Хроники и Комментарии

Власть, расследования, сатира, фото

СМЕРТЬ НА ОРБИТЕ. В «космической гонке» теряли свои жизни космонавты СССР и США… Расследование

Posted by operkor на 12 апреля, 2021

Astronaut in outer space against the backdrop of the planet earth. Elements of this image furnished by NASA

Astronaut in outer space against the backdrop of the planet earth. Elements of this image furnished by NASA

«Сгорел за социализм и отечество: 60 лет назад молодой 24-летний отец стал первой жертвой космической гонки», — пишет немецкое издание Der Tagesspiegel. «10-й день изоляции подходил к концу. Валентин Бондаренко снимал со своей кожи электроды, с помощью которых велось наблюдение за работой его организма. Он был одним из участников «группы космонавтов номер 1», одним из 20 летчиков, выбранных для полетов на космических кораблях «Восток», — повествует журналист Ральф Нестлер.

«В этот день, 23 марта 1961 года, еще никто не отправился в космос, но трое уже были на стартовой площадке Байконура — в том числе и Юрий Гагарин, который через три недели стал первым человеком, полетевшим в космос».

«24-летний Бондаренко, самый младший участник группы, пока еще находился в Институте авиационной и космической медицины. В сурдокамере он завершал свою программу обучения. Поле того, как в конце теста он снял с себя датчики, он протер места их крепления смоченным в спирте ватным тампоном и бросил его в мусорное ведро. Но не попал. Ватный тампон упал на электроплитку, где стоял кипяток для чая. Начался пожар. Бондаренко пытался потушить пламя рукавом своего шерстяного костюма. Но в камере было как минимум 50% кислорода. Очень быстро молодой мужчина оказался охваченным пламенем», — пишет издание.

«Из-за разницы в давлении понадобилось почти полчаса для того, чтобы открыть дверь и оказать помощь. Бондаренко с тяжелейшими ожогами доставили в больницу. Годы спустя один из лечивших его врачей рассказал, что ему не удавалось найти вену на теле космонавта. Лишь на ступнях — которые, благодаря обуви, были защищены от огня, — он нашел подходящие сосуды. Молодому космонавту уже нельзя было помочь. Спустя несколько часов Бондаренко скончался».

«Это не единственная трагедия, случившаяся на заре космонавтики, — отмечает Der Tagesspiegel. — Мужчины — и немногие женщины — работали на пределе человеческих и технических возможностей, они не использовали привычные для сегодняшнего дня продуманные программы-симуляторы. К тому же на них давила политика — нужно было обогнать конкурентов, как это было, например, в США или Советском Союзе. И собственное честолюбие. Ведь успех обещал триумф и ликование. О неудачах по возможности молчали. Особенно в Советском Союзе это было очень легко».

«Так было и в случае с Бондаренко. О несчастном случае впервые рассказала правительственная газета «Известия» во времена гласности в 1980-е годы. «Лишь в эпоху Горбачева стало появляться больше информации о космических полетах, которые раньше считались большой тайной», — вспоминает журналист Герхард Ковальски, пишущий на тему космоса. По его словам, в СССР скрытными были не только ответственные лица, но и многие люди в стране. Это он часто замечал во время своих расследований. «Советские граждане были воспитаны так, что они не должны были рассказывать ничего из того, что могло бы нанести ущерб социалистическому отечеству. Того, кто все-таки это делал, считали врагом народа», — говорит Ковальски».

«В «космической гонке» потеряли свою жизнь и многие другие, — продолжает издание. — Например, Владимир Комаров, в апреле 1967 года полетевший в космос на корабле «Союз-1″ и погибший при посадке. Причиной стали проблемы с парашютом, космический аппарат разбился в степи. Спустя четыре года в космос отправились Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. После пересадки в модуль для возвращения на Землю открылся клапан, через который стал выходить воздух. Аппарат приземлился по плану, но трое мужчин были мертвы. Они задохнулись. На сегодняшний день они являются последними космонавтами, погибшими во время космического полета».

