27 сентября началось наступление Азербайджана в Карабахе и спустя три недели на южном фронте азербайджанские войска прорвали фронт и эту брешь Армении уже нечем закрыть.  Ключевым направлением наступления Азербайджана стало южное направление — открытая танкодоступная местность, где практически отсутствуют возможности для естественной маскировки.

Это так называемая «зона безопасности» — оккупированная армянской армией территория Азербайджана. Ключевыми опорными пунктами на юге были поселки Физули, Гадрут и Джебраил.

Эти три пункта были точками связности всего армянского фронта на юге Карабаха. И теперь эта линия обороны уничтожена, и других таких же удобных рубежей, где бы можно было бы остановить наступление, у армянской армии уже нет. Стратегическая обстановка в Карабахе полностью изменилась. Продолжение наступательной операции Азербайджана приведет к выходу к Лачину и Шуши — это теперь две ключевых точки связности армянской армии в Карабахе. Выход азербайджанских войск в любой точке на трассу Лачин-Шуши заставит Армению эвакуировать весь регион.

Через Карабах проходит всего три магистрали, от контроля этих линий зависит вообще возможность ведения боевых действий.

Северная трасса Варденис-Мардакерт находится под обстрелом азербайджанских войск, полноценное ее использование затруднено.

Южная трасса Горис-Джебраил в результате наступления взята под контроль Азербайджана.

Центральная трасса Горис-Лачин-Шуша остается единственным путем снабжения для Армении, хотя по мосту у Лачина Азербайджан уже наносил удар баллистической ракетой.

Азербайджан продолжает наступление к Лачину вдоль границы с Ираном и к Шуше по горной дороге, и если не будет политических причин для остановки, азербайджанцы полностью освободят зону безопасности и перехватят главную трассу снабжения.

Ключевым фактором, который «сделал разницу», стал новый подход к оборонному планированию, качество управления и разведки, полное господство в воздухе, современная тактика подавления ПВО и турецкие «Байрактары» с управляемыми бомбами.

Приоритетные цели, судя по видео:

— радары ПВО и зенитно-ракетные комплексы;

— РСЗО;

— машины снабжения;

— танки;

— артиллерия;

— легкая бронетехника;

— базы снабжения;

— пехота на позициях.

Судя по видео в интернете и подсчетам ресурса Oryx, армянская армия на данный момент за три недели боев потеряла уничтоженными и захваченными:

— 12 зенитно-ракетных комплексов войсковой ПВО Оса-АК и Стрела-10 (это большая часть войсковой ПВО, которая была 27 сентября в Карабахе);

— 2 зенитно-ракетных комплекса дальнего действия С-300ПС (отмечены на карте, один из них, на территории Армении был уничтожен ударом, судя по всему, баллистической ракеты);

— станция РЭБ ПВО Репеллент ВС Армении (современная российская система);

— 5 радаров ПВО;

— около 150 грузовых и около 80 легковых автомобилей;

— 101 танк Т-72;

— 44 единицы легкой бронетехники — МТЛБ, БМП, БТР;

— 48 самоходных и буксируемых орудий 2С3, 2С1, Д-20, Д-30, Д-1, КС-19;

— 47 реактивных систем залпового огня — в основном БМ-21, а также один дальнобойный Смерч БМ-30, две китайские WM-80, а также одна ТОС-1А, информации о поставке которых в Армению из РФ не поступало (уничтожены почти все РСЗО армии Карабаха);

— особо следует отметить, что Азербайджан сумел нанести удар и уничтожить оперативно-тактически ракетный комплекс «Эльбрус» на территории самой Армении (отмечено на карте);

— попытка армян применить пилотируемую авиацию привела к потере штурмовика Су-25.

Армения заявила уже свыше 710 убитых военных. Это означает, с учетом раненых, что наиболее боеспособные подразделения в Карабахе обескровлены. Да, их активно пополняют добровольцы, но заменить собой хорошо обученную и слаженную армию они не смогут, и прежде всего потому, что решения проблемы дронов по-прежнему нет.

Потери Азербайджана в технике значительные, и здесь следует отметить, что их учет не такой полный — поле боя в основном остается за азербайджанцами, и у армян нет дронов с видеокамерами, но тем не менее, потери азербайджанцев в технике на порядок ниже противника. На видео зафиксировано потери уничтоженными и захваченными:

— 21 танк Т-72 и Т-90;

— 17 единиц легкой бронетехники;

— 12 автомашин.

Азербайджан потери засекретил. Счет потерь явно идет на несколько сот убитых. На карте отмечена гора Арега, в ходе боя в районе которой в конце сентября в засаде погибло два взвода азербайджанской пехоты. Армянская артиллерия, имея наблюдательные пункты в горах и отличный обзор действовала активно, а дроны не могли сразу выбить все огневые позиции по всем фронту. Армянская пехота показала высокие боевые качества, то, что при таких потерях сражение за южный Карабах шло три недели — заслуга тех, кто держался на передовой, но за это время азербайджанцы перемололи все огневые средства и систему снабжения и дальнейшее сопротивление оказалось невозможно.

Азербайджан показывает полное превосходство не только в дронах — но и в управлении и планировании боевых действий, мотивация личного состава колоссальная, азербайджанцы стремятся продвигаться вперед где только возможно. Огромное внимание Азербайджан уделяет изоляции района боевых действий. Следует отметить, что изоляция района боевых действий и удары по коммуникациям привели к развалу снабжения и потере большого количества боевой техники, которую армянам пришлось бросить. Очевидно, что на целом ряде направлений происходит неорганизованный отход.

Тактика азербайджанской армии строится на выявлении узлов сопротивления, организации постоянной разведки с дронов, наведении ударных дронов, артиллерии и РСЗО. Узлы сопротивления «размягчаются», маневр обороны сковывается за счет поражения системы снабжения, силы обороны вынужденно рассредоточиваются. Это используется для просачивания в промежутках боевых порядков армян, как это произошло в Гадруте.

Азербайджанцы прорвали фронт за три недели боев, и показали высокие боевые качества. Если при прорыве передовых укреплений были очевидны неумелые действия в ряде случаев, связанные с недостатком боевого опыта, то победа в боях за Гадрут была обеспечена неожиданным маневром в горах азербайджанской пехоты, которая обеспечила быстрое взятие удобного для обороны поселка, имеющего важное оперативное значение. Гадрут показал, что азербайджанцы подготовились к контактным боям и самостоятельным операциям пехоты без бронетехники.

Армянская армия оказала ожесточенное сопротивление, и применила большое количество традиционных вооружений, но качественный разрыв количеством танков и «Градов» изменить уже нельзя, пришла новая эпоха. Тактика армян сводится к удержанию занятых позиций, к нанесению огневого поражения противнику силами артиллерии и РСЗО. Основная боевая нагрузка ложится при этом на пехоту, поскольку при изоляции района боевых действий взаимодействие с танками и артиллерией теряется, снабжение прерывается, и фронт зависит от действий автономных боевых групп пехотинцев.

Прежде всего заметна слабость радиоэлектронной разведки, низкая эффективность радаров ПВО еще советской разработки. У войск отсутствуют элементарные средства РЭБ, простейшие дроны действуют безнаказанно. Даже применение современных ЗРК Тор-2МКМ и дальнобойных ЗРК С-300ПС производства 80-х не позволило комплексно прикрыть войска. Системы ПВО, очевидно, применяют исключительно засадную тактику.

В результате армяне не могли противопоставить противнику свои активные действия, попытка нанести удар 9 октября под Горадизом была разбита, танковые подразделения были атакованы «Байрактарами» еще на рубеже развертывания. В условиях господства в воздухе концентрация любых наземных сил на открытой местности оказалась невозможной.

14 октября начался отход. Азербайджанцы выбили армян с господствующих высот вокруг Джебраила, Гардута и Физули, и удерживать далее фронт стало невозможно. На данный момент азербайджанцы продолжают наступление несмотря на уже второе объявленное перемирие. Пока непонятно, на каком рубеже азербайджанцы остановятся.

На северном фронте в горах, азербайджанцы взяли Талыш и Мадагис, выбили противника из укрепленного района, но армянские части нанесли наступающим значительные потери. Учитывая горную местность, зеленую растительность, здесь армянской пехоте удается держаться до сих пор — благодаря все еще открытой трассе снабжения. Но судьба Карабаха уже решилась в сражении на юге.

После прорыва Азербайджан будет продолжать наступление, которое может буксовать по причине сопротивления армянских частей прикрытия, по причине переброски войск, нелетной погоды для дронов. Остановить в горах азербайджанцев можно — но без подготовленных рубежей обороны, без ПВО и снабжения, отряды пехотинцев будут держаться столько насколько у них хватит крови. Такой сценарий войны исключить нельзя, но построить крепкий новый фронт без решения проблемы ПВО не получится.

Источник: АНТИКОР

ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ

По оценкам различных организаций, высокие цены на нефть позволили Баку тратить намного больше средств на военные цели в последние годы, причем тратил он больше как в абсолютных значениях, так и в условных — в проценте от валового внутреннего продукта.

По данным на 2014-й год, опубликованным на сайте ЦРУ, Азербайджан тратил на военные нужды 5,1% ВВП, Армения — 4,29%. В обоих случаях эти цифры росли все предыдущие годы, но соотношение сохранялось — Баку вооружался намного активнее Еревана. В результате азербайджанская армия, как отмечают военные эксперты, оказалась гораздо лучше вооружена, чем армянская.

Обе страны в последние годы активно закупали вооружения, причем в обоих случаях Россия обеспечивала значительную часть военных поставок.

Экспорт российских вооружений в Азербайджан, по информации Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), за последние пять лет, с 2011 по 2015 годы, составлял почти 5% от общего экспорта вооружений из России. В предыдущие 10 лет он составлял всего 0,7%.

Как заявил в июле 2015 года в интервью российскому изданию «Экспорт вооружений» замминистра обороны Армении Алик Мирзабекян, Ереван тревожит тот факт, что Баку закупал преимущественно наступательную военную технику и оружие, в частности — реактивные системы залпового огня «Смерч», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек», танки Т-90, мостоукладчики МТУ-90.

Во вторник пресс-секретарь минобороны Армении Арцрун Ованнисян заявил, что азербайджанские военные использовали «Смерч» в Карабахе. Азербайджан отрицает эти обвинения.

Азербайджанская БМП ФОТО,AFP. Армения, в свою очередь, также активно вооружалась, причем зачастую теми же наступательными системами. При этом, являясь членом ОДКБ, эта страна может закупать вооружения в России, минуя посредника в виде «Рособоронэкспорта».

В феврале стало известно о том, что Россия предоставила Армении кредит в 200 миллионов долларов на закупку российских вооружений в течение ближайших двух лет.

Среди вооружений, которые намерен закупить Ереван, — те же системы «Смерч» , «Солнцепек», а также зенитные ракетные комплексы «Игла-С», противотанковые ракеты «Конкурс», гранатометы РПГ-26, бронеавтомобили «Тигр», наземные комплексы радиотехнической разведки «Автобаза-М», инженерные средства и средства связи, а также различные приборы и агрегаты для модернизации бронетехники — танков Т-72, БМП (прицелы, двигатели и так далее).

Помимо России, Армения и Азербайджан закупали и закупают оружие в других странах.

Так, в регистре обычных вооружений ООН говорится о поставках в 2013-м году в Азербайджан 62 белорусских танков Т-72, одного штурмовика Су-25У из той же страны, 14 боевых ремонтно-эвакуационных машин 5Б из Украины.

Как отмечается на сайте РСМД, Израиль поставлял в Азербайджан противотанковые ракетные комплексы Spike-LR и РСЗО Lynx, а также беспилотные летательные аппараты Heron и Searcher (Армения производит свои беспилотники).

Данные об импорте в Армению в том году отсутствуют, однако Москва отчиталась ООН в поставках Еревану 35 танков, 110 бронемашин, 200 ракетных установок.

При этом точное количество вооружений, которые закупает та или иная страна, подсчитать очень сложно, поскольку официальные данные, которые предоставляют в ООН государства-члены, очень часто бывают неточными.

При распределении квоты СССР, определенной Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), для Армении и Азербайджана были установлены квоты (для каждой страны) в 220 танков, столько же боевых бронированных машин, 285 артиллерийских систем, 100 боевых самолетов и 50 ударных вертолетов.

На деле точных данных о том, насколько вооружения той или иной страны укладываются в эти квоты, сказать сложно. Официальные данные о поставках от поставщиков и импортеров противоречат друг другу, а Баку и Ереван традиционно обвиняют друг друга в их нарушении.

Например, в том же 2013-м году, согласно официальным российским данным, предоставленным ООН, Россия поставила в Азербайджан 10 танков и 10 бронетранспортеров, Азербайджан не указал ни одного; Москва заявила о поставках 438 артиллерийских систем, Баку отчитался о получении 18 орудий; 18 боевых вертолетов в российском отчете в азербайджанской версии превратились в 8.

Член вооруженных формирований Нагорного Карабаха
Оценка военной мощи Армении еще более сложна. Помимо того, что эта страна не склонна афишировать свои закупки, в Карабахе действуют формально две армии — вооруженные силы Армении и армия непризнанного региона, и подсчитать их вооружения очень сложно.

«Для Армении НКР -это «серая зона», в которой они могут запрятывать вооружения, которые по каким-то причинам они не могут декларировать. Плюс, как я понимаю, довольно большой процент техники у них заскладирован, но при этом он находится, что называется, в районе боевых действий, благо она не очень большая. В любой момент призывники могут привести эту технику в активное состояние», — рассказал Би-би-си военный эксперт, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

Такая техника формально не стоит на вооружении — она законсервирована, но за ее состоянием постоянно следят с тем, чтобы ее было можно быстро ввести в строй.

В результате оценки количества военной техники различными источниками отличаются порой в разы.

В Нагорном Карабахе может быть размещено от 170 до более чем 370 танков, от 270 до 320 бронемашин, от 290 до 320 артиллерийских систем, около 40 систем залпового огня.

И Азербайджан, и Армения, по разным данным, имеют на вооружении беспилотную авиацию, противотанковые комплексы и ПЗРК, системы ПВО, включая комплексы С-300, реактивные системы залпового огня, тактические баллистические ракеты «Точка У» и другие.

Военнослужащие

Призывной возраст в азербайджанскую армию составляет от 18 до 35 лет. При этом срок службы солдат-срочников составляет 18 месяцев или 12 для выпускников вузов. Устроиться служить по контракту можно с 17 лет.

Согласно квотам ДОВСЕ, предельная численность армии Азербайджана установлена в 70 тысяч человек. В разные годы реальная численность колебалась вплоть до 95 тысяч в 2005-2007 годах, однако в 2016-м составляет около 66 тысяч. До 300 тысяч, по приблизительным подсчетам, может числиться в резерве.

Ограничение численности для Армении установлено в 60 тысяч. По различным данным, армянская армия (без учета вооруженных формирований в Карабахе) насчитывает около 45 тысяч военнослужащих, и еще около 200 тысяч числятся в резерве.

По различным оценкам, в карабахских вооруженных формированиях может состоять 20-22 тысячи вооруженных участников, и еще от 20 до 30 тысяч — в резерве.

БИ-БИ-СИ

https://operkor.wordpress.com