В лесостепной полосе Украины да и во многих странах Центральной и Восточной Европы распространены земляные насыпи — валы. На Украине длина их составляет около 3000 километров. Строительство таких сооружений для защиты не отдельных поселений, а больших территорий знаменовало новый высший этап экономического и общественного развития и военно-инженерного искусства наших далеких предков. В основе валы имели ширину от 8 до 15 метров, а высота иx еще и теперь в отдельных местах достигает 8 и больше метров.

С одной стороны каждого из них сохранились следы широкого и глубокого рва. В разных местах эти сооружения имеют свои названия. На Украине — Турецкий, Атаманський, Монашеский, Откопанный, Разбитый или и просто Вал. Но самыми распространенными является Змиевы или Трояновы валы.

Валы, как существующие сооружения, вспоминаются еще в древних летописях, но там ни слова нет об их строительстве. Напрасными были попытки ученых раскрыть эту тайну и установить в скоплении сооружений хоть какую-либо систему.

Незнание порождало самые фантастические гипотезы. Строительство их приписывалось скифам, сарматам, бастарнам, готам. Если же отдельные исследователи и говорили о сооружении их славянами, то относили это только в древнюю Русь, которая могла позаимствовать такой опыт обороны у германских племен или у византийцев.

Попытки составить карты валов Киевщины, Волыни и Подолья делались еще в прошлом столетьи, но они оказались неудачными.

Полевые поиски показали, что даже там, где насыпи полностью разорены, на полях остались определенные следы, которые помогли проследить трассу каждого из них от начала до конца. Была создана первая достоверная карта валов Киевщины, общая длина которых около 800 километров.

Змиев вал под селом Иванковичи Васильковского района Киевской области.

В уцелевших насыпях установлена внешняя и внутренняя конструкция валов и некоторые признаки технологии строительства. Пережженная глина, песок и уголь, а иногда обгоревшее дерево, которое попало внутрь вала во время строительства. Радиоуглеродный анализ позволил установить, что строились валы со ІІ века до н.э. и до VІ века н.э.. Один из них между Стугной и Ирпенем обновлялся в начале VІІ века.

Непосредственное изучение валов показало, что они были не единственной формой защитных земляных сооружений. На опаснейших участках комбинации укреплений образовывали сложные системы.

Кроме рва и насыпи, создавались эскарпы (искусственные подрезы) на склонах яров и берегов рек, которые иногда были продолжением валов, а иногда усиливали их. В отдельных местах с тактической целью строились глубокие и широкие рвы с валами по обе стороны, которые заставляли нападающих изменять направление движения и ставили иx в невыгодное положения. Во многих местах сохранились наблюдательные курганы, которые насыпались на возвышениях вдоль валов. В линии валов или немного позади находились небольшие городища, расположенные друг от друга на расстояниях 8 — 10 километров. На Витянсько-Бобрицкой линии обороны такие городища известны в Вите Поштовой и Боярке. На линии Сосновка-Радомышль — в Бишеве, Мотижине, Макаpoве.

Строители валов и pвов учитывали не только потребности обороны, но и специфику технологии сооружения их на разных почвах.

Рвы, как правило, трапецевидной формы, но случаются и с округлыми склонами и дном, лейчастые и ступенчатые. Такое строение их зависит от структуры почвы. Расстояние от края рва до подошвы вала чаще всего 0,8 — 1 метр, но на мягких почвах она была шире, а на торфянистых доходила до 2 метров. На мягких почвах над рвом с враждебной стороны насыпался небольшой валок, который не давал дождевой и снежной воде разрушать его стенку. Насыпи имели трапецевидную форму с узкой верхней площадкой, в которую вкапывался частокол.

Для создания непрерывной линии обороны, валы строили между реками и болотами. В опаснейших местах сооружали по 2 — 3 и даже 4 почти параллельные насыпи. Образовывались своеобразные глубоко эшелонированные рубежи. Большой интерес представляет и технология строительства валов и рвов. На размеченной трассе будущего вала выжигали лес и кустарник. Об этом свидетельствует насыщенность пеплом и древесным углем некоторых участков насыпей, а в основе вала встречаются обугленные пятна. Остатки пожарищ с обеих сторон вала в полосе шириной свыше 40 метров наблюдаются около села Заборье.

Участки рвов и валов на значительных расстояниях шли прямолинейно, храня установленную ширину. Это оправдывает предположение, что перед сооружением их строители делали какую-то разметку. Как поднимали землю вверх, мы не знаем. Возможно, что для этого использовались «журавли» (примитивный подъемный кран, до сих пор использующийся для поднимания воды из колодцев) и волокуши. В некоторых местах глинистая почва насыпи значительно плотнее, чем под основой вала. Следовательно, ее, наверное, утрамбовывали. Возможно, что на отдельных участках слои глины еще и обжигали. В таких местах наблюдаются пепел, уголь и обожженная до красного цвета глина.

Особый интерес представляет строительство валов на песчаном грунте. В насыпях песка часто встречается уголь и обгоревшее дерево. Под колодами и рядом с ними в pазрезах валов замечены прослойки глины. Есть предположение, что слои песка поливали глиняном раствором, а потом обжигом добивались его затвердевания. Нижние части песчаных валов с глинистыми прослойками сохранились до наших дней.

Организация строительства оборонных сооружений, на котором работали тысячи людей, была сложным делом. Но на этом заботы не заканчивались. Надо было обеспечить систематическое наблюдение за враждебной территорией, нужны были регулярные части для первого отпора нападающим. Многие исследователи считали, что осуществить это могло населения с классовым разделением общества, организованное в государство. Поскольку Постугнянско-Ирпенский вал строился в 370 году (±40), можно думать, что у полян в то время уже была государственность. Следовательно, варяги не могли принести ее славянам в IX веке. Этим ставятся под сомнение «норманистськие» теории.

Из карты валов стало видно, что между селами Белки и Ходорков вал защищал реку Ирпень, а между селами Пилипча и Остров — Рось. Такая защита для рек была нужна, если они широко использовались в качестве транспортныех артерий для торговли. Организованная защита их, по-видимому, означает, что эта торговля была важной для всего общества.

В процессе исследования мы обнаружили остатки и специально построенных сухопутных путей, так называемых валковых и глубоких дорог. В литературе давно известны такие пути, как Цареградский, Моравский, Черный, Караванный, Янтарный, Соляной, Залозний и тому подобное. Некоторые участки отдельных путей используются и теперь. Однако многие исследователи связывали их только с великокняжескими временами.Между тем, на Переяславщине нами найден участок вала, который строился с учетом уже существующего в то время пути.

Валковые дороги идут между двумя валами, расстояние между которыми 8 — 9 метров. Никаких следов pвов около них не заметно. Выходит, что землю брали с поверхности почвы рядом с валами. Но назначение таких валов еще не ясно. Однако привлекает внимание название пути, который идет из района Брянска в сторону Рильска, — Свиной путь. Некоторые пути еще к XIX века називались скотогонными. Не исключено, что по таким дорогам перегоняли скот с лесостепи до греческих колоний на побережье Черного и Азовского моров.

Если валковые пути идут только по водораздельным возвышенностям, и не пересекают рек или болот, то глубокие дороги являются не только искусственными траншеями, но и естественными ложбинами и ярами. На глубоких дорогах, которые на польских картах XVII века называются невидимыми, движение караванов трудно было заметить даже на незначительном расстоянии.

Валковые и глубокие дороги существовали на землях, ограниченных валами. Но, как видно, они выходили и за пределы соответствующих территорий, обеспечивали связки как межплеменные, так и с другими краями и народами. Это позволяет еще выше оценивать уровень экономического, политического и культурного развития племенных союзов рубежа новой эры и ее первых веков. Вероятно, строительство сухопутных путей совпадает с основанием на побережье Черного и Азовского морей греческих колоний, для которых торговля имела первостепенное значения. О размерах торговли греческих колоний с так называемой Скифией свидетельствует то, что только в Пантикапее и Феодосии ежегодно грузилось для отправки в Афины до 100 000 четвертей (свыше 20 000 тонн) хлеба.

В некоторые годы это количество росло в пять раз. Понятно, что выращивали его не в причерноморских и приазовских степях. Змиевы валы и исконные пути являются очень важными достопримечательностями самых древних времен нашей истории. Многие из них исчезли с развитием общества, и это закономерный процесс. Поэтому сейчас задание сохранить эти величественные достопримечательности и путем тщательного исследования прочитать всю книгу их истории, которая открыла перед нами лишь первые страницы.

А. БУГАИ кандидат педагогичных наук

2

Змиевы валы 

В Среднем Поднепровье, на территории современных Киевской, Житомирской, Черкасской и Полтавской областей Украины можно увидеть Змиевы валы — древние земляные укрепления, название которых связано с народной легендой. Она повествует о том, как ненасытный Змий был укрощен кожемякой по имени Никита или Кирилл (по одной версии) или, по другой, двумя кузнецами, которых иногда называют святыми Кузьмой и Демьяном (вариант — Борисом и Глебом). Герой (герои) впрягли Змия в исполинский плуг, которым была пропахана огромная борозда — так образовался вал, названный Змиевым.

Змиевы валы. Змиевы валы, Фортификация, Печенеги, История, Длиннопост

Валы давно привлекали внимание ученых. Назначение этих сооружений не вызывало дискуссий: поскольку они тянутся в общем направлении с востока на запад в лесостепных районах, было ясно, что это оборонительные линии, построенные земледельческим населением для защиты от кочевников. Но эта грандиозная фортификационная система оставалась загадочной, поскольку не было достоверных данных о том, кто именно и зачем ее соорудил.

Состояние дел изменилось, когда изучением Змиевых валов в конце 1960-х гг. занялся краевед Аркадий Бугай (по специальности преподаватель математики). Не имея почти никакой поддержки (кроме помощи студентов Киевского педагогического института), он в течение десяти лет исследовал практически все известные валы Среднего Поднепровья и впервые составил сводную схему валов, которая фиксирует результаты их непосредственного осмотра на местности. А. Бугай считал, что валы построены древними славянами задолго до образования Киевской Руси. Этот его предварительный вывод был вроде бы подтвержден результатами радиоуглеродного анализа угля от сожженных бревен, обнаруженных в теле валов.

Змиевы валы. Змиевы валы, Фортификация, Печенеги, История, Длиннопост

В 1974 г. начала работать археологическая экспедиция, образованная специально для изучения Змиевых валов. Итоги ее многолетней работы были опубликованы в 1987 г. в монографии «Змиевы валы Среднего Поднепровья», написанной руководителем экспедиции Михаилом Кучерой, опытным археологом, специалистом по древнерусским укреплениям. На основании анализа работ своих предшественников, письменных источников и, главное, результатов раскопок М. Кучера убедительно доказал, что основная часть валов построена в правление киевских князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича в конце X — в начале XI вв. для защиты границ Руси от печенегов. Ученый исследовал систему обороны, элементами которой были валы, реконструировал их первоначальный вид и даже подсчитал, что построить вал длиной 1 км за один сезон могли 72 чел. (Как предполагает исследователь, валы возводились в три этапа в течение 19 лет, и ежегодно на их строительстве работало около 3,5 тыс. чел.)

В наше время Змиевы валы сохранились лишь на отдельных участках, главным образом в лесах. Высота насыпей достигает 1-2,5 м, а ширина в нижней части — 8-14 м. Валы сопровождаются рвами, из которых бралась земля для насыпей и которые образовывали дополнительное препятствие для врага. Тщательные исследования позволили реконструировать первоначальные трассы валов и установить, что их общая длина составляла 969,5 км, из которых на местности прослеживается теперь лишь четвертая часть.

Змиевы валы. Змиевы валы, Фортификация, Печенеги, История, Длиннопост

Раскопки обнаружили, что Змиевы валы построены с применением деревянного каркаса, который имеет две разновидности. Первая — это срубная конструкция, то есть стена из четырехстенных срубов, которые поставлены в один или несколько рядов, заполнены землей и имеют внешние земляные откосы. В первоначальном виде такое укрепление выглядело как вал высотой до 3,5 м, над которым, предположительно, возвышалась деревянная стена. Описанная конструкция идентична применявшейся на древнерусских городищах Поднепровья. Вторая разновидность — перекладная конструкция, которая состоит из ярусов продольных и поперечных бревен, засыпанных землей. Первоначально такое укрепление имело вид вала с очень крутыми склонами высотой до 3,5 м, а иногда не ниже 3,7 м. Перекладная конструкция не встречается на городищах Поднепровья, но известна в западнославянских крепостях IX-XII вв. и в древнерусских укреплениях Новгорода, Минска, Москвы.

Одного строения валов достаточно, чтобы убедиться в их принадлежности к временам Киевской Руси. Этот вывод подтверждают другие археологические доказательства: находки вещей в отдельных валах, данные стратиграфических разрезов валов в местах обнаружения древнерусского культурного слоя, наличие вдоль линий валов поселений и укрепленных пунктов, основанных в конце X — первой половине XI вв.

Но как быть с результатами радиоуглеродного анализа, полученными А. Бугаем? Ведь в соответствии с ними Змиевы валы датируются в интервале от II в. до н.э. до VII в. н.э.! Дело в том, что радиоуглеродный метод имеет очень широкую амплитуду допустимых расхождений.

Змиевы валы. Змиевы валы, Фортификация, Печенеги, История, Длиннопост

Те, кто не соглашается с древнерусским происхождением Змиевых валов, ссылаются на большую древность легенды о Змие, а также на то, что летописи, не сообщая об их строительстве, упоминают их как уже нефункционирующие сооружения. Как опровергаются эти аргументы? Название «Змиевы валы» фиксируется в письменных источниках только с XVIII в. — таким образом, легенда о Змие может оказаться не такой уж и древней. Летописцы называли эти насыпи просто «валами» и четко отличали их от действующих крепостных оборонительных линий, которые тоже представляло собой валы (с деревянными стенами на гребне), но всегда прятались в языке того времени за термином «город».

Чтобы понять, почему валы на время первого летописного упоминания о них (1093 г.) уже не использовались с военными целями, надо раскрыть их роль в обороне от кочевников на фоне исторических событий.

Змиевы валы. Змиевы валы, Фортификация, Печенеги, История, Длиннопост

В конце X в. усилились нападения печенегов на южные границы Руси, и защита страны от кочевников стала для Владимира Святославича первоочередной задачей. Единственным успешным способом обороны против печенегов был пассивный. Поэтому людские и материальные ресурсы со всей территории Киевского государства были направлены на строительство грандиозной системы обороны, которая состояла из крепостей (где стояли постоянные гарнизоны), курганов для наблюдения за местностью и нескольких линий валов.

Глубоко эшелонированная система укреплений позволила отразить наступление печенегов. Постепенно их набеги прекратились. Новая возможность прийти с войной на территорию Руси появилась для них только потому, что они были приглашены в качестве наемников самими русскими князьями — сыновьями Владимира, которые начали между собой борьбу после смерти отца. Но в 1017 г. печенеги были наголову разбиты Ярославом Владимировичем под стенами Киева. В правление Ярослава граница государства была перенесена дальше на юг, на реку Рось, вдоль которой была построена новая линия обороны. Валы, сооруженные при Владимире, оказались в глубоком тылу и без ухода довольно быстро пришли в полуразрушенное состояние.

Когда же Русь столкнулась с новой волной кочевников — половцами, то в борьбе с ними сложилась новая тактика защиты границ. Основное бремя обороны было возложено на «своих поганых» — тюркские племена, которые перешли на службу к русским князьям и получили от них земли в пограничной полосе. Половцы, в отличие от печенегов, имели зимники и летники, и поэтому против них осуществлялись успешные походы в глубь степей. К тому же с разделом Руси на полусамостоятельные княжества поддержка единой системы укреплений стала невозможной (правда, в XII в. были возведены новые валы на небольших участках вдоль Роси, а также в междуречье Сулы и Сейма). Но в свое время Змиевы валы оправдали потраченный на них труд, защитив Русь от опустошительных печенежских набегов. Невзрачные на вид насыпи, до сих пор кое-где возвышающиеся среди лесов Среднего Поднепровья, имеют интересную историю, пусть не так древнюю и загадочную, как кое-кому хотелось бы.

3

Кто строил гигантские валы, объем которых только на территории Украины соизмерим с объемом всех египетских пирамид?!

Память об извечной борьбе нашего народа с кочевниками сохранилась в песнях, былинах и сказках, в которых черные силы пришельцев выступают в образе свирепого Змия. Из глубины веков дошли к нам былины о борьбе Добрыни Никитича со Змеем Горынычем на реке Почайне вблизи Киева и Алеши Поповича с Тугариным Змиевичем; бесчисленные песни и сказания о Егории Храбром — Святом Георгии, которого по традиции изображали воином, сидящим на коне и поражающим копьем Змия.

И не случайно со времен Ярослава Мудрого это изображение встречается на княжеских печатях и монетах, а со времен Дмитрия Донского Святой Георгий — покровитель Москвы, вокруг которой формируется молодое Русское государство. Позже изображение Святого Георгия, победителя Змия, появляется на гербе Русского государства.

О единоборстве со страшным Змием рассказывают нам многочисленные предания о братьях-кузнецах Кузьме и Демьяне, о Китае, или Кирилле, Кожемяке.

Тяжкая это была битва, но, победив, сделал Никита плуг в триста пудов, запряг в него Змия и пропахал им борозду через весь свет от восхода до захода солнца, обозначив границу земель русских, а Змия утопил в море. Свершив святое дело, воротился Никита в Киев, стал опять кожи мять. Борозда Никитина и теперь кое-где по степи видна. Протянулась она на тысячу верст глубоким рвом и валом сажени на две высотою. Называют те валы Змиевыми. Кругом мужики пашут, а борозды не распахивают: оставляют ее на память о Никите Кожемяке. Место же на киевском Подоле, где когда-то жил и мял кожи Никита, долго еще звалось Кожемяками.

Так рассказывает народ о появлении Змиевых валов, которые на тысячи километров протянулись по всей Украине, от ее восточных границ до западных. Змиевые валы… Что это?

Откроем девятый том последнего (третьего) издания Большой Советской Энциклопедии и на странице 547 прочитаем следующую заметку.

«Змиевые валы, народное название древних оборонительных] земляных сооружений, проходивших южнее Киева, по обоим берегам Днепра, вдоль его притоков. Название связано с легендой о том, как рус[ские] богатыри, победив Змия, впрягли его в плуг и вспахали огромные борозды. Остатки 3[миевых] в[алов] сохранились по pp. Вить, Красная, Стугна, Трубеж, Сула, Рось и др[угих] и достигают местами нескольких] десятков км длины и до 10 м высоты. Подобные сооружения известны также на Поднестровье… Время сооружения 3[миевых] в[алов] не установлено. Нек[ото]рые исследования считают, что они были возведены земледельч[ескими] племенами в I тысячелетии] до н. э. для защиты от скифов. Существует также предположение, что 3[миевые] в[алы] сооружены в X-XI вв. в Киевском гос[ударст]ве при кн[язе] Владимире Святославиче и его преемниках для обороны от печенегов и половцев».

Кто же строил гигантские валы, объем которых только на территории Украины соизмерим с объемом всех египетских пирамид?!

Киевские князья или их далекие предки?

Энциклопедическая справка не дает ответа. Причин этому много. Во-первых, приведенная заметка является сокращенной перепечаткой статьи о валах, помещенной в предыдущем издании энциклопедии, выходившем на 20 лет раньше. Во-вторых, некоторые издания попали в плен к сторонникам версии «киевских князей», которые, грозно размахивая вырытым из вала топором X—XI веков н. э., игнорируют события, датируемые до Владимира Красное Солнышко.

В-третьих, вопрос действительно сложен и требует усилий еще многих исследователей.

Поэтому к сведениям, которые приведены в энциклопедии, можно добавить, что в древности такие оборонительные сооружения, как рвы и валы, служили довольно распространенным средством защиты территорий у самых различных народов.

Например, еще в середине первого тысячелетия до новой эры Геродот писал, что для защиты от скифов местное население выкопало широкий ров и построило огромный вал от Таврийских гор до самой широкой части Меотийского моря (древние названия Крымских гор и Азовского моря). Это оборонительное сооружение получило название «Киммерийского вала»

К такому же типу оборонительных сооружений относится и Великая Китайская стена, строительство которой было начато в третьем веке до новой эры. Длина стены более 4 тысяч километров. Однако не везде на этом протяжении она сохраняет вид двойной зубчатой стены с башнями через 100 шагов. На многих участках это либо глинобитный вал, либо вал, образованный бесформенной грудой камней.

В Европе в начале новой эры оборонительные валы сооружали римляне. Для укрепления огромной пограничной линии Римской империи в первом и втором веках новой эры (строительство велось более ста лет) были построены Задунайские и Зарейнские валы, которые носили название «Германской границы». Валы пересекали всю Германию по диагонали с юго-востока на северо-запад.

Незначительные остатки этих валов сохранились и сегодня. В народных легендах они носят название «Чертовых стен».

В начале второго века новой эры император Адриан для защиты римской провинции Британии от воинственных шотландцев построил оборонительную линию, пересекающую всю Англию с запада на восток от берегов Ирландского моря до берегов Северного моря. Сюда входили ров и стена высотой 6 метров с башнями через каждые 1,5 километра, сложенная из крупного камня. Эта 117-километровая оборонительная линия получила название «Адриановых валов».

Позже Марк Аврелий расширяет владения Римской империи, и за Британией возникает новая провинция Валенция, на северной границе которой строится оборонительная линия, получившая название «Валы Антонина».

Такие же оборонительные линии сооружались и у восточных границ Римской империи. На территории современных Румынии, Венгрии, Болгарии и Югославии в различные периоды строились целые системы валов, часть которых впоследствии носила название «Римских». Однако хронология строительства этих валов окончательно не установлена. Попытки отдельных исследователей приписывать строительство валов в этом районе только римлянам встречают возражения тех, которые весомо указывают, что значительно большие системы таких сооружений расположены за пределами бывшей Римской империи, в Восточной Европе.

Так, в самых различных уголках Польши можно встретить оборонительные валы и увы. На юго-западе Польши они носят названия «Валов Храброго» или «Шленских», на севере — «Старых окопов». Во многих других местах — просто валы — без всякого названия [4].

Но наиболее ярко выраженные и протяженные системы валов расположены на территории современных Украины и Молдавии, где они известны под названием «Трояновых», или «Траяновых», и «Змиевых».

Трояновы валы и Змиевые валы — это обобщающие и самые распространенные названия валов, в основном расположенных на территории Украинской и Молдавской республик. Однако на отдельных участках эти же валы носят другие, свойственные только этой местности названия, а именно: «Большой вал», «Малый», «Великий», «Черный», «Атаманский», «Половецкий», «Турецкий», «Турецкая гребля», «Окоп», «Перейма» и т. п. В других местах названия «Троянов» и «Змиев вал» дублируют друг друга, а иногда один и тот же вал на одном участке носит название «Змиев вал», а на другом «Троянов».

Сегодня наибольшее распространение получила версия о том, что название «Трояновы валы» произошло от имени римского императора Траяна (53— .117 гг.), который вел многочисленные войны на восточных границах Римской империи, присоединяя новые и укрепляя границы старых провинций на территории современных Болгарии, Югославии, Венгрии и Румынии. Во времена Траяна было построено много различных сооружений: общественные здания, гавани, осушительные системы, мосты, дороги и оборонительные валы. Многие из этих сооружений пользовались заслуженной всемирной известностью и служили образцами для многих последующих поколений. Например: римский водопровод, мост на Дунае у Железных Ворот, римские пантеон и форум с 39-метровой колонной, украшенной рельефными изображениями сцен из дакийских походов Траяна и др. Некоторые из этих сооружений существуют и служат людям и поныне.

Трояновых валов много.

За пределами СССР наиболее известны Трояновы валы, расположенные у Черноморского побережья Румынии. В этом месте укрепленная линия длиной около 60 километров пересекает перешеек между Дунаем и Черным морем в районе городов Чернавода и Констанца и состоит из трех валов: двух земляных и одного каменного. Высота этих валов колеблется от 3 до 6 метров.

На территории нашей страны наибольшая оборонительная линия Трояновых валов расположена в Молдавии и на юге Одесской области, где различают Верхний и Нижний Трояновы валы. Верхний Троянов вал начинается на правом берегу Днестра на 12 километров южнее города Бендеры и тянется непрерывной стокилометровой линией через низины и водоразделы на запад к городу Леово, расположенному на реке Прут. Отсюда другой вал идет на юг по левому берегу Прута до селения Вадалей-Исаки. Но это еще не Нижний Троянов вал. Нижний Троянов вал начинается у реки Прут и ломаной линией соединяет реку с северными оконечностями дунайско-черноморских озер-лиманов: Ялпуг, Катлабуг, Китай и Сасык.

Другая группа Трояновых валов сохранилась в Поднестровье в Винницкой, Хмельницкой, Тернопольской и Львовской областях.

Общая протяженность всех Трояновых валов более 400 километров.

Трояновы валы, как и все другие валы Украины, изучены слабо. И хотя большинство авторов приписывают строительство этих валов императору Траяну, есть целый ряд факторов, которые не соответствуют этой гипотезе.

1. Стратегическая схема оборонительных валов всегда предусматривала размещение рва впереди вала так, чтобы нападающие сначала вынуждены были бы опускаться в ров и только затем преодолевать вал. В то же время в оборонительной линии у Констанцы, состоящей из трех параллельных валов, с южной стороны самого меньшего вала, который считается самым древним, видны остатки рва. Такая схема говорит о том, что защищались не римляне, а от римлян, или этот вал был построен в другое время.

2. Несколько валов, носящих имя императора Траяна, расположены за пределами Римской империи.

3. Нет твердой уверенности в правильном названии валов: «Трояновы валы» или «Траяновы валы». Большая Советская Энциклопедия [5] называет их Трояновы валы, тут же оговаривая, что правильнее называть их «Траяновы».

4. Далеко за пределами границ бывшей Римской империи, по всей Украине (в Донецкой, Житомирской, Кировоградской, Луцкой, Николаевской, Полтавской, Ровенской, Хмельницкой и других областях), есть селения с названиями: Троян, Трояны, Троянка, Трояновка, Трояново и др. Только на Украине их около 15. Но и за пределами Украины есть селения с такими же названиями. Например, в Курской области под Железногорском. Все названия этих селений пишутся и произносятся с четким определением буквы «о».

Более того, в Болгарии, которая когда-то была римской провинцией и где бывал сам император Траян, есть город Троян и Троянский перевал, названия которых тоже пишутся с буквой «о», а не «а».

5. Имя Трояна многократно упоминается в древнерусских литературных памятниках. Так, в «Слове и откровении Св. Апостола», изданном крупнейшим историком русской литературы профессором Н. С. Тихонравовым по рукописи XVI века, говорится: «…мняще боги многы Перуна и Хорса, Дня и Трояна и инии многы…»; в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» (XII или XIII век): «…от камени ту устроя Трояна, Херса, Велеса, Перуна…»; в памятнике XII века — «Слове о полку Игореве» — имя Трояна упоминается четыре раза: «…рища в тропу Трояню…», «…были вечи Трояни…», «…на землю Трояню…», и «…на седьмом веце Трояни…». Во всех этих произведениях имя Трояна выступает как символ божества времен древнего язычества. И действительно, в древнеславянской мифологии существовало божество, которое входило в ряд славянских божеств вместе с Велесом, Хорсом, Перуном и Дыем и носило имя Три-глава, Трояка или Трояна. Очевидно, поклонение; Трояну существовало на самых ранних этапах славянского язычества, так как сведений о нем дошло к нам значительно меньше, чем о других языческих богах, таких, как Святовит, Дажьбог, Дый, Яровит, Белбог,  Хоре, Перун, Велес, Лада и др. Известно только, что  Триглава-Трояна древние почитатели изображали в виде идола с тремя головами на одном туловище. Это был бог-воин, наездник, атрибутами его святилища были меч и вороной конь, который, как и белый конь бога Святовита (кстати, Святовита изображали с четырьмя головами) считался вещим.

Эти и некоторые другие дошедшие до нас сведения о Трояне  дают основание предполагать, что Троян был «ратным» богом, представителем доблести и силы, охранителем народа. Подобные и близкие по смыслу ратные боги существовали и у других народов. Например, в древнегреческой  мифологии — ярее; в древнеримской — Марс и т. п. И возможно, что в древности оборонительные валы носили имя ратного божества как сооружения, относящиеся к войне.

Некоторую аналогию названию «Трояновы валы» можно увидеть в названии «Марсово поле». И в первом и во втором случаях идет речь о названиях местностей, имеющих непосредственное отношение к армии. Позже о языческом божестве Трояне забыли, а выдающаяся строительная, военная и политическая деятельность императора Траяна надолго осталась в народной памяти. Есть сооружения, построенные во времена императора Траяна, которые получили название «Траяновы». Созвучие названий «Троян» — «Траян» привело к тому, что через много лет все валы в юго-западной части Украины, в Молдавии и на востоке современной Румынии стали называть «Траяновыми». Однако это не значит, что император Траян не строил валов. Наоборот, он восстанавливал и приспосабливал для создания оборонительных линий старые валы и усиленно строил новые. Однако всех валов, которые сегодня носят имя Траяна, император построить не мог.

Нечто подобное произошло и при поиске строителей Змиевых валов. Правда, здесь строительство валов приписывается не одному лицу, а династии Рюриковичей, начиная от Владимира Святославича.

Обосновывая свою версию, авторы и сторонники гипотезы «киевских князей» исходят из следующих предпосылок:

1. Змиевые валы — это огромные сооружения, общая протяженность которых более 1000 километров. Для их строительства необходим был труд сотен тысяч людей в течение нескольких десятилетий, что, по мнению сторонников этой версии, было под силу только такому мощному централизованному государству, каким была Киевская Русь.

2. При археологических раскопках в теле отдельных валов найдены предметы, датируемые X—XII веками новой эры.

3. Древние летописи рассказывают, что князь Владимир Святославич — Красное Солнышко для защиты от кочевников велел строить города вдоль границ своего государства. Кроме этого, упоминание об укреплении границ Киевской Руси сохранилось в письме католического миссионера Брунона к императору Генриху II (1008 г.), в котором Брунон описывает сцену прощания с князем Владимиром на границе Киевского княжества. Прощание происходило у ворот вала, которым, по заявлению Брунона, Владимир оградил свое княжество.

Предпосылки весомые. Однако каждой из них можно противопоставить другие.

Например:

1. Русские летописи при описании событий 980, ! 1093, 1095, 1146, 1149, 1151, 1169, 1223 годов восемь раз упоминают о рвах и валах. Но как?! Валы и рвы указаны только как ориентиры местности, где происходили описываемые в летописях события. И ни слова не сказано ни о времени их строительства, ни об использовании их как оборонительных сооружений.

2. Киевский ученый А. С. Бугай многократно извлекал из валов угольки, которые попали туда во время строительства.

В геологическом институте АН СССР (Москва) и в  Институте геохимии и физики минералов АН УССР  (Киев) для определения возраста этих угольков были  выполнены специальные радиоуглеродные анализы.  Результаты параллельных анализов совпали и показали, что возраст угольков весьма солидный и определяется для различных образцов, взятых из разных валов, от 2100 до 1200 лет! (Точность анализа ±50—I 70 лет.) Другими словами, обследованные валы строились в период со II века до новой эры по VII век новой эры, то есть еще задолго до возникновения Киевской Руси.

3. Действительно, Змиевые валы — это огромные я сооружения, общая протяженность которых в несколько раз больше Трояновых валов. Змиевые валы можно встретить в любом уголке Украины от Львова до  Харькова: в Поднестровье, Побужье, Волыни, Подолии, Киевщине, Полтавщине и Харьковщине. Только  на Киевщине общая протяженность больших и малых  валов превышает 800 километров. И если возможно  предположить, что часть валов на Киевщине была  построена киевскими князьями, то в других районах  Украины древность Змиевых валов можно доказать  документально.

Подтверждением этому могут служить Змиевые валы, расположенные в центре Харьковской области.

Здесь, между верховьями рек Коломак и Мож, сохранились древние валы.

Валы пересекали так называемый Муравский шлях — древнейший путь от Крыма в глубь русских земель, проходивший по гребню водораздела бассейнов Днепра и Дона.

Эти валы настолько стали особенностью данной местности, что при заселении земель Слободской Украины в середине XVII столетия населенные пункты, построенные вблизи валов, получили названия: Валки, Старые Валки, Валковый и Перекоп.

Сохранилась челобитная белгородского воеводы Афанасия Тургенева, который в 1636 году писал царю Михаилу Федоровичу, что на Муравском шляху есть татарский перелаз в урочище Валки: «…A те де Валки, ученены изстари, в крепких местах веден насыпной вал чрез Шлях от лесу до лесу, а леса де пришли ровни, большие, и меж-де тех лесов насыпной вал 3 версты, а веден-де те Валки меж вершин польских рек Мжа и Коломака.

А  едучи-де от Белгорода Муравским шляхом по сакме к тем Валкам, по правую сторону вершины речки Коломак тянет в реку в Ворскол, а по реке Ворсколу и на той реке усть речки Коломака поставлен литовский город Плотавой ниже Валок верст с 50, а по левую сторону речки Мож тянет в Северский Донец. Опричь-де того урочища мимо Валок татарского проходу Муравским шляхом иного места нет, и белгородские-де станичники ездят к урочищу мимо-де тех Валок, а иной-де дороги Муравским шляхом мимо тех Валок нет» 

Приведенные строки убедительно доказывают, что строительство валов могло быть только до монгольского нашествия, так как татаро-монголы в этих краях только грабили и разрушали, ничего не строя. Не могло быть такого строительства и во времена Киевской Руси. Святослав Игоревич (942—972 гг.) и Владимир Святославич (950—1015 гг.) на рубеже первого тысячелетия новой эры сражались, с печенегами буквально на околицах Киева. Походы Владимира Мономаха (1053—1125 гг.)  и его сына Ярополка (1082— 1139 гг.), а затем Игоря Святославича (1151—1202 гг.) к Северскому Донцу были походами в глубь половецких земель.

После смерти Владимира Мономаха междоусобицы удельных князей усилились, и в столетний период, накануне Батыева нашествия (1240 г.), на киевском престоле побывало более 40 князей! Безусловно, что в те тяжелые для Киевской Руси времена Змиевые валы, расположенные вдали от основных княжеских центров (Переяслав-Русский, Киев, Чернигов, Новгород-Северский, Путивль, Курск), не могли строиться, так как ослабленная бесконечными междоусобицами и половецкими набегами Русь не располагала достаточными ресурсами для такого огромного строительства.

Первостроителей Змиевых валов необходимо искать в более глубоких пластах древнерусской истории. Даже само название «Змиевые валы» призывает нас к этому. И хотя тема «змееборства» — одна из самых древних и распространенных тем мирового фольклора (вспомним индийские Веды, египетский миф о борьбе Гора с Сэтом, Зигфрида в древнегерманском эпосе и др.), на юге России она обретает очертания конкретных событий, некогда здесь происходивших.

Многовековая борьба наших предков с царскими скифами, кочевым ираноязычным народом, отпечаталась в полусказочном сюжете, приведенном Геродотом в четвертой книге его «Истории». Царские скифы, вернувшись в Мидию из многолетнего похода, воюют со «своими рабами» («своими рабами» они считали все окружающие их племена и только делили их на уже завоеванных и еще не завоеванных), которые «оградили свою землю, выкопав широкий ров от Таврийских гор до самой широкой части Меотийского озера».

И неспроста для наших предков во все последующие времена образ страшного Змия олицетворял собой не менее страшного завоевателя.

Изображение змеи отражало древнейший культ предков — родоначальников скифов. Змееногая богиня, «полуженщина-полузмея» — мать Скифа, родоначальника скифского племени, часто изображалась на щитах, колчанах и доспехах скифских воинов и их коней. Арриан, выдающийся греческий писатель, историк и географ, живший в начале II века н. э., писал, что военные эмблемы скифов представляли собой чучела змей и драконов, изготовленных из различных цветных лоскутов и насаженных на высокие шесты. При движении эти чучела надувались ветром и извивались как живые существа, издавая при этом резкий свист.

Для земледельческих племен народ со «звериным стилем» украшений (драконами, грифонами, змеями и змеевидными богинями) был змеиным народом и образно изображался Змием, требующим дани и жертв.

Для защиты от агрессивных соседей пришлось сооружать огромные многокилометровые валы. При этом валы были не только оборонительными сооружениями, но и условной границей своих земель и земель народа-Змия, что, очевидно, и послужило причиной их названия — Змиевые валы.

Помнил о тех временах и город Змиев, более тысячи лет сохранявший свое название.

Дьяки Разрядного приказа Лихачев и Данилов, составлявшие описание карты Большого Чертежа, первого географического справочника России, увидевшего свет в 1627 году, упоминали город Змиев.

Еще раньше Змиев упоминался в царском указе 1571 года, где намечался путь сторожевых разъездов от Путивля до Можа и вниз до Змиева кургана и городища.

В начале VIII века н. э. на месте Змиева была белокаменная крепость, входившая в систему белокаменных крепостей верховьев Северского Донца (Салтовская крепость, Чугуевская, Мохначская и др.).

Все эти крепости были построены создателями салтовской культуры на месте древних городищ, обнесенных валами и рвами. С. А. Плетнева называет эти городища скифскими [11]. Но были ли эти городища и валы скифскими или защищали от скифов, смогут ответить только будущие тщательные исследования, в том числе и всесторонние исследования пока еще сохранившихся валов.

И. Саратов,
кандидат технических наук

4.

Вал Адриана («Стена Адриана»; англ. Hadrian’s Wall, лат. Vallum Hadriani)

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
                          Дата строительства  126 г. н. э.
Местоположение Великобритания
Восточное окончание  крепость Сигидунум
Западное окончание  залив Солуэй-Ферт
Тип сооружения  оборонительная стена
Материал  камень, торф

 Вал Адриана («Стена Адриана»; англ. Hadrian’s Wall, лат. Vallum Hadriani) — оборонительное укрепление длиною 120 км, построенное римлянами при императоре Адриане в 122—126 гг. для предотвращения набегов пиктов и бригантов с севера. Пересекает северную Англию от Ирландского (залив Солуэй-Ферт) до Северного (крепость Сигидунум (Segedunum) у реки Тайн) морей у границы с Шотландией. Наиболее выдающийся памятник античности в Великобритании.

В 122 император Адриан (76–138) отдает приказ о возведении грандиозной стены в Северной Британии, которая должна была очертить границы Империи, и уберечь ее от набегов варварских племен. Работами по строительству руководил наместник римской Британии Платорий Непот. В 126 было завершено возведение Адрианова вала, который простирался от моря до моря на 117 км (80 римских миль) от р.Солуэй (на западе) до р.Тайн (на востоке).

Согласно одной из версий, план по сооружению вала принадлежал императору Адриану: предполагалось, что стена будет состоять из каменной (длиной ок. 112 км и толщиной ок. 3 м) и земляной частей (толщиной ок. 6 м). При строительстве эти параметры были изменены: высота каменной стены 6 м, толщина – ок. 2,5 м. Участок земляного вала высотой был почти 4м и толщиной в основании 6 м. Через каждую милю (римская миля) возвышались т.н. мильные форты (16 фортов), где размещался гарнизон. Через 1300 м были построены сторожевые башни, а примерно через 500 м стояли вышки для сигнализации. Вдоль вала был вырыт ров.

Наиболее известным из укреплений располагавшихся вдоль стены является каструм Верковициум (Vercovicium) сейчас известный как Римская крепость Хаузестедс (Housesteads).

После того как был построен вал Антонина, за Адриановым валом никто не следил, и он постепенно разрушался. Но в 208 году император Север приказал оставить Антонинов вал и укрепить вал Адриана, установив по нему границу римских владений. Пикты несколько раз пробивали в валу проходы, и римляне в конце концов в 385 году оставили его разрушаться.

В настоящее время неплохо сохранившиеся развалины фортов ещё можно видеть в Нортумберленде около Хаусстедса, Грейт-Честерса и Виндоланды.

 

Стена Адриана была построена из камней разных размеров: от современной кирпича до огромных глыб. Большая часть вала сохранились до нашего времени, особенно средний отрезок, находящийся среди впечатляющего ландшафта. Адрианов вал — любимое туристическое место в Северной Англии. 1987 года его провозглашен памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. С вала открывается прекрасный вид на прилегающую местность.