Хроники и Комментарии

Власть, расследования, сатира, фото

МАШИНЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ. По ленд-лизу в СССР поступило более 480 000 автомобилей и более 35 000 мотоциклов /Лабиринтами истории/

Posted by operkor на 27 июля, 2021

Автомобили, которые поступали от союзников СССР во время Второй мировой войны, стали легендарными (не последнюю роль здесь сыграл кинематограф) и оказали серьезное влияние на развитие послевоенного автопрома СССР. За время военных действий (а точнее, до ноября 1945 года) в СССР поступило более 480 000 автомобилей (из которых около 430 000 — грузовые), а также более 35 000 мотоциклов.

Учитывая тот факт, что общие поступления на фронт — около 744 000 единиц техники, ленд-лиз составил целых 64%! Бо́льшая доля была только у паровозов и локомотивов, 73% которых также приехало из-за границы. Немало, не так ли? К слову, стоит отметить, что поставки эти стали бы еще масштабнее, но у союзников просто не было столько судов, чтобы доставить бо́льшее количество техники, а часть конвоев уничтожили немецкие бомбардировки.

Что такое ленд-лиз и сколько он обошелся СССР?

Суть ленд-лиза проста: США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование, сырье странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Закон о ленд-лизе начал действовать в отношении СССР с 28 октября 1941 года, и Союзу был предоставлен заем на 1 млрд долларов. В течение войны было подписано еще три протокола (Вашингтонский, Лондонский и Оттавский), и поставки были продлены до 12 мая 1945 года. Но вплоть до августа 1945-го они продолжались по списку «Молотова-Микояна». Все они проходили бесплатно: оплате подлежало только имущество, оставшееся после окончания военных действий и пригодное для гражданских целей.

В связи с этим положением долг СССР в 1947 году составил 2,6 млрд долларов, а после двукратного пересмотра (последнее — в 1951 году) сумма была снижена до 800 млн, но Советский Союз платить отказался. 18 октября 1972 года сумма долга вновь была снижена — до 722 млн долларов со сроком погашения до 2001 года. В 1973 году СССР заплатил 48 млн, но спустя год снова прекратил выплаты. В июне 1990 года сторонами были установлены новый срок окончательного погашения задолженности до 2030 года и сумма — 674 млн долларов. Задолженность России по ленд-лизу и по сей день составляет около 100 млн долларов.

Основные поступления по ленд-лизу происходили в период с 1943 по 1945 год, то есть тогда, когда ход военных действий был уже переломлен Красной армией. Более половины автомобилей передали по ленд-лизу и вовсе в последний год войны. Возможно, на ситуацию на Восточном фронте эти поставки решающего влияния не оказали, но в любом случае СССР стоит уважать союзников за эту существенную помощь во время войны. Ну а теперь пришло время представить вам самые интересные, на наш взгляд, автомобили, на которых воевали русские солдаты.

Willys и его аналоги

Количество поставленных автомобилей — более 51 000
Двигатели — L4
Мощность, л.с. — 60

Легендарный джип Willys, пожалуй, самый известный иностранный автомобиль, воевавший в рядах Красной армии во время Великой Отечественной войны. Возможно, потому что это была, по сути, единственная легковушка, которую поставляли по ленд-лизу. А может быть, потому что после войны конструкцию Виллиса в том или ином виде заимствовали такие сверхпопулярные внедорожники, как Toyota Land Cruiser, Jeep Wrangler и Land Rover Defender.

Первой компанией, которая построила в 1940 году прототип полноприводного командирского автомобиля по заказу армии США, стала фирма American Bantam. Компания Willys-Overland, которая также участвовала в этом конкурсе, выпросив отсрочку в 2,5 месяца, фактически скопировала модель Bantam (кстати, оригинальный ВRC400 в количестве 400 штук также попал в Советский Союз через Британию), но именно Виллису суждено было стать самым распространенным военным джипом.

В СССР виллисы начали поступать в 1942 году, причем в ряды Красной армии попала почти вся первая серия Willys MA — 1500 штук. Всего за время войны с завода Толидо в штате Огайо поставили по ленд-лизу более полусотни тысяч Willys MA и Willys MB, малая часть из которых — под маркой Ford GPW (фирма имела статус альтернативного поставщика). В армии эти неприхотливые внедорожники с отменной проходимостью нашли применение в качестве командирских автомобилей и тягачей для 45-мм пушек.

Dodge WC (3/4)

Количество поставленных автомобилей — около 25 000
Двигатели — L6 3.3–3.8
Мощность, л.с. — 79–92

Тяжелый внедорожник повышенной проходимости Dodge WC больше известен как Dodge ¾. Прозвище он получил из-за одной из своих ключевых характеристик — грузоподъемности в 750 кг. Этот, без сомнения, весьма популярный автомобиль (по ленд-лизу поставили около 25 000 экземпляров) был плодом модернизации серийных коммерческих пикапов и грузовичков серии WF.

В СССР «три-четверти» поставляли с 1942 по 1945 год. Пусть этому внедорожнику далеко до звания самого популярного «иностранца», зато количество его модификаций было ошеломляющим: двух и трехосные шасси с разной длиной колесной базы, открытый кузов, версия с лебедкой, санитарная и штабная машины с закрытым кузовом (последняя — еще и в пятиместном варианте), ремонтная мастерская и автомобиль связи. Красная армия использовала Dodge ¾ не только в качестве тягачей для противотанковых пушек, но и как разведывательные машины, и даже командирские.

Studebaker US6

Количество поставленных автомобилей — более 52 000
Двигатели — L6 5.2
Мощность, л.с. — 95

Помните фразу из знаменитого советского фильма «Место встречи изменить нельзя», произнесенную во время погони водителем Копытиным: «Как же, Глеб Егорыч, не отставай, у “Студера” мотор — втрое»?. Да-да, бандит Фокс удирал как раз на самом популярном автомобиле, который поставлялся к нам по ленд-лизу, Студебеккере US6 (доставлено было более 152 000 машин).

Рядная «шестерка» «Студера» развивала 95 л.с., тогда как мотор МУРовского Opel Blitz первых годов выпуска — а именно такая машина указана в книге — как раз оснащался легковыми моторами 30–40 л.с. Studebaker, которому после испытаний в СССР присвоили грузоподъемность 4 т вместо заявленных 2,5 т, в Красной Армии стал основным средством перевозки реактивных установок «Катюша».

Кстати, интересный факт: в армии США Studebaker US6 никогда не стоял на вооружении (кроме как в Инженерном корпусе), ибо его двигатель Hercules JXD не прошел сертификацию. В СССР же некоторые экземпляры дожили даже до 1980-х годов.

Из Британии

Большая часть ленд-лизовской техники поставлялась в СССР из США, но около 15% приехало и из Британии. Кстати, именно с английских поставок все и началось еще в 1941 году (в частности, вся первая партия Willys MA пришла с Островов, как и 400 «первенцев» Bantam BRC400).

Основу поставок из Великобритании составили переделанные под военные нужды гражданские грузовики-«полуторки» Austin K30 (147 шт.) и Fordson WOT8 (731 шт.), трехтонники Austin К3/К6 (333 шт.), Bedford OYD/QLD (1387 шт.) и Albion BY3N (35 шт.), «санитарки» Austin К2 (12 шт.), «коротыши» Bedford OXD 4х2 (110 шт.). Также через Британию осуществлялись поставки канадских трехтонных Dodge T110 (157 шт.) и армейских грузовиков Canadian Military Pattern.

Ford-6 (2G8T, G8T)

Количество поставленных автомобилей — более 80 000
Двигатели — L6 3.8
Мощность, л.с. — 90

Ford-6 (или G8T, 2G8T) не зря называли «мобилизованным американским фермером»: этому способствовали его старомодная внешность и основа от обычного «сельского» грузовика с колесной формулой 4х2. Кстати, среди автомобилей с задним приводом, поставленных по ленд-лизу, Ford-6 стал абсолютным лидером (более 61 000 машин).

Для Ford он был, можно сказать, инновационной моделью: впервые с 1931 года Генри Форд установил под капот рядную «шестерку» (отсюда и «6» в названии), а также отказался от традиционной тогда схемы с одной поперечной рессорой в передней подвеске. Ранняя версия 2G8T поставлялась в СССР в сборе, а более поздние G8T собирали преимущественно на ГАЗе. После войны эти грузовики с двухтонной грузоподъемностью были переданы на службу в сельское хозяйство, где некоторые из них трудились вплоть до 70-х годов.

Chevrolet G 41 и 71 (506)

Количество поставленных автомобилей — около 48 000
Двигатели — L6 3.9
Мощность, л.с. — 84

Около 48 000 полноприводных «полуторок» (грузоподъемность 1,5 т) Chevrolet было поставлено Штатами в СССР по договору ленд-лиза, начиная с 1942 года, часть из них также была собрана на Горьковском автозаводе. Для Chevrolet 506 были предусмотрены три колесные базы разной длины, а также огромное количество модификаций, например: грузовики с открытыми платформами и открытыми кузовами, лебедкой и без, самосвалы, машины связи и бомбовоз с открытой кабиной. Бензиновый 3,9-литровый мотор развивал аж 249 Нм момента, и это была уменьшенная копия агрегата, который устанавливали под капот нашего следующего героя.

GMC CCKW 352/353

Количество поставленных автомобилей — 6700
Двигатели — L6 4.4
Мощность, л.с. — 93–104 л.с.

Грузоподъемность полноприводного трехосного Chevrolet CCKW была на одну американскую тонну больше (общая — 2270 кг), чем у Chevrolet 506, а объем нижнеклапанного бензинового двигателя той же конфигурации L6 составлял уже 4,4 л и развивал на 9–20 л.с. и 100 Нм больше. В Штатах именно этот грузовик стал самым популярным военным транспортом (во времена Второй мировой и Корейской войн): общий тираж составил почти 563 000 экземпляров.

Но в СССР по ленд-лизу передали всего 6700 таких автомобилей. Модификация 352 означала короткую колесную базу (3683 мм), а 353 — длинную (4166 мм). В американской армии этот грузовик называли «Джимми», или «два с половиной». Версий у него было великое множество: седельный тягач, бомбовоз, машина РХБЗ, топливозаправщик, автоцистерна, машина связи, водовозка и водоочистительная установка.

International Harvester M-5-6

Количество поставленных автомобилей — 3100
Двигатели — L6 5.2
Мощность, л.с. — 100

Еще один трехосник в нашем обзоре — детище одной из старейших американских фирм International Harvester, которая ведет свою историю по созданию тогда еще сельскохозяйственной техники аж с 1831 года. Буква «М» в названии означает «military», «5» — грузоподъемность в те же 5000 фунтов (2,5 американских тонны, или 2270 кг), а «6» — конечно же, количество ведущих колес.

Правда, к нам с 1942 года везли в основном версии 6х4 без лебедки. Автомобиль, по характеристикам очень похожий на GMC CCKW, но почти на четверть более дорогой, а поэтому не столь популярный как в самих Штатах, так и в СССР (по договору ленд-лиза поставлено всего 3100 экземпляров). Основное предназначение IHC V-5H-6 — это, конечно же, тягач для артиллерийских орудий. Но в СССР большинство из них использовали как… специализированную снегоуборочную технику для расчистки аэродромов.

Мотоциклы

Единственной моделью мотоцикла, которую поставляли во время Второй мировой войны в СССР по договору ленд-лиза, стала М20 от британской компании BSA. Впервые мотоцикл М20 представили военному ведомству Британии еще в 1936 году. Изначально он предназначался для армии с небольшой долей продаж частникам.

Нижнеклапанный 500-кубовый одноцилиндровый моторчик развивал всего 13 л.с., но был очень неприхотлив и прост в ремонте, что в условиях военных действий очень важно. За время войны произвели целых 126 000 штук BSA M20, 35 000 из которых приехали на службу в СССР.

Mack NR

Количество поставленных автомобилей — н. д.
Двигатели — дизель L6 8.5
Мощность, л.с. — 131

Первый настоящий «тяжеловес» в нашей сегодняшней подборке и единственный автомобиль с дизельным двигателем под длиннющим капотом. Этот трехосный 8,2-метровый «Бульдог» (такое прозвище дали таким Макам еще в 30-е годы) с колесной формулой 6х4 оснащался 8,5-литровым 131-сильным дизелем Mack-Lanova ED и мог взять на борт до 10 т груза или буксировать прицеп массой до 15 т, что делало его незаменимым транспортом для перевозки тяжелых грузов и техники (в первую очередь танков и орудий) на большие расстояния.

При этом, поговаривают, что даже груженый NR мог разогнаться до 65 км/ч на асфальте. За время войны произвели около 16 500 таких грузовиков. Поставки в СССР по ленд-лизу начались в 1942 году и составили всего 921 штуку. Маки имели репутацию надежных и неприхотливых машин, многие из них пережили войну и перешли на службу в народное хозяйство.

Federal 604 и Reo 28XS (29XS)

Количество поставленных автомобилей — 248
Двигатели — L6 6.0
Мощность, л.с. — 130

Самый малочисленный представитель ленд-лизовской когорты в нашем материале, но от этого не менее интересный. Дело в том, что до начала Великой Отечественной войны у Красной армии не было седельных тягачей с тяжелыми полуприцепами. Необходимость же в такой технике была — они идеально подходили для перевозки танков, самоходных артиллерийских установок, а также использовались как аэродромные тягачи.

Длина автопоезда на основе модели Federal 606 или ее копии REO 28XS составляла 13,5 м, масса прицепа — 5,6 т, масса буксируемой техники — 20 т. Особенностью этих тягачей была 4-ступенчатая коробка передач с двухступенчатой «раздаткой». Помимо СССР, куда с 1943 по 1945 год было поставлено около 250 таких тягачей с платформами, их также по ленд-лизу получили Австралия, Великобритания и даже Канада.

Открытый источник

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: