Филарет-

26 июня 2019 года. 90-летний Киевский патриарх Филарет не собирается отдавать власть. Он провел собственный Поместный собор и, недосчитавшись сторонников, начал рукополагать новых священников в епископы.

Настоящее Время разбиралось, что означает раскол для священников и для обычных верующих и на какую церковную собственность претендует Филарет

Когда в январе 2019 года Православная церковь Украины (ПЦУ) получила Томос об автокефалии, тогдашний президент страны Петр Порошенко вручил Киевскому патриарху Филарету звание Героя Украины за создание независимой от Москвы церкви.

Главы церквей, которые объединились в ПЦУ, должны были сложить полномочия. В случае Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) это и произошло: возглавлявший ее митрополит Макарий отказался от полномочий.

Глава Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет не раз заявлял, что не позволит лишить себя статуса патриарха (Украинская церковь, которую он возглавляет, имеет в составе ПЦУ статус митрополии – но «митрополит» это серьезное «понижение», на которое Филарет идти не готов).

Поэтому для несговорчивого пожилого иерарха придумали специальный титул – почетный патриарх. Этот статус можно сравнить с пожизненным сохранением статуса президента. Но номинальной должности Филарету оказалось мало.

В мае 2019 года он сказал, что Порошенко обещал ему сохранение власти, а фигура нового главы церкви – митрополита Епифания – якобы должна была стать чисто декоративной. Епифаний лишь представлял бы церковь за рубежом, планировал Киевский патриарх, – такой церковный министр иностранных дел.

Собор Филарета

Громкими заявлениями Филарет не ограничился. 20 июня 2019 года он собрал Поместный собор – высший орган управления в православной церкви. И провозгласил Киевский патриархат. Который полгода назад был ликвидирован как раз решением Поместного собора.

Проблема номер один заключается в том, что самостоятельно созвать Поместный собор Киевского патриархата Филарет не может. Он должен делать это вместе с Синодом, которого после ликвидации церкви – УПЦ КП – просто не существует. (Большая часть Синода бывшего Киевского патриархата теперь составляет Синод ПЦУ, который не поддерживает инициативы Филарета). Такая процедура была прописана в Уставе Киевского патриархата.

Вторая проблема для Филарета состоит в том, что Устав Киевского патриархата снят с государственной регистрации приказом Министерства культуры, как только была зарегистрирована новая церковь – ПЦУ – путем ликвидации и слияния двух предыдущих.

Приказ Министерства культуры Украины о регистрации ПЦУ
Приказ Министерства культуры Украины о регистрации ПЦУ

Приказ Министерства культуры Украины о регистрации ПЦУ
Приказ Министерства культуры Украины о регистрации ПЦУ

Чтобы полностью соблюсти процедуру, Филарету необходимо было сначала восстановить государственную регистрацию Устава Киевского патриархата, затем совместно с Синодом созвать Поместный собор (процедура прописана в Уставе). Но раз этого не произошло, легитимность решений Собора под вопросом.

Нет епископов –​ сделаем новых

Но что бы ни говорила процедура, Филарет заявляет, что именно он возглавляет по-настоящему независимую украинскую церковь. УПЦ, считает он, зависима от Московского патриархата, ПЦУ – от Константинопольского, и только Киевский патриархат ни от кого не зависит. На пресс-конференции после Собора он официально заявил: «Киевский патриархат выходит из ПЦУ» – а саму ПЦУ обвинил в самых разных грехах, вплоть до «выплаты дани» Вселенскому патриархату в размере $28 млн.

Однако Филарету мало кто поверил: на его Собор не приехал ни один из украинских епископов. Присутствовали двое иерархов из России, несколько киевских священников и около полусотни прихожан.

Этого мало для формирования собственной юрисдикции. Поэтому Филарет начал рукополагать новых епископов. Доподлинно известно о рукоположении двоих священников. Фамилия одного из них Зеленский. Филарет на пресс-конференции заявил, что новых епископов уже пять, а скоро будет 12 – именно столько необходимо для формирования собственного Синода Киевского патриархата.

Сразу после рукоположения ПЦУ исключила их из своего состава и предупредила, что если священники попросятся обратно, их примут – но не в статусе епископов.

Рукоположение новых епископов при отсутствии сторонников среди старых – такой сценарий Филарет использует не впервые. Именно так в начале 1990-х годов он создавал Киевский патриархат, проиграв выборы в Московские патриархи.

Как отреагировали в ПЦУ

Руководящий орган Православной церкви Украины – Синод – осудил факт проведения Собора, но оставил Филарета в составе ПЦУ, несмотря на то, что он сам заявил о пребывании в другой церкви и отказался участвовать в работе Синода.

Но с теми, кто поддержал Филарета, Синод не церемонился: так, российских иерархов исключили из состава ПЦУ. Сделав это, церковь сняла с себя ответственность за их действия, ведь согласно Томосу об автокефалии объединенная Украинская церковь не может иметь общин за границами Украины (они должны перейти Вселенскому патриархату) – а значит, не может и применять какие-либо санкции в отношении заграничных епископов.

Наблюдатели отмечают, что иерархов, поддержавших Филарета, не отлучили от церкви за нарушение канонов, как это принято в православии, а именно исключили из состава ПЦУ. Это оставляет епископам «лазейку»: они могут перейти под опеку Вселенского патриарха. Но на практике вряд ли сделают это, потому что видят себя исключительно в составе Киевского патриархата с Филаретом во главе.

Как реагирует Вселенский патриарх

Вселенский патриархат уже долгое время комментирует только самые значимые события, а действия Филарета вообще старается не замечать (по крайней мере, в публичных выступлениях).

Однако на встрече с украинскими журналистами в начале июня 2019 года патриарх Варфоломей все-таки высказался. Он заявил, что Филарет никогда не был патриархом и никакого Киевского патриархата не существовало. В действительности его сан – бывший Киевский митрополит, считает Варфоломей. Именно в таком статусе Филарета отлучил от церкви Московский патриархат.

Как реагирует Московский патриарх

В РПЦ не упускают возможность прокомментировать раздрай в рядах своих «конкурентов» в Украине. Глава отдела Русской православной церкви по взаимоотношению со СМИ Владимир Легойда сказал, что наконец-то и сам Филарет подтвердил: автокефалия это не объединение, а разъединение церквей, и «раскол порождает только раскол».

Что это значит для верующих

Последствия действий и высказываний Филарета для рядовых верующих неясны, потому что несмотря на его утверждение о выходе из ПЦУ, в самой церкви заявляют: «Филарет наш». Самое очевидное из возможных последствий – борьба за конкретные приходы.

Филарет на пресс-конференции после Собора заявил, что будет действовать мирно и не собирается забирать храмы насильно. Но уже обратился к министру внутренних дел Украины Арсену Авакову с просьбой содействовать возвращению той недвижимости ПЦУ, которую Филарет считает принадлежащей Киевскому патриархату.

Письмо Филарета главе МВД Украины
Письмо Филарета главе МВД Украины

В обращении идет речь о Свято-Феодосиевском монастыре, но ранее Филарет публично заявлял, что претендует и на другие монастыри Киева: Выдубицкий и Михайловский Златоверхий (первый является резиденцией действующего главы ПЦУ Епифания, второй – кафедральный собор ПЦУ).

2

«Знали бы содержание ‒ не согласились бы на томос». Патриарх Филарет о конфликте внутри украинской церкви

23 мая 2019 года


Почетный патриарх Украинской православной церкви (УПЦ) Филарет отказывается подчиняться томосу – документу об автокефалии независимой украинской церкви, который УПЦ получила в январе 2019 года. Тогда президент Петр Порошенко заявил, что получением томоса была завершена долгая борьба Украины за создание независимой православной церкви.

В эксклюзивном интервью Настоящему Времени Филарет рассказал, что желаемой независимости УПЦ не получила, и назвал три пункта томоса, с которыми он категорически не согласен.

Томос ‒ это церковный документ. Раньше томосы были указами, которые издавались по разным причинам, но в последние несколько веков томос стал декларацией независимости церкви того или иного региона. Именно на основании томоса новая церковь формирует собственный устав ‒ церковную конституцию. Сейчас в православии, учитывая УПЦ, существует 15 самостоятельных церквей. Часть из них сформировались в древности, часть стали независимыми относительно недавно, отделившись от древних церквей. Томосы есть только у отделившихся восьми церквей.

 

Что происходит в православной церкви Украины

— Украинская православная церковь Киевского патриархата объединилась с украинской автокефальной православной церковью и несколькими архиереями украинской православной церкви Московского патриархата. Объединились на Соборе Константинопольского патриархата, там избрали и предстоятеля Украинской православной церкви.

Создалось объединение одной украинской православной церкви. На основании этого объединения константинопольский патриарх дал нам томос про автокефалию. Но мы на Соборе не знали его содержание. Узнали уже после объединения. Если бы мы знали содержание этого томоса, то мы не согласились бы на такой томос.

— На объединение?

— Не согласились бы на томос. Томос ставит нас почти в такую же зависимость, в которой находится Украинская православная церковь Московского патриархата.

— От Москвы, вы имеете в виду?

— Да, от Москвы. Выходит, что одна часть украинской церкви – та, которая Московского патриархата, – зависит от Москвы. А вторая часть украинской православной церкви, которую назвали Православная церковь в Украине, – такого названия в православных церквях нет, и не все понимают, что за этим прячется. Но томос раскрыл нам значение этого названия.

О чем говорит томос

— Если Украинская православная церковь, то это означает, что все украинцы, которые живут на территории Украины или в эмиграции – в Европе, Америке, Канаде, Австралии, Латинской Америке, которые входят в Киевский патриархат, – то они являются нашей паствой, нашей частью.

А томос нам говорит: «Нет, эти украинцы, которые вам принадлежали, теперь принадлежат не вам, а принадлежат теперь Константинопольскому патриархату.

— Украинцы за границей?

— За границей. Это первое.

Второе. В томосе сказано, что мы не имеем права варить миро. [Миро – специально приготовленное и освященное ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания. Правом приготовления мира обладает только глава автокефальной церкви – НВ]. Миро – это святыня, без которой не совершается таинство миропомазания. Если мы миро должны получать из Константинополя, из Стамбула, то значит, мы зависимы.

По названию мы – автокефальная церковь, а в действительности мы зависим от мира – дадут нам миро или не дадут.

Третье. Если возникают конфликтные ситуации в украинской православной церкви, то их разрешает Константинопольский патриархат.

Три пункта, которые отбирают у нас права автокефальной церкви. По названию мы – автокефальная, а на деле мы зависимая от Константинопольского патриархата церковь. Так же, как Украинская православная церковь Московского патриархата имеет независимость в управлении, но входит в состав Московского патриархата.

— Хочу уточнить: у других автокефальных церквей есть такие пункты?

— Ни у одной автокефальной церкви, которая получила томос об автокефалии от Константинопольского патриархата, нет таких пунктов.

Сейчас идет большая борьба за уничтожение Киевского патриархата как такового – что никакого патриархата в Украине не существует.

Что дальше

— Мы не отказываемся от томоса, но не будем исполнять эти три условия, которые записаны в томосе. Не будем выполнять.

— Ваше святейшество, я хочу понять. Сейчас есть православная церковь в Украине. Вы считаете, что Украинская православная церковь Киевского патриархата – ​это часть этой церкви, так?

— Да.

— И вы не будете выполнять эти предписания, изложенные в томосе?

— Да.

— Вы сейчас миро варите?

— Пока мы не варили, а до этого варили.

— После предоставления томоса варили?

— Нет.

— А будете?

— Будем варить.

— Когда?

— Когда нужно будет. У нас пока миро есть. Хватает. Когда не будет мира, то мы сварим. Потому что мы автокефальная церковь.

Сейчас идет борьба за уничтожение Киевского патриархата. На каком основании? Мы подписали тогда по просьбе Вселенского патриарха отказ от Киевского патриархата. Но это основание не действует на Киевский патриархат, так как это решение архиереев должен утвердить и согласиться Поместный собор. Поместный собор – это высший орган.

— Выглядит это со стороны как очередной раскол, как соперничество между вами и главой Украинской православной церкви Епифанием.

— Раскола нет, только разный подход. Одни хотят сберечь Киевский патриархат, а другие хотят уничтожить его. У нас не раскол. Есть разногласия в вопросах строительства Украинской православной церкви.

— В итоге будет две украинские церкви?

— Одна должна быть. Мы хотим, чтобы Киевский патриархат в Украине для Украины существовал как патриархат, а вне, как сказано в томосе, – митрополия.

— То есть две церкви: одна для внутреннего использования, вторая – для внешнего?

— Для внутреннего – патриархат, а для внешнего – митрополия.

Договоренность с Порошенко

— В одном из интервью вы говорили о том, что были договоренности у вас с Порошенко, что были от него обещания.

— Да. Не только от Порошенко. Это было в присутствии самого Епифания. На этом основании я его выдвигал.

Мы договорились с президентом и архиереями на нашем соборе, что я выдвигаю кандидатуру в предстоятели Епифания. Мне сказали: «Вы откажитесь выдвигать свою кандидатуру», а я имел на это право и, думаю, был бы избран. Но Вселенский патриарх поставил условие: томос будет, если я откажусь от выдвижения своей кандидатуры.

— Да, я слышала это.

— И я согласился на это. Об этом мы говорили с президентом, с Епифанием и на архиерейском соборе, что я отказываюсь, но после получения томоса я буду руководить этой церковью внутри Украины. На делах он показывает, что он – предстоятель, а я – никто.

— А почему, по вашему мнению, он нарушил эти договоренности?

— А это вы у него спросите. Он мне сказал: «Не все от меня зависит».

— А от кого?

— Не знаю.

— А почему, по вашему мнению, Вселенский патриарх Варфоломей ставил условие такое, что вы должны снять свою кандидатуру?

— Я не знаю.

— А это он лично вам сказал?

— Нет. Это он сказал президенту. И требовал от меня подписать бумагу о том, что я отказываюсь от выдвижения своей кандидатуры. Если с точки зрения канонов и свободы, то условия такие ставить невозможно.

— Кто именно требовал от вас?

— Требовал президент. А от президента требовал патриарх Варфоломей.

— Вы написали?

— Написал.

— Это похоже на расписку.

— Я написал, что не буду выдвигать свою кандидатуру на предстоятеля Украинской православной церкви.

— Это публичный документ?

— Нет.

— А у вас есть копия?

— Есть.

— Покажете?

— Нет. Зачем.

— А оригинал у Порошенко?

— Оригинал у Вселенского патриарха. Ему передал Порошенко. То есть была договоренность, от которой отказался и президент Порошенко, и митрополит Епифаний. И это нечестно.

«Будем говорить о нашем общем будущем»

Более 36% украинцев считают, что глава Православной церкви Украины митрополит Епифаний – лучший кандидат на эту должность. Это данные опроса Киевского международного института социологии. Поддержка почетного патриарха Филарета меньше в два раза.

В комментарии Настоящему Времени глава Православной церкви Украины митрополит Епифаний рассказал, что еще не общался лично с Филаретом, но планирует.

«Я думаю, что 24 [мая] будет заседание священного Синода, и мы будем говорить о нашем общем будущем и развитии единой Украинской поместной православной церкви. Конечно, будем общаться», – сказал Епифаний.

Комментарий был записан 20 мая на инаугурации Владимира Зеленского. После церемонии два архиерея встретились и обнялись.

3

МОСКВА-КИЕВ-КОНСТАНТИНОПОЛЬ. ХРОНОЛОГИЯ ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

7 января 2019 года

Со времени крещения Руси прошло более тысячи лет. И более 500 лет церковные правители в Константинополе, Москве и Киеве спорят и борются за власть и статус. Настоящее Время проследило, как развивались отношения между церквями с самого появления христианства на Руси

Начало

IX век

Начало распространения христианства среди славянских племен. Братья Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык Библию и церковные книги.

988 год

Крещение Киевской Руси. Киевский князь Владимир Святославович завершил начатый предшественниками процесс распространения христианства. Митрополитами – главами местной церкви – служат греки, которых присылает Константинополь.

1051 год

Во время правления князя Ярослава Мудрого митрополитом впервые был избран местный русин Илларион.

1054 год

Великая Схизма - иллюстрация

Происходит Великая Схизма – Рим и Константинополь расходятся, но еще не окончательно, раскол закрепится позже. Возникают западная и восточная ветви христианства. Большинство славянских племен исторически ориентируются на Константинополь.

1240 год

Монголо-татары разрушают Киев, город теряет свое политическое значение. Митрополиты переносят резиденцию на север – в город Владимир, но по-прежнему называются «киевскими».

1325 год

Из Владимира митрополит перебирается в Москву, и далее называясь «киевским».

1448 год

В Москве избрали рязанского епископа Иону на должность митрополита и отправили на согласование в Константинополь. Но патриарх уже назначил другого кандидата – грека Исидора. В Москве Исидора приняли с неприязнью, со временем его сместили и назначили на кафедру Иону. Так как Константинополь его кандидатуру не одобрил, там его считают нелегитимным.

1458 год

Константинопольский патриарх провел реорганизацию Киевской митрополии: включил в нее территории Литовской, Галицкой и западной части Киевской митрополий, а официальным титулом ее руководителя стал «митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси». Главы новой митрополии имели несколько резиденций: в Киеве, Новогрудке и Вильно (современный Вильнюс, Литва).

Туда не вошли отдельные московские земли. С этих пор они принадлежат непризнанному Константинополем митрополиту, сидящему в Москве, который называет себя митрополитом всея Руси.

1467 год

Константинопольский патриарх специальной грамотой объявляет митрополита Иону в Москве раскольником.

1588-89 годы

Константинопольский патриарх Иеремия II едет в Москву, где фактически попадает под домашний арест. После полугода переговоров с Борисом Годуновым он соглашается признать автокефальный статус Московской церкви, а ее предстоятеля – патриархом.

1593 год

Собор в Константинополе подтверждает решение Иеремии II об учреждении патриархата в Москве.

1686 год

Потеря независимости Киевской митрополии. Константинопольский патриарх Дионисий выдал грамоту о передаче права московскому патриарху поставлять киевского митрополита.

В грамоте оговаривались условия передачи. Среди прочего митрополит киевский должен был первым поминать патриарха константинопольского, а уже потом патриарха московского. В Москве этот акт восприняли как передачу Киевской митрополии в полное ее подчинение.

1721 год

Царь Петр I упразднил Московское патриаршество. Вместо него церковью теперь руководит коллегиальный орган – Святейший Синод. Фактически это государственное ведомство по делам церкви. Константинопольский и другие восточные патриархи через некоторое время признали эту форму правления.

1917-21 годы

После падения Российской империи активизируется движение за автокефалию православной церкви в Украине. Создается Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Из-за того, что движение не поддержал ни один епископ, священникам приходится самостоятельно ставить новых. Это противоречит правилам православия, из-за чего новую церковь называют «самосвятской».

1918 год

После революции ни о каком царском Святейшем Синоде речи идти уже не может. Церковью в России вновь руководит патриарх Московский. Константинополь признает его законным.

1924 год

Константинопольский патриархат выдает томос об автокефалии Польской православной церкви как историческому преемнику древней Киевской митрополии. В документе отмечается, что «отделение Киевской митрополии и православных митрополий Литвы и Польши от Константинополя и присоединение к Московской церкви произошло не по предписанию каноничных правил», ссылаясь на решение 1686 года. Основная территория новой автокефальной церкви – это земли современных западной Украины и западной Беларуси.

1943 год

В середине войны Иосиф Сталин кардинально меняет свое отношение к церкви. Он встречается с уцелевшими митрополитами и одобряет их желание выбрать патриарха. Появляется новое название – Русская православная церковь (РПЦ). Реставрация проходит под чутким контролем компартии, органами госбезопасности и специального органа – Совета по делам Русской православной церкви.

1948 год

Православные епископы социалистической Польши отказываются от томоса Константинопольского патриарха под давлением органов безопасности. После этого Московский патриарх выдает собственный томос об автокефалии православной церкви в Польше, но границы этой церкви становятся иными, нежели в томосе 1924 года – так как страна лишилась части территории на востоке по пакту Молотова-Риббентропа.

1989 год

На территории Украины появляется юрисдикция УАПЦ – общины, епархии и священники.

1990 год

Патриарх Алексий II создает Украинскую православную церковь Московского патриархата – УПЦ МП. Она получает внутреннюю автономию, но подчиняется Русской православной церкви. Возглавляет УПЦ МП Филарет.

1991 год

Глава УПЦ МП Филарет просит у Москвы автокефалию, то есть полную независимость патриархата.

Май 1992 года

РПЦ обвиняет Филарета в «аморальном образе жизни». Филарет обещает сложить полномочия, но позже отвергает все обвинения. РПЦ отстраняет Филарета от власти.

Июнь 1992 год

Часть УПЦ МП объединяется с УАПЦ и образует Украинскую православную церковь Киевского патриархата – УПЦ КП. Позже, в 1995 году ее возглавит Филарет.

1993 год

Часть духовенства отделяется от УПЦ КП и восстанавливает УАПЦ.

1997 год

Архиерейский Собор РПЦ провозглашает анафему Филарету.

Анафема – церковное проклятие, которое означает отделение человека от церкви. Для православных это особенно важно, поскольку они верят, что только в церкви можно спасти свою душу. По церковным правилам анафеме предавали за неправильное вероучение о Боге, но иногда анафема провозглашалась и по политическим мотивам.

2008 год

Президент Украины Виктор Ющенко инициирует процесс переговоров по получению автокефалии у Константинополя, но они проваливаются – в том числе из-за противодействия Москвы.

19.04.2018

Верховная Рада Украины и президент Петр Порошенко совместно с УПЦ КП, УАПЦ и частью епископов УПЦ МП отправляют обращение к константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой даровать томос об автокефалии православной церкви в Украине.

11.10.2018

Синод Константинопольского патриархата отменяет решение 1686 года. Москва лишается права назначать киевского митрополита. Анафема РПЦ главе УПЦ КП Филарету признается недействительной. Стартует процесс получения автокефалии православной церкви в Украине.

15.10.2018

Русская православная церковь приняла решение о полном прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом.

13.11.2018

Синод Украинской православной церкви Московского патриархата решил разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом, как и Русская православная церковь. В тот же день президент Украины Петр Порошенко встретился с группой архиереев Украинской православной церкви Московского патриархата, которые поддерживают поместную украинскую церковь. Они якобы рассказали ему о «беспрецедентном давлении Москвы на тех епископов УПЦ (МП), которые готовы присоединиться к созданию единой церкви».

29.11.2018

Вселенский патриархат в Константинополе разработал и утвердил конституционный статут будущей украинской церкви.

05.12.2018

Сотрудники Службы безопасности Украины заявили, что вместе с прокуратурой и национальной полицией нашли «признаки разжигания религиозной и межконфессиональной розни» в работе нескольких священников Украинской православной церкви Москвоского патриархата. Прошли обыски и допросы.

13.12.2018

В киевской Андреевской церкви, которую президент Порошенко ранее передал от Украинской автокефальной православной церкви Константинопольскому патриархату, прошла первая литургия, которую возглавил экзарх Вселенского патриархата. Это первое богослужение в представительстве Константинопольского патриархата в Украине. Таких представительств не было с конца XVII века, с присоединения Киевской митрополии к Московскому патриархату.
Украинская православная церковь Московского патриархата службу осудила.

15.12.2018

В Киеве прошел объединительный собор, во время которого создана новая Украинская поместная церковь. Ее предстоятелем избран митрополит Епифаний.

05.01.2019

Вселенский патриарх Варфоломей подписал томос – документ, подтверждающий канонический статус новой Православной церкви Украины 5 января. На следующий день документ официально вручили митрополиту киевскому Епифанию.
Поместная Украинская православная церковь официально начала свое существование.

4

«Просто православные». К какой церкви себя причисляют жители Украины и кому из религиозных лидеров доверяют – соцопрос

15 ноября 2019 года

Украинская социологическая служба «Центр Разумкова» завершила исследование, посвященное отношению жителей страны к церкви. Такой опрос социологи проводят каждый год.

Согласно новым данным, в Украине 66% верующих людей. Это самый низкий показатель с 2010 года. Тенденция к снижению наметилась в начале 2010-х годов, но в 2014-м социологи зафиксировали всплеск религиозного самосознания. Верующими себя тогда называли 76% опрошенных: исследователи связывали это с экстремальными условиями и общим напряжением в стране.

В 2019 году среди украинцев моложе 24 лет стало значительно меньше религиозных: сейчас – 51,6%, согласно прошлогоднему исследованию – 65%. Люди старшего возраста чаще называют себя верующими, такой ответ дали 69,8% опрошенных старше 60 лет. Женщины более религиозны, чем мужчины: 72% против 58%.

К какой церкви причисляют себя украинцы

Большинство опрошенных называют себя православными (64,9%). Это минимальный показатель за 19 лет проведения исследований: в 2010 году было 68,1% православных, в 2014 – 70,2%, в 2018 – 67,3%.

Почти каждый десятый в стране – греко-католик (9,5%). Иудеев, мусульман, римо-католиков и протестантов – 0,1%, 0,1%, 1,6% и 1,8% соответственно.

Интересна еще одна группа – «просто христиане», это 8% опрошенных. Так себя могут идентифицировать разные протестантские деноминации. Дело в том, что в Украине зарегистрировано около 10 тысяч протестантских организаций – около трети всех религиозных организаций в стране. Если это предположение верно, то количество протестантов может значительно превышать 1,8%.

Среди православных лидирует с небольшим отрывом новая автокефальная церковь (ПЦУ – Православная церковь в Украине). Ее сторонники – 13,2% всех опрошенных. У церкви Московского патриархата – 10,6%. Еще 7,7% называют себя прихожанами Киевского патриархата (УПЦ КП).

После получения ПЦУ Томоса об автокефалии в январе 2019 года киевский патриарх Филарет остался недоволен тем, что больше не руководит церковью. Он попытался восстановить старую церковную структуру и вновь ее возглавить. Среди духовенства сторонников этой идеи почти не было. Но поддержка церкви Киевского патриархата некоторыми верующими демонстрирует, что усилия Филарета были не совсем напрасны. Действия патриарха одобряют 15,5% опрошенных. Еще по трети либо осуждают, либо их этот вопрос вообще не интересует (28,7% и 29,1% соответственно).

Если в 2018 году паствой Киевского патриархата считали себя 28,7% опрошенных украинцев, то в этом году две церкви (УПЦ Киевского патриархата и ПЦУ) вместе набрали 20,9% «сторонников». Часть верующих «перекочевали» в группу «просто православный», не желая причислять себя ни к какой церковной юрисдикции: в 2018 году в этой группе было 23,4% опрошенных, в 2019-м – 30,3%.

Снижение количества верующих, которые поддерживают Московский патриархат, – довольно устойчивый тренд, и началось это не в 2019 году. Ежегодно людей, которые говорят о себе как о прихожанах РПЦ МП, становится на несколько процентов меньше. В 2010 году их было 23,6%, в 2019-м – 10,6%.

Ходят ли верующие в церковь

Если показатели религиозной самоидентификации, согласно исследованию социологов, падают, то религиозное поведение наоборот становится популярнее. 52% респондентов посещают церковные службы, 23% из них ходят в церковь раз в неделю или чаще. Социологи перепроверили эти данные, спросив у каждого респондента, был ли он в церкви в минувшее воскресенье. Утвердительно ответили 21% опрошенных.

Каждый десятый украинец регулярно материально поддерживает церковь. Причем уровень поддержки зависит от региона. На востоке страны он ниже (5,6% опрошенных жертвуют церквям), а на западе – выше (21,9%).

Кому из религиозных лидеров доверяют украинцы

Жители западных областей Украины больше доверяют церкви, чем их соотечественники на востоке: 83% против 32%. Отдельно задавался вопрос, считают ли украинцы церковь моральным авторитетом. На него утвердительно ответили почти 65% респондентов на западе и только 28% на востоке.

Среди мировых религиозных лидеров украинцы доверяют не кому-то из православных иерархов, а папе римскому Франциску: положительный баланс составил +26,3 процентных пункта (доверяют 41,5% процент, не доверяют 15,2% процента опрошенных).

Первый руководитель новой автокефальной церкви митрополит Епифаний занял второе место в рейтинге доверия (+19,9 процентных пунктов), на третьем – Вселенский патриарх Варфоломей (он возглавляет Константинопольский патриархат; +15,4 процентных пунктов), на четвертом – глава греко-католиков Украины архиепископ Святослав (+12,1 процентный пункт), на пятом – митрополит Московского патриархата в Украине Онуфрий (+10,3 процентный пункт) и, наконец, на шестом – почетный патриарх Филарет (+2.8 процентный пункт).

Единственный религиозный лидер, уровень недоверия к которому превышает уровень доверия, – это глава РПЦ патриарх Кирилл (–28,9 процентный пункт). Даже среди последователей церкви Московского патриархата в Украине больше людей не доверяют патриарху Кириллу, чем доверяют: 38,8% против 35%.

Нужно ли слияние церкви с государством

Более двух третей опрошенных (69,2%) социологами украинцев считают, что в стране соблюдается религиозная свобода и равенство разных вероисповеданий перед законом. Почти половина опрошенных (47,9%) заявили, что церкви злоупотребляют предоставленными им правами и свободами.

Интересно, что почти 80% верующих Московского патриархата в Украине также поддерживают точку зрения о соблюдении в стране религиозной свободы. Это заметно отличается от того, что говорит патриарх Кирилл и высшее руководство Русской православной церкви: они утверждают, что в Украине верующие Московского патриархата подвергаются религиозным гонениямдискриминации по религиозному признаку и даже геноциду.

Поводом для таких громких заявлений стал принятых украинским парламентом закон, который облегчил процедуру смены юрисдикции для религиозных общин. После этого и после получения Томоса общины Московского патриархата стали переходить в ПЦУ. РПЦ называет это рейдерством, а ПЦУ – естественным правом общин на самоопределение.

Украинцы не хотят менять тот факт, что церковь отделена от государства. Многие опрошенные видят в государственной религии угрозу свободе совести и путь к дискриминации. Также украинцы против преподавания религии в школах, лишь 13% респондентов поддерживают эту идею.

15,5% участников исследования считают, что церкви нужно обложить налогами.

Использование церковной темы политиками в предвыборных кампаниях и в качестве способа повысить рейтинг не поддерживают 38% респондентов, а еще 41% равнодушно относятся к этому. Две трети (71%) опрошенных украинцев ожидают от религиозных лидеров, что они встанут на защиту самых бедных, если власти будут их притеснять.

5

После вторжения российской армии в Украину предстоятель Украинской православной церкви митрополит Онуфрий выступил с обращением, в котором назвал развязанную войну «братоубийственной» и призвал верующих «к усиленной покаянной молитве за Украину, за наше войско и наш народ». За этим последовало решение ряда епархий УПЦ прекратить поминать на богослужениях патриарха Кирилла.

https://www.currenttime.tv