«Позднее несчастные случаи происходили и у американцев. Во время испытаний первого корабля по программе «Аполлон» 27 января 1967 года начался пожар. Сошлись многие факторы — от высокого содержания кислорода до таких дефектов, как неправильная изоляция кабелей и уязвимые соединения системы охлаждения, а также легко воспламеняющиеся скафандры из нейлона. Три астронавта, выбранных для миссии, изначально называвшейся AS-204 и затем переименованной в «Аполлон-1″, Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом и Роджер Чаффи, погибли»,

28 января 1986 года вскоре после запуска взорвался шаттл «Челленджер». 1 февраля 2003 года при возвращении на Землю потерпел катастрофу шаттл «Колумбия». Всего на двух космических кораблях погибли 14 космонавтов, говорится в статье.

«Даже если техника и меры по обеспечению безопасности постоянно совершенствуются, полеты в космос по-прежнему сопряжены с риском, — отмечает издание. — Несчастные случаи, хотя и не смертельные, происходили и в последнее время».

«Во время полета в космос, но также и на Международной космической станции всегда что-то может произойти, нужно точно знать, что делать», — сказал однажды немецкий космонавт Александр Герст. Но, несмотря на все опасности, он ни на секунду не пожалел, что стал космонавтом.

«Валентину Бондаренко не было суждено подвести такой итог. Возможно, сегодня он еще был бы жив. В феврале ему исполнилось бы 84 года», — пишет Der Tagesspiegel.

Источник: Tagesspiegel

2

10 самых громких аварий космических кораблей

В списке погибших людей связанных с космосом — 15 астронавтов, 4 космонавта и около 300 человек наземного персонала. Вспоминаем самые крупные катастрофы в истории космонавтики за прошедшие 60 лет: «Авангард TV 3» — Р-16 — «Маринер-1» — «Союз-1» — Н-1 — «Союз-11» — Восток-2М — «Союз Т-10-1» — «Челленджер» — «Великий поход-3B» — «Колумбия» — VLS-1

В отличие от простых и дешевых решений, в космонавтике все же принято полагаться в основном на дорогие и сложные. Ещё бы, ведь взрыв ракеты-носителя, наполненной сотнями тонн ракетного топлива – штука очень и очень серьезная, поэтому за тем, чтобы свести к минимумы нештатные ситуации, следят очень тщательно

Однако, история освоения космоса все же не обходится без нештатных ситуаций. Ракеты-носители не смотря на все проверки и перестраховки взрываются, спутники стоящие миллионы долларов превращаются в металлолом, производители подсчитывают убытки. Сегодня я напомню вам о десяти самых известных катастрофах ракет-носителей, каждая из которых или повлекла за собой гибель людей, катастрофические разрушения или была причиной грандиозного провала целой космической программы. Итак, встречайте Топ-10 самых впечатляющих аварий космических ракет за последние полвека.

При этом, стоит сделать оговорку касающуюся человеческих жизней. Спустя 60 лет после начал космических полетов, скорбный список жертв неудачных “космических” запусков не так уж мал, в нем значаться 15 астронавтов и 4 космонавта. Однако, если учитывать гибель наземного персонала, это число увеличивается до 330 человек.  Не забывайте о том, что за научный прогресс человечество расплачивается жизнями тех, кто стоит на острие этого прогресса.

“Авангард” оказавшийся “Флопником”

В самом начале космической гонки, 4 октября 1957 году, Советский Союз успешно запустил в космос искусственный спутник Земли «Спутник-1». У США на это был готов  ответ – свой “спутник”, доставить который на орбиту должна была американская ракета-носитель «Авангард TV 3».

Надо сказать, что к тому времени «Авангард» уже прошел все испытания и 3 раза вполне успешно поднимался в воздух, правда без груза на борту

Американский ответ СССР был запланирован на 6 декабря 1957 году. При большом стечении народа «Авангард» поднялся над стартовой площадкой на метр, накренился и рухнул вниз, практически уничтожив стартовую площадку. Что интересно – спутник при этом не был уничтожен, так как был отброшен взрывом в сторону. Из зрителей никто не пострадал.

Взрыв ракеты «Авангард TV 3» ударил скорее по престижу страны, жертв к счастью не было. Но показал – даже в самых «космически надежных» системах могут происходить сбои

Американские СМИ как могли прошлись по данной неудаче, придумывая все более и более остроумные варианты названия неудачного запуска, наиболее прижившимся из которых (по созвучности со “Спутником”), стал “Флопник”, то есть “плюхник”.

Первый американский спутник «Эксплорер-1» в итоге, был запущен 1 февраля 1958 года. Катастрофа «Авангарда» же послужила одной из причин создания NASA — единого агентства, призванного взять под свой контроль  разрозненные на тот момент американские космические программы.


Черный день космонавтики: катастрофа Р-16 на Байконуре

24 октября 1960 года на космодроме Байконур проводилась подготовка испытательного запуска баллистической ракеты Р-16. Старт был приурочен к очередной годовщине Октябрьской революции, потому подготовка велась в авральном режиме, с нарушением практически всех возможных правил техники безопасности.

После того, как была объявлена 30-минутная готовность к пуску и начато выставление в ноль программного токораспределителя, произошёл несанкционированный запуск двигателя второй ступени, который привел к мгновенному взрыву ракеты.

Взрыв ракеты Р-16 на Байконуре стал черным днем космонавтики. В огне погибло 74 человека

Формально это событие сложно отнести к космическим запускам. Однако стоит напомнить, что в те годы зачастую было весьма сложно провести грань между военными программами и космонавтикой. К тому же, взрыв ракеты не только разрушил весь стартовый стол №41, но и привел к огромному количеству жертв — по официальным данным, погибло 74 человека, включая главнокомандующего ракетными войсками маршала Неделина.

Данная катастрофа стала одной из крупнейших за всю историю мирового ракетостроения. С тех пор 24 октября считается черным днем космонавтики, и запуски на Байконуре в этот день не производятся.

«Маринер-1» или самый дорогой пропущенный дефис в истории

22 июля 1963 года космический аппарат «Маринер-1» должен был стать первым космическим аппаратом направленным для исследования другой планеты – Венеры.

Однако, вскоре поле старта антенна ракеты потеряла связь с наводящей системой на Земле. В результате управление взял на себя бортовой компьютер, программа которого содержала ошибку — потерянную черту над одним из символов, которая с подачи СМИ превратилась в «пропущенный дефис».

Запуск «Маринера-1». Не смотря на неудачу, сама программа была успешной – «Маринера-2» выполнил все поставленные задачи

Неправильная программа привела к тому, что ракета сбилась с курса и была уничтожена по команде с Земли через 293 секунды после старта. Ущерб составил 18,5 миллионов долларов — с учетом инфляции ныне эта сумма была бы равна 135 миллионам долларов. Большая цена за один пропущенный символ.

От очередного обидного прозвища в духе “флоппника”, проект спас “двойник” “Маринера-1”, “Маринер-2”, успешно стартовавший через несколько дней и с честью выполнивший поставленную задачу. Интересно, что по некоторым данным, злополучный дефис был не при чем: программа полета ракеты-носителя была написана на языке программирования ФОРТРАН и кто-то из операторов по ошибке поставил точку вместо запятой в выражении. Думаю, программисты больше поверят в этот вариант.

Первая космическая смерть

24 апреля 1967 г. СССР понес первую человеческую потерю в космосе. Космический корабль «Союз-1» из-за неполадок на борту досрочно завершил программу полета, но после вхождения в плотные слои атмосферы, на заключительном участке приземления произошёл отказ парашютной системы.

До сих пор точно неизвестно почему это случилось, но вытяжной парашют на высоте 7 км не смог вытянуть из лотка основной парашют; при этом успешно вышедший на высоте 1,5 км запасной парашют не наполнился, так как его стропы обмотались вокруг неотстреленного вытяжного парашюта основной системы.

Владимир Михайлович Комаров, первый космонавт погибший при выполнении полетного задания

В итоге капсула спускаемого аппарата ударилась о землю со скоростью около 50 м/с, что привело к мгновенной гибели космонавта. Гибель космонавта Владимира Михайловича Комарова стал первым случаем гибели человека в полёте в истории пилотируемой космонавтики.

Катастрофа “Царь-ракеты”

Июль 1969 года. Всем участникам советской лунной программы уже давно понятно, что гонка века проиграна и вскоре американские астронавты высадятся на Луне. Но это не означает конец советской лунной программы: полным ходом продолжаются работы над сверхтяжелой ракетой-носителем Н-1, которая сможет через несколько лет доставить на Луну советских космонавтов. Параллельно прорабатываются планы по созданию советской лунной базы «Звезда». Все зависит от успеха H-1.

Однако запуск Н-1, который происходит 3 июля 1969 г., закончился катастрофой. Ракета успела взлететь всего на 200 метров, после чего началось отключение двигателей. В итоге 1800 тонная махина рухнула на стартовый стол, полностью его уничтожив и серьезно повредив другую стартовую площадку. К счастью в этот раз обошлось без жертв.

Этот взрыв стал крупнейшим в истории ракетостроения и одним из мощнейших неядерных взрывов всех времен. Следующий запуск Н-1 состоялся только через год и тоже закончился неудачей, как впрочем и последующий. В итоге советским космонавтам так и не удалось добраться до Луны.

Загадочная гибель на спуске

30 июня 1971 г., после штатно отработанной программы на долговременной космический станции “Салют-1”, при спуске на Землю, погиб в полном составе экипаж космического корабля “Союз-11” (Георгий Тимофеевич Добровольский, Владислав Николаевич Волков, Виктор Иванович Пацаев).

При этом спускаемый аппарат приземлился без всяких видимых повреждений, штатно, правда в 2000 км от расчетного места. Что именно произошло на борту остается непонятным – связь с экипажем прервалась сразу после входа в атмосферу.

Экипаж космического корабля «Союз-11» перед стартом

В кабине «Союза-11» были выключены все передатчики и приёмники. Плечевые ремни у всех троих членов экипажа были отстёгнуты, а ремни Добровольского перепутаны, и застёгнут только верхний поясной замок. Один из двух вентиляционных клапанов находился в открытом положении.

По официальной версии – один из клапанов предназначенный для выравнивания давления внутри аппарата, открылся на слишком большой высоте из-за раннего срабатывания пиропатрона, кабину корабля наполнил туман, и космонавты не смогли закрыть клапан вовремя, так как им пришлось потратить время на отстегивание привязных ремней, к тому же в условиях болевого шока от острой декомпрессионной болезни.

Катастрофа на космодроме Плесецк

18 марта 1980 года на космодроме Плесецк велась подготовка к запуску ракеты-носителя Восток-2М. Ракета должна была вывести на орбиту разведывательный спутник типа «Целина-Д».

По показаниям очевидцев, во время заправки ракеты произошла вспышка в районе третьей ступени. Через несколько секунд произошёл взрыв ниже нулевой отметки и начался обширный пожар, приведший к гибели 48 человек

По официальной версии причиной катастрофы стал «взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета».

Так ли было на самом деле мы уже никогда не узнаем, так как все, кто мог это опровергнуть, погибли вместе с ракетой в ходе одного из самых страшных взрывов в истории космонавтики.

Чудесное спасение из огненной ловушки

Не все космические катастрофы приводили к жертвам. Случай, произошедший 26 сентября 1983 года, до сих пор считается примером одного из самых удивительных спасений в истории космонавтики.

В тот день к орбитальной станции «Салют-7» должен был отправиться корабль «Союз Т-10-1» с экипажем в составе Владимира Титова и Александра Сереброва. Однако, менее чем за минуту до начала запуска на ракете-носителе вышел из строя клапан, отвечавший за смазку в системе подачи топлива, что привело к возгоранию ракеты. За 10 секунд до старта операторы задействовали систему аварийного спасения, которая отстрелила спускаемый аппарат с экипажем. Еще через две секунды ракета полностью развалилась.

«Союз Т-10-1» взорвался при старте, однако космонавты успешно «катапультировались» и не пострадали

В течение четырёх секунд работы твердотопливных двигателей системы аварийного спасения космонавты испытали перегрузки от 14 до 18 g, поднявшись на высоту 650 метров и затем по инерции ещё до 950 метров, где произошло раскрытие парашюта.

Через 5 минут капсула с космонавтами приземлилась в четырёх километрах от места аварии. Но несмотря на огромные перегрузки космонавты не пострадали. В истории космонавтики это единственный случай использования аварийной системы спасения космонавтов.

Катастрофа «Челленджера»

28 января 1986 года. Программа «Спейс Шаттл» скоро отметит пятую годовщину с момента начала пилотируемых полетов. Шаттлы уже слетали в космос 24 раза, причем 9 полетов состоялось в предыдущем году и NASA намеревается увеличить этот показатель.

Юбилейный 25-й запуск пользуется повышенным вниманием и по другой причине: в составе экипажа из семи астронавтов находится Криста Макней, которая должна стать первой учительницей в космосе.

Взрыв шаттла «Челленджер» вскоре после взлета унес жизни 7 астронавтов

Однако из-за аварии твердотопливного ускорителя на 73-й секунде полета происходит взрыв, который уничтожает «Челленджер».

Как показало дальнейшее расследование, капсула с экипажем уцелела при взрыве — и как минимум несколько астронавтов еще были живы, когда она ударилась о воду. Однако шаттл не был оборудован системой аварийного спасения, так что у астронавтов не было никаких шансов. В итоге полеты всех шаттлов были приостановлены на 32 месяца. После их возобновления челноки уже никогда не летали с той же интенсивностью, как до катастрофы «Челленджера».

Погибли в тот день: Грегори Брюс Джарвис, Криста Макнейр, Роналд Эрвин Маколифф, Эллисон Онидзука, Джудит Арлен Резник, Майкл Джон Смит, Фрэнсис Ричард Скоби.

 Сичанская трагедия

Возможно, что самая крупная катастрофа в истории освоении космоса произошла 14 февраля 1996 года, во время первого запуска китайской ракеты «Великий поход-3B», которая должна была вывести на геостационарную орбиту спутник Интелсат-708.

Сразу же после старта с космодрома Сичан ракета отклонилась от траектории и вскоре рухнула на расположенную рядом деревню.

Китайская ракета типа Великий поход-3B. Последствия неудачных пусков этих ракет нам никто не покажет

Официальный Пекин объявил о 6 погибших и 57 раненых жителях — но практически все независимые источники сходятся во мнении, что на самом деле счет погибших вполне мог идти на сотни.

Гибель “Колумбии” – конец эры “шаттлов”

Члены экипажа “Колумбии”: Рик Даглас Хасбанд, Уильям Камерон Маккул, Майкл Филлип Андерсон, Дэвид Макдауэлл Браун, Калпана Чавла, Лорел Блэр Сэлтон Кларк, Илан Рамо. Все погибли

На первый взгляд, очередной, уже 28-й запуск шаттла Колумбия, состоявшийся 16 января 2003 года, прошел как положено.

Правда, при анализе видеозаписи старта инженеры обратили внимание на то, что от изоляции внешнего топливного бака оторвался кусок пены, который затем ударил по крылу челнока. Однако такие инциденты случались и ранее без каких-либо последствий, и потому руководство NASA не обратило внимания на просьбы инженеров провести дополнительное исследование крыла на орбите. Это был лишь кусок пены

Развязка наступила 1 февраля 2003 года, когда «Колумбия» вошла в атмосферу и вскоре рассыпалась на несколько тысяч обломков.

Проведенное расследование показало, что удар злополучного куска пены по левому крылу шаттла привел к образованию бреши, в которую при посадке «Колумбии» на высоте примерно 42 километров ворвались раскаленные газы. Через 24 секунды после этого кабина, в которой находился экипаж, взорвалась.

Эта катастрофа фактически положила конец программе «Спейс Шаттл»: после возобновления полетов оставшиеся в строе челноки помогли достроить МКС и в очередной раз отремонтировать телескоп Хаббл, после чего в 2011 году навсегда ушли на покой.

Члены экипажа “Колумбии”: Рик Даглас Хасбанд, Уильям Камерон Маккул, Майкл Филлип Андерсон, Дэвид Макдауэлл Браун, Калпана Чавла, Лорел Блэр Сэлтон Кларк, Илан Рамон

Катастрофа на космодроме Алкантара

25 августа 2003 года печальный список стран, заплативших кровью за попытку дотянуться до звезд, пополнила Бразилия.

На то время страна активно развивала свою космическую программу. Бразильские инженеры пытались довести до ума твердотопливную ракету-носитель VLS-1, которая должна была вывести Бразилию в престижный клуб стран, способных самостоятельно запускать спутники.

Поврежденные взрывом ракеты VLS-1 строения бразильского космодрома

25 августа во время подготовки к запуску VLS-1, без каких-либо видимых причин заработал двигатель одного из четырёх блоков первой ступени ракеты. Огненный факел поджёг соседние двигатели и через несколько секунд ракета взорвалась, убив 21 и ранив свыше 20 человек.

Взрыв сравнял с землёй пусковую установку ракеты, превратив конструкцию высотой в 10 этажей в груду искореженного металла. Бразильское космическое агентство до сих пор не смогло полностью оправиться от этой катастрофы, и пока что так и не произвело ни одного самостоятельного запуска.


Источник: на основе сайта http://universeru.com

https://reskov.wordpress.com/

 reskov in РАССЛЕДОВАНИЯ 

Tagged with СССРСШАгибель космонавтовкосмосрасследование

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: