие и при чем здесь дата основания города Запорожья. Таковой датой нельзя считать даже основание в 1552 году Хортицкой сечи — небольшой крепости на острове Малая Хортица (сейчас Байда), которую заложил литовский магнат русского происхождения Дмитрий «Байда» Вишневецкий как опорную базу для походов на крымского хана. Хану Девлет Гирею это не понравилось, и в 1558 году он выбивает Вишневецкого с Хортицы. Недолго думая «Байда» присягает русскому царю Ивану Грозному, но с началом Ливонской войны снова перебегает к литовцам. Грозный царь дал «украинскому лыцарю» такую характеристику: «Пришел как пес и сбежал как пес; а вреда от него мне, государю, и моей державе не было».

Так что сохраним здравость и снова отметим, что основан город был в XVIII веке. В 1785 году перед Александровской крепостью появился посад, куда заселились строители-крестьяне, каторжники, обслуживающий персонал, отставные солдаты. В 1795 году неподалеку от города была основана первая немецкая колония Шенвизе. Переселившиеся в Российскую империю немцы-меннониты были сторонниками близкой к анабаптизму Томаса Мюнцера протестантской деноминации. Меннониты принципиально не брали в руки оружие, но тем не менее приняли активное участие почти во всех европейских буржуазных революциях, начиная с нидерландской, а затем были гонимы во время контрреформации и в итоге попали на территорию Российской империи. Всего к концу XVIII века в окрестностях Александровска было создано около 20 немецких колоний.

Мазанки в Александровске

Жизнь в Александровске проходила невесело. Большинство домов были деревянными или глинобитными, с камышовыми и соломенными крышами. Самым солидным каменным сооружением в городе на четыре неосвещенных и немощеных улицы долгое время оставалась тюрьма. Ни канализации, ни водоотвода жители тогдашнего Александровска не знали, зато прекрасно знали, что такое холера, брюшной тиф и дизентерия, поскольку в городе была одна единственная больница на 25 коек и то она обслуживала лишь гарнизон. В таком неприглядном виде его и застал сосланный из Петербурга Пушкин по дороге на Кавказ.

Век пара и стали

Развиваться Александровск начал во второй половине XIX века во время перехода Российской империи к капитализму. Толчок развитию дала постройка в 1873 году ветки железной дороги на Екатеринослав (нынешний Днепр), а затем и на Севастополь. Таким образом, Александровск стал перевалочным пунктом для транзита хлеба через Одессу в Европу. Не умевшие и не желавшие учиться новому способу ведения хозяйства пореформенные южно-российские помещики занимались тем же, чем современные украинские олигархи — вывозили сырье (в данном случае хлеб, которого катастрофически не хватало малоземельному крестьянству) на Запад, а на вырученную валюту вели роскошную жизнь.

Министр финансов Александра III Вышнеградский скажет свое печально известное: «Недоедим, но вывезем» (недоедать, естественно, должны были не министры и не императоры) немного позже, но сам принцип заработал уже тогда. Тем не менее, транзитная железная дорога сделала осмысленной появление в Александровске промышленности. Организаторами производства само собой стали предприимчивые немецкие протестанты.

На стыке XIX и XX веков Копп, Гильдебрант и Присс, Вальман и Лепп открыли здесь целый ряд заводов по производству сельскохозяйственных машин. Страдавшие от голода и пореформенного малоземелья крестьяне (освободив крепостных император Александр II оставил землю в руках помещиков) массово бежали на промышленные предприятия в города. Так в Александровске начал концентрироваться рабочий класс.

Наивно считая, что причиной всех народных бед является личность конкретного императора, в 1879 году народовольцы Андрей Желябов, Николай Кибальчич и другие решают убить Александра II во время его остановки в Александровске по пути в Крым, но взрыв по неизвестным причинам не произошел, и достать царя получилось лишь в 1881 году в Петербурге.

К началу XX века производство в Российской империи в целом и в городе Александровске в частности укрупнилось и было монополизировано прежде всего иностранным капиталом. Монополия и большая резервная армия труда, созданная из разорившихся крестьян, позволила промышленникам ввести 12-часовой и более рабочий день, постоянно снижать зарплату, вводить десятки штрафов и взысканий. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях — в запыленных и загазованных помещениях без вытяжек, жили как скот (мужчины, женщины, дети вместе) в бараках с трехъярусными нарами, где часто приходилось спать по очереди, не имели доступа к водопроводу, электроэнергии, школам, больницам.

Водопровод в Александровске появился к 1904 году, но воду за немалые деньги могли получить только зажиточные горожане центральных районов. Канализации не было, нечистоты из выгребных ям попадали в грунтовые воды и распространяли инфекции. Заработанные рабочими гроши возвращались обратно капиталистам через оплату принадлежавшего им жилья, покупки еды в принадлежавших им магазинах и алкоголя в принадлежавшим им кабаках. Прибыль же уходила не просто в частные руки, но заграницу так же, как сейчас она уходит в офшоры.

Нечеловеческие условия труда и быта толкнули рабочих на борьбу. Еще с 70-х гг. XIX века в Александровске начались стачки железнодорожников и работников мастерских. Стачки подавлялись войсками. В железнодорожных мастерских во время июньской забастовки 1885 года впервые в Украине рабочие взяли в руки красный флаг.

В 1899 году в Южных железнодорожных мастерских возник марксистский кружок. Несмотря на то, что через 2 года он был разгромлен полицией, к концу 1901 года таких кружков уже было более 10. Весной того же года возникла Александровская социал-демократическая группа, установившая связь с ленинской «Искрой». В марте 1902 года Екатеринославский комитет РСДРП присылает в Александровск своих представителей для помощи в создании местной партийной организации.

Тревожные годы

В январе 1905 года после расстрела царскими войсками рабочей демонстрации в Петербурге началось первая русская революция. В феврале-марте бастовать начали и около 8 тысяч рабочих 6-ти заводов Александровска. Остановили работу и трудящиеся завода Фукса в Великом Токмаке, завода Франца и Шредера в Пришибе, завода Гриевза и Матиаса в Бердянске. На рабочих кинули армию за то, что они требовали самых обычных, как сейчас кажется, но на самом деле добытых в свое время тяжелой борьбой, условий — 8-часового рабочего дня и хоть как-то учитывающего их интересы трудового законодательства. В октябре черносотенцы вместе с полицией устроили погром в рабочих кварталах Александровска и кварталах еврейской бедноты, сжигали дома. 10 декабря рабочие Александровска подняли восстание, которое было жестоко подавлено через 5 дней полицией, казаками, регулярными войсками и отрядами черносотенцев. Многих убили и ранили, сотни попали в тюрьмы, десятки на каторгу, а 8 рабочих повесили.

К 1910 году бытовые условия жизни в городе практически не изменились. Электричество было доступно только дворянам и купцам, на одного врача приходилось почти 6000 жителей, отсутствовал санитарный надзор, что приводило к многочисленным вспышкам холеры. Продолжилась монополизации промышленности. Почти все машиностроительные предприятия Александровска оказались в руках А.Я. Коппа. В 1913-м он вместе с заводчиками Одессы и Елизаветграда (сейчас Кропивницкий) учредил синдикат «Урожай», который монополизировал почти всю торговлю сельскохозяйственными машинами и орудиями. К началу Первой мировой войны в Александровске проживали 63,6 тысячи человек.

Во время Первой мировой войны Александровск находился в тылу и туда эвакуировали ряд прифронтовых предприятий. Таким образом в городе оказались авторемонтные мастерские и завод «Борман, Шведе и Ко» из Варшавы, проволочно-гвоздевой завод из Риги, завод авиамоторов (нынешний «Мотор-Сич») из Петрограда. Обездоленные беженцы с запада пополняли рабочую армию, а промышленники делали огромные деньги на военных заказах.

После революции в Александровске начинается многолетняя чехарда в духе свадьбы в Малиновке. Сначала Центральная Рада УНР недолго удерживает край с помощью гайдамацких подразделений. Зимой 1918 года Раду выбивают большевики, но уже в марте она возвращается на Запорожье в обозе немецкой армии. Правда, ненадолго. Ноябрьская революция в Германии вынуждает немецкие войска отступить, а их место занимают петлюровцы. Но в декабре 1918-го большевики снова восстанавливают в Александровске советскую власть. Весной создается местная комсомольская организация и на ее открытие приезжает в то время начальник политотдела 1-й Заднепровской Украинской советской дивизии Александра Коллонтай.

Летом 1919-го юг бывшей Российской империи захватывает Деникин. Однако белым тоже не везет. В октябре 1919 года Александровск берет Повстанческая армия батьки Махно, но уже в январе 1920-го большевики снова контролируют город. 8 июня 1920 года из Крыма начинает наступление Врангель. 2 августа его войска входят в Александровск, но уже через несколько дней он разбит Красной армией. В городе окончательно устанавливается советская власть.

5 марта 1921 года Александровск переименован в Запорожье.

Город-сад

Современный г. Запорожье родился вместе с Днепровской гидроэлектростанцией, строительство которой началось в 1927 году в рамках первого пятилетнего плана ГОЭЛРО. С пуском ДнепроГЭСа 10 октября 1932 год были затоплены днепровские пороги и впервые в истории открылось сквозное судоходство по Днепру.

На энергетической базе ДнепроГЭСа за годы индустриализации создали десятки мощнейших производств, продукция которых теперь шла не на экспорт для повышения благосостояния и всестороннего развития нескольких частных собственников, а для обеспечения всех граждан Советского Союза.

Запорожсталь, Днепроспецсталь, Запорожкокс, титаномагниевый, алюминиевый комбинаты, ферросплавный, ремонтно-механический, огнеупорный, электродный заводы и многие другие сделали Запорожье промышленным центром советской Украины. К 1937 году здесь производилось 60% выпускаемого в СССР алюминия, 60% ферросплавов, 100% магния, 20% стального проката. За промышленностью потянулись наука, культура, здравоохранение и образование.

 В 1929-1932 гг. в Гипрограде УССР был разработан генеральный план «Большого Запорожья», предусматривающий создание 7 новых районов. Между плотиной и промышленной площадкой, в 10 км от старого Александровска и в самом центре современного Запорожья заложили поселок №6 с многоэтажными домами и полнометражными квартирами, названный Соцгородом. Он должен был стать «городом-садом» будущего и стал им. Улицу, прошедшую через Соцгород, по которой рабочие возвращались с заводов домой, назвали Аллеей Энтузиастов. Сейчас это проспект Металлургов.

В 1939 году город стал центром новообразованной Запорожской области.

В борьбе за свободу

Когда фашистская Германия напала на СССР, запорожцы стали готовить противотанковые рвы, окопы, траншеи, блиндажи для обороны города. Заранее было сформировано подполье и партизанские отряды.

18 августа 1941 года фашистские захватчики прорвали оборону советских войск, прошли по мосту через старое устье Днепра и заняли о. Хортицу. Тогда, чтобы не достался врагу, был взорван ДнепроГЭС. До 3 октября отряды 274-й дивизии, 157-й полка НКВД, зенитчики войск противовоздушной обороны и ополченцы сдерживали натиск противника, а 3-4 сентября даже смогли форсировать Днепр и выбить гитлеровцев с Хортицы. Это дало возможность эвакуировать 22 завода, 26 предприятий легкой и пищевой промышленности, институты, театр, музей и значительное количество населения. 4 ноября фашисты захватили Запорожье. Для удержания города немцы выстроили Запорожский плацдарм (часть Восточного вала) длиной в 40 км и шириной до 25 км.

До войны в Запорожье жили около 300 тысяч человек. Перепись, которую провели немцы в 1942-м, показала, что в городе на тот момент оставалось чуть больше 100 тысяч человек. Обер-бургомистрами, т.е. главами оккупационной администрации, стали сначала немец-меннонит Якоб Вибе, а затем — украинец Колесников. Фашисты сразу же занялись переименованиями. Например, улица Совнаркомовская превратилась в аллею А. Гитлера. Через время ее назовут ул. 40 лет Советской Украины, а после Майдана 2014 года снова переименуют — в ул. Независимой Украины.

Оккупанты уничтожили 44 тысячи запорожцев, на каторгу в Германию насильно вывезено 58 тысяч человек. Когда у гитлеровцев начались неудачи под Сталинградом, на улицах Запорожья появились афиши: «За каждого убитого немецкого офицера будет убито десять коммунистов». Зондер-команд было мало, и они лишь управляли карательными операциями. Непосредственно же расстрелы (в первую очередь коммунистов и евреев) производились по большей части полицаями из местного населения.

Но действовали и партизаны: подпольная группа «Ревком» бывшего работника Запорожстали М. Гончара в Запорожье, «Молодежная организация патриотов» в селе Большая Знаменка, молодежная группа умершей пару лет назад Майи Самсыки в селе Балабино и другие.

Несколько тысяч человек было согнано фашистами на восстановление промышленных предприятий Запорожья, но постоянный саботаж и диверсии так и не позволили им это сделать. Из 3-х тысяч военнопленных, брошенных гитлеровцами на восстановление ДнепроГЭСа, выжило лишь 17 человек.

Сам Гитлер прилетал в Запорожье целых 3 раза. В феврале 1943 года в доме, где сейчас находится один из корпусов Запорожского национального университета, он встречался с генерал-фельдмаршалом Манштейном, чтобы обсудить вопросы удержания Донбасса. В сентябре 1943-го фюрер снова появился в городе, но теперь с требованием к Манштейну удержать  Запорожье.

13 октября 1943 года к Запорожью подошли войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Родиона Малиновского. По задумке маршала Василевского советские танковые войска впервые в истории войн должны были совершить ночной штурм большого города. Героем освобождения Запорожья стал лейтенант Николай Яценко. Его танк подбил четыре фашистских танка, уничтожил несколько огневых точек, свыше сотни гитлеровцев, а затем завладел мостом через реку Московку, открыв советских войскам путь. Николай Яценко погиб в горящем танке.

 В 23 часа 30 минут 14 октября в Москве прогремел салют в честь освобождения Запорожья.

В 1947 году был восстановлен ДнепроГЭС, а за ним и другие предприятия города, постепенно возводились новые мосты через Днепр, строились жилые дома, концертный зал, драмтеатр, кинотеатры. В Запорожской области построена самая большая в Европе атомная электростанция. В 1956 году знаменитый кинорежиссер Марлен Хуциев снял в Запорожье фильм «Весна на Заречной улице». В 80-е годы город вырос до 800 000 человек. Предполагалось, что через некоторое время он перешагнет миллионный порог, поэтому советские инженеры предлагали проект постройки метро. Но…

Назад в XIX век

После разрушения Советского Союза и восстановления капитализма крах постиг и наукоемкие производства Запорожья. Оставшиеся предприятия путем мошеннических схем быстро оказались в руках частных собственников. Точно также, как в дореволюционные времена, олигархи стали делать состояния на продаже за  границу сырья, полуфабрикатов или продукции первого передела с низкой добавленной стоимостью. Ради повышения прибылей этих экспортеров была обрушена национальная валюта, население обнищало, началась безработица.

Некоторые «особо предприимчивые» деятели не стали заморачиваться даже самыми примитивными видами производства. Они просто порезали попавшие в их руки заводы на металлолом. Так был закрыт завод «Гамма», выпускавший радиоэлектронную продукцию для авиационной и атомной промышленности СССР. Обанкротившие предприятие «эффективные собственники» обогатились на вывозе оттуда ценных металлов на миллионы долларов.

Закрылся завод-гигант «Юждизель», который производил дизельные двигатели на военные катера, бронетехнику и самые мощные советские трактора. Завод порезали на металлолом. Руины цементного завода зияют в километре от центрального проспекта города. Предприятие было построено вместе с ДнепроГЭсом, разрушено во время войны, восстановлено, а затем снова разрушено   безо всякой войны.

Запорожский автомобильный завод деградировал до «отверточной» сборки старых моделей корейской Daewoo. Исчезло речное транспортное сообщение — на металл порезали знаменитые «Ракеты» и «Метеоры», быстро и комфортно перевозившие пассажиров по Днепру. Исчезла ирригация на полях — трубы тоже порезали на металлолом. Заброшены и разрушены огромные комплексы построек, садов, полей, ферм и экспериментальных хозяйств ЦИМЭЖа (Центрального института механизации и электрификации животноводства).

Из-за увеличившегося количества личного транспорта и хаотичной организации общественного в городе появились пробки. Старые же советские мосты выработали свой ресурс. Очень сложно стало добираться со «спального» правого берега в центр на работу. Для решения этой проблемы в 2004 начали строить новые мосты через Днепр. Сегодня, в 2020 году, их все еще нет.

С 2011 года остановлено производство на Запорожском алюминиевом комбинате — там тоже ведутся работы по демонтажу металлоконструкций.

Львиную долю лакомых кусков в экономике Запорожья занял иностранный капитал. «Инвестиции» заключались и заключаются в открытии дистрибьюций для продажи продукции западных ТНК, сетей супермаркетов и компаний, продающих на запад местное зерно и подсолнечник. Запорожский край вместе со всей Украиной из высокоразвитой республики превратился в сырьевой придаток иностранных корпораций, а запорожцы из инженеров и высококлассных рабочих — все больше в торговцев мобильными телефонами и охранников.

Майдан 2014 года только ускорил деградацию Запорожья. Чуть ли не единственное сохранившее благодаря российским заказам высокотехнологичное производство предприятие «Мотор-Сич» лишилось этих заказов из конфликта с РФ. Завод пришлось продать китайским компаниям. Но США, во многом контролирующие политику нынешнего правительства Украины, не захотели, чтобы в руки их конкурентов попала советская техническая документация, и заставили заморозить сделку. Перспективы завода без заказов и без инвестиций туманны.

К 2017 году обанкротился Запорожский автомобильный завод. Спас его только договор с компанией Renault-Nissan на опять же «отверточную» сборку автомобилей Lada с поставками комплектующих из России, с которой якобы идет война. В том же году за долги закрыли «Кремнийполимер». На его территории находится большое количество токсичного хлора, за состоянием которого никто не следит. Деградация достигла такого уровня, что опасный для города хлор не могут утилизировать уже несколько лет.

Из-за понижения мировых цен на металл и устаревания оборудования, в которое выводящие деньги в офшоры олигархи долгие годы ничего не вкладывали, запорожская металлургия стала убыточной. Собственники металлургических заводов пытаются компенсировать убытки продажей за рубеж руды из недр, которые по Конституции принадлежат народу Украины.

А народ из одного превратился в два: меньшинство на дорогих иномарках и большинство в душных и забитых салонах старых развалившихся маршруток — списанных на Западе за непригодностью «Фольксвагенов» и «Мерседесов»…

По материалам из открытых источников

На фото ВВП: Запорожье, главная магистраль города — проспект Соборный

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: