Новый истребитель для Украины: Почему на…

Реформа украинской боевой авиации с каждым годом все настойчивее стучится в двери украинского оборонного ведомства, однако слышат ли там этот стук? Модельный ряд украинской боевой авиации по состоянию на сегодня представлен унаследованными еще от СССР самолетами МиГ-29 (ориентировочно 72 единицы), истребителями Су-27 (48 единиц), штурмовиками Су-25 (24 единицы), бомбардировщиками и разведчиками Су-24 и Су-24МР (суммарно до 36 единиц).

Однако все они в среднесрочной перспективе будут нуждаться в замене, ведь срок их эксплуатации истекает в 2025 году, а учитывая пятилетний период необходимого обучения как летного состава, так и обслуживающего персонала, определяться с заменой нужно не позже 2020 года.

Depo.ua начинает цикл ознакомительных материалов с вероятными вариантами замены старых МиГов и Сушек присутствующих на мировом рынке реактивных истребителей. На очереди — интернациональный реактивный истребитель Eurofighter Typhoon («Еврофайтер Тайфун»).

Что собой представляет

Typhoon – это многоцелевой истребитель четвертого поколения, который разработан и выпускается международной компанией Eurofighter, которую в 1986 году создал консорциум компаний British Aerospace (ныне BAE Systems, Великобритания), MBB (сегодня ДАСА, ФРГ), Aeritalia (сегодня Alenia Aeronautica, Италия) и CASA (Испания). Испанскую компанию в 2009 году поглотил международный концерн Airbus Group, став, тем самым, новым членом консорциума.

Разработка самолета началась в 1986 году на базе британского экспериментального самолета British Aerospace EAP, и в 1994-м совершил первый полет прототип истребителя – DA-1 (всего для разработки и испытаний было построено семь прототипов). Название Typhoon новый евроистребитель получил в 1998 году, тогда же был подписан первый контракт на производство новых самолетов.

13 февраля 2003 года совершил полет первый серийный «Тайфун» (GT001), предназначенный для немецких ВВС. 14 февраля в воздух поднялись первые британский (BT001) и итальянский (IT001) самолеты. Через несколько дней, 17 февраля, совершил полет первый испанский «Тайфун» (ST001). В 2003 году он был принят на вооружение воздушных сил стран-участниц консорциума, а в 2005-м евроистребители заступили на свое первое боевое дежурство.

Сначала «Тайфун» создавался как истребитель для завоевания превосходства в воздухе, но в ходе разработки и эксплуатации он получил возможность наносить удары по наземным целям, превратившись в многоцелевой боевой самолет.

Как и «Грипен», евроистребитель «Тайфун» спроектирован по аэродинамической схеме «утка» (аэродинамическая схема, при которой у летательного аппарата элементы продольного управления расположены впереди крыла) с низкорасположенным треугольным крылом (угол стреловидности — 53°), отрицательным запасом устойчивости, двухсекционными закрылками, передним поворотным горизонтальным оперением и вертикальным килем с рулем направления без стабилизатора. Подобная конструкция позволяет значительно повысить маневренность самолета на больших углах атаки и во время полета со сверхзвуковой скоростью. Одновременно с этим наличие поворотного горизонтального оперения ухудшает обзор из кабины и увеличивает радиолокационную заметность самолета.

Широкое применение композитных материалов позволило значительно снизить вес планера и довести его ресурс до 6000 летных часов. Необходимая длина взлетно-посадочной полосы для «Тайфуна» составляет 700 метров, а конструкция шасси и пневматиков позволяет эксплуатировать самолет даже на грубо отремонтированной взлетно-посадочной полосе.

На самолете применена четырехкратно-резервированная цифровая электродистанционная система управления полетом, объединенная с системой управления двигателями. Она обеспечивает искусственную устойчивость и высокую маневренность, а также отклонение органов управления для достижения максимального аэродинамического качества на всех режимах и во всем диапазоне скоростей и высот полета.

«Начинка»

Eurofighter Typhoon имеет полную «дисплей-кабину» (панель кабины пилотов самолета, включающая в себя электронные дисплеи и лишенная каких-либо механических указателей). Вся необходимая экипажу информация выводится на три многофункциональных цветных дисплея и широкоформатный индикатор на лобовом стекле.

Фото — tribp

Прицеливание и наведение оружия осуществляется преимущественно с помощью нашлемного прицела. При этом он полностью совместим с камерой ночного видения и инфракрасной системой переднего обзора. Для облегчения управления самолетом в боевых условиях на нашлемный дисплей может выводиться часть информации из дисплеев и ИЛС.

Также «Тайфун» имеет систему голосового управления полетом, что позволяет экипажу выполнять ряд операций через голосовые команды. Кстати, это первый в истории авиации случай, когда подобная система была установлена на боевой самолет.

Кроме этого, евроистребитель оборудован так называемой панической кнопкой: если пилот во время полета потеряет пространственную ориентацию (это возможно при маневрировании с большими перегрузками), то он сможет вернуть самолет в обычное положение простым нажатием этой кнопки. После ее нажатия автопилот возьмет на себя управление полетом, переведя самолет в горизонтальный полет со скоростью 550 км/ч, и продолжит вести самолет в таком положении, пока пилот снова не возьмет управление на себя.

Кроме этого, «Тайфун» оснащен системой автоматического огибания рельефа местности, что позволяет ему совершать полет на высоте 30 метров. Для точной навигации используется система глобального спутникового позиционирования (GPS). При этом GPS-приемник каждого самолета имеет свой отдельный високозащищенный канал.

Для приема и передачи данных экипаж «Тайфуна» использует многофункциональную систему распространения информации (MIDS). Она позволяет в режиме реального времени обмениваться информацией с другими самолетами, наземными командными пунктами, штабами сухопутных войск и кораблями.

Для выявления целей «Тайфун» использует многорежимную импульсно-доплеровскую бортовую радиолокационную станцию CAPTOR-М и инфракрасную систему переднего обзора PIRATE.

CAPTOR-М имеет плоскую антенную решетку и оптимизирован, в первую очередь, для работы по воздушным целям, которые может обнаруживать на дальности до 185 км. Он обеспечивает возможность уничтожения воздушных целей на всех ракурсах, в том числе и на фоне земли в условиях применения противником средств РЭП.

Инфракрасная система PIRATE устанавливается в передней части фюзеляжа, слева от ветрового стекла. Она может в пассивном режиме отслеживать как воздушные, так и наземные цели. Дальность обнаружения воздушных целей составляет 98 км, а пуск ракеты «воздух — воздух» может быть обнаружен на расстоянии свыше 160 км. Для повышения эффективности ударов по наземным целям PIRATE дополняется подвесным целеуказателем LITENING.

Для защиты самолета от средств противовоздушной обороны противника служит система DASS. Для выявления угрозы «Тайфун» имеет систему датчиков предупреждения об радиолокационном и лазерном облучении, а также датчики предупреждения о ракетной атаке. В случае атаки ракет с радиолокационной системой наведения самолет может применить станцию постановки активных помех и две буксированные радиолокационные приманки, которые располагаются на законцовках крыла. Также система DASS включает в себя два автоматических устройства отстрела тепловых приманок, которые служат для защиты от ракет с инфракрасным наведением.

Также при проектировании евроистребителя был выполнен ряд конструктивно-компоновочных мероприятий, направленных на снижение эффективной поверхности рассеивания, которые используются в стелс-технологии (истребители пятого поколения). В частности, для снижения отражения лучей от входных каскадов двигателя входные отверстия воздухозаборников покрыты радиопоглощающими материалами, а внешние подвески вооружения выполнены полуутопленными, что позволяет частично защитить их от падающего ЭМ-излучения. Кроме этого, элементы самолета, которые имеют наибольшую отражающую способность (несущие плоскости, элементы горизонтального оперения), покрыты радиопоглощающими материалами.

По данным производителя и оценкам специалистов, радиолокационная заметность евроистребителя «Тайфун» в четыре раза меньше, чем у других самолетов этого класса.

«Тайфун» оснащен двумя турбореактивными двухконтурними двигателями Eurojet EJ200, разработанными консорциумом компаний Rolls-Royce plc, Avio, ITP и MTU Aero Engines. Двигатель оснащен многорежимной цифровой системой управления, встроенной системой диагностирования и имеет небольшие размеры – его сухая масса составляет всего 989 кг.

EJ200 может развить тягу на форсаже до 9180 кгс (90 кН), благодаря чему «Тайфун» может достичь максимальной скорости 2500 км/час. Конструкция двигателей позволяет самолету совершать сверхзвуковой крейсерский полет без использования форсажа.

Межремонтный ресурс двигателя EJ200 составляет 1000 летных часов, при этом характеристики двигателя остаются неизменными даже после 1400 часов эксплуатации. Также силовая установка отличается простотой технического обслуживания – замена одного двигателя в полевых условиях может быть выполнена за 45 минут бригадой из четырех человек.

Вооружение

Первые модификации «Тайфуна» были предназначены только для ведения воздушных боев и не могли эффективно применяться против наземных целей. Однако боевые возможности самолета все время совершенствуются, и на сегодняшний день он является многофункциональной боевой машиной.

Самолеты, которые производятся с 2013 года, имеют возможность применять бомбы Paveway IV и EGBU-16. Это высокоточное оружие кроме наведения по лазерному лучу имеет еще и канал для спутникового наведения. Кстати, «Тайфун» имеет возможность поражать высокоточными бомбами по несколько наземных целей за один заход.

С 2015 года «Тайфун» оборудован крылатыми ракетами большой дальности Storm Shadow и KEPD 350, ракетами средней дальности AGM-88 HARM, а также ракетами «воздух-земля» ближнего радиуса действия Brimstone. Кроме этого, евроистребитель может похвастаться новейшими ракетами класса «воздух-воздух» Meteor, котрорые значительно расширят его возможности по уничтожению воздушных целей за пределами визуальной видимости.

К штатному вооружению принадлежат также противокорабельные ракеты AGM-84 Harpoon. Кроме них с 2017 года самолет получил возможность нести более новые противокорабельные ракеты: под каждым крылом могут поместиться по две таких ракеты RBS-15 или по три Sea Killer.

Кроме ракетно-бомбового вооружения, самолет может применять свою 27-мм скорострельную пушку Mauser BK-27. Привод пушки — электрический, что вместе с револьверным способом подачи снарядов обеспечивает скорострельность 1700 выстрелов в минуту.

Здесь стоит отметить, что комплектация самолетов тем или иным оружием зависит от многих нюансов, как то цена, комплектация, страна-оператор и др. В случае сотрудничества с Украиной можно было бы рассмотреть возможность использования отечественных высокотехнологичных боеприпасов.

Использование

«Тайфун является уникальным боевым самолетом, который выпускается в четырех вариантах: по одному для каждого члена консорциума, в то же время все компании-подрядчики производят агрегаты для каждого из заказанных самолетов, а именно:

Alenia Aeronautica (Италия) – левое крыло, внешние флапероны, задняя секция фюзеляжа;

BAE Systems (Великобритания) – передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), фонарь, гаргрот, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны, задняя секция фюзеляжа;

EADS Deutschland (Германия) – центральная часть фюзеляжа, центроплан;

EADS CASA (Испания) – правое крыло, предкрылки.

Это позволяет удешевить стоимость самолета, однако несет в себе и определенные неудобства: с самого начала эксплуатации «Тайфуны» страдают от дефицита запчастей (и как следствие – летают значительно меньше запланированного), так как производство запчастей распределено между всеми странами-участницами консорциума, и это приводит к значительным задержкам и перебоям в их поставке.

По состоянию на сегодня Eurofighter Typhoon находится на вооружении семи стран: Великобритании (160 самолетов), Германии (143 самолета), Италии (96 самолетов), Испании (73 самолета), Саудовской Аравии (72 самолета), Австрии (15 самолетов) и Омана (12 самолетов).

Известно также о предметном интересе к «Тайфунам» в прошлом со стороны Индии и Катара, однако в итоге эти страны остановили свой выбор на французских истребителях Dassault Rafale («Рафаль»).

Кроме этого, евроистребителями интересовались Греция, Норвегия, ОАЭ, Южная Корея, Сингапур, Турция, Швейцария и Япония, но по разным причинам сотрудничество не состоялось.

Что касается участия в военных операциях, известно лишь, что британские и итальянские «Тайфуны» принимали участие в установлении бесполетной зоны над Ливией в 2011 году. Во время этой операции они осуществляли патрулирование воздушного пространства, вели разведку и наносили авиаудары по наземным целям. Что характерно, «Тайфуны» не привлекались к первому, наиболее сложному, этапу операции – уничтожению ливийской системы противовоздушной обороны. Это задание выполнила в основном американская авиация.

Никаких упоминаний об участии их в боевых столкновениях с авиацией врага нет, поэтому пока неизвестно, как истребитель поведет себя в воздушном бою. Напомним, что Украина сегодня находится в состоянии войны, поэтому нам нужен реактивный истребитель не для сдерживания условного врага, как в большинстве стран Европы, а для реальных боевых действий, которые могут начаться в любой момент. В том числе и в воздухе.

Стоимость

Сегодня экспортная стоимость Eurofighter Typhoon серии Tranche 3, включая доставку, обучение персонала и техническое обслуживание, обходится заказчику в 90 млн евро, или 108 млн долларов, за самолет, что делает его самым дорогим из всех реактивных истребителей четвертого поколения (существенно дороже шведского JAS 39 Gripen, который мы уже рассматривали).

При этом стоимость одного часа полета «Тайфуна» в 2012 году составляла 18 тыс. долларов. Для сравнения: у шведского JAS 39 Gripen этот показатель равен 4,7 тыс. долларов, у американского F-16 – 7 тыс. долларов, а у французского «Рафаля» – 16,5 тыс. долларов.

В то же время эксплуатация «Тайфуна», который по многим показателям опережает другие истребители четвертого поколения, обходится дешевле, чем истребителей пятого поколения. Например, стоимость часа полета F-35А составляет 21 тыс. долларов, а F-35С – 31 тыс. долларов.

Однако, как мы уже писали, даже не цена является определяющим фактором при выборе реактивных истребителей. В значительной степени решение отдельно взятой страны зависит от офсетных программ, которые могут предложить компании-производители, а также от геополитической конъюнктуры. Например, США имеют значительное военно-политическое влияние во многих странах и не стесняются использовать это влияние для проталкивания на рынок своих самолетов.

Почему этот вариант может быть удачным для Украины

Традиционно здесь есть несколько моментов. Во-первых, подготовка летного состава и обслуживающего персонала для обслуживания Eurofighter Typhoon занимает около 6 месяцев, что равносильно подготовке для JAS 39 Gripen. Для примера, готовить людей к F-16 придется 1,5 – 2 года. Учитывая то, что Украина до последнего откладывает принятие решения о реформировании боевого авиапарка, этот показатель будет иметь не последнее значение.

Вообще, среди всех конкурентов «Тайфун» отличается простотой обслуживания и эксплуатации самолета, а комфортные условия работы экипажа позволяют пилотам достаточно легко переносить нагрузки во время боевых вылетов продолжительностью 5-6 часов. Кроме того, вся наземная инфраструктура для обслуживания самолетов на новом месте дислокации разворачивается менее чем за 18 часов.

Во-вторых, несмотря на отсутствие реального боевого опыта, по своим техническим и эксплуатационным характеристикам Eurofighter Typhoon является лучшим среди реактивных истребителей четвертого поколения. Даже можно сказать, что он занимает переходное звено между четвертым и пятым поколением истребителей. И это важно, ведь пока мы определимся с новым брендом, пока заключим контракт, пока получим готовые самолеты, пройдут года, а мир тем временем не будет стоять на месте.

Но есть одно но: «Тайфун» является самым дорогим из существующих истребителей четвертого поколения. Даже американские F-15 и F-16 стоят дешевле.

Также концерн Eurofighter не горит желанием поставлять самолеты «Тайфун» на условиях клиентов. В частности, есть пример Саудовской Аравии, где изначально планировалось собрать 48 из 72-х заказанных «Тайфунов» на Аравийском полуострове, но затем эти планы были отменены.

Вместе с тем, если Украина все-таки сможет договориться если не о производстве, то хотя бы о сборке самолетов у себя на территории, то это позволило бы не только за счет более дешевой рабочей силы удешевить «Тайфун» для собственных нужд, но и зарабатывать на этом, собирая самолеты на экспорт. Также, как можно было заметить, «Тайфуны» имеют проблему с запчастями, поэтому этот сегмент Украина также могла бы попытаться закрыть.

Кроме этого, Eurofighter не имеет центра обслуживания самолетов в Восточной Европе, что в определенной степени тормозит продвижение «Тайфунов» на этот рынок. Украина, которая имеет мощную научно-техническую базу, могла бы стать для них своеобразным логистическим хабом и сосредоточить у себя если не производство, то хотя бы обслуживание самолетов.

Осталось напомнить, что если Украина не начнет решать вопросы реформирования ВВС уже сейчас, то через несколько лет может вообще без авиации остаться. Мы и так дотянули вопрос до той черты, что нам скоро любой «секонд-хенд» будет за счастье. Главное здесь – не пойти путем в никуда и не скупать по всему миру старые советские МиГи и Сушки, откладывая тем самым крайне важную реформу.

Руслан Рудомский

https://www.depo.ua

Статья опубликована 7 февраля 2019 года

Все фото – ЕРА