Шилка5=

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 “Шилка” является настоящей легендой среди зенитных самоходных установок (ЗСУ), а ее долгая войсковая жизнь заслуживает исключительно уважения. Данная ЗСУ – это пример рационального отношения к боевой технике, которая уже снята с производства, но еще в состоянии выполнять возложенные на нее задачи. 

Появление в 50-х годах зенитных ракетных комплексов, способных поражать воздушные цели  на средних и больших высотах, привело к тому, что летчики штурмовой и бомбардировочной авиации освоили новый тактический прием — заход на наземные объекты с малых до 300 м, и предельно малых высот.

Поразить скоростной самолет, атакующий в течение 15-30 секунд, расчеты ракетных и ствольных зенитных установок просто не успевали. Понадобилась новая техника — мобильная, быстродействующая, с высокой степенью автоматизации, могущая вести огонь с места и на ходу. Над такими зенитками принялись работать и советские конструкторы.

Так в 1968 году в Советской Армии был принят на вооружение зенитный артиллерийский комплекс ЗСУ-23-4 «Шилка». Сравнительные испытания различных зениток показали, что «Шилка» не уступает батарее из четырех 57-мм пушек комплекса С-60, в которой входит 12 единиц боевой техники с расчетом в 60 солдат и офицеров.

23-миллиметровая счетверенная зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» (рис. 1) предназначена для прикрытия войск во всех видах боя и на марше от ударов самолетов, вертолетов, крылатых ракет, действующих на предельно малых, малых и средних высотах в любое время года и суток, а также может использоваться для поражения наземных и надводных целей.

Шилка1

 ЗСУ-23-4 «Шилка»

Тактико-технические   характеристики   ЗСУ-23-4

Боевые характеристики:
стрельба по воздушным целям
на дальности до 2500 м
на высотах до 1500 м
при скоростях полета целей до 450 м/сек
стрельбу по наземным и надводным целям на дальности до 2000 м
темп стрельбы (из 4-х автоматов) не менее 3400-3600 выстрелов в минуту
боевой комплект 2000 выстрелов
дальность обнаружения воздушной цели до 20 км
дальность автосопровождения цели до 17 км
Маневренные характеристики:
скорость движения ЗСУ:
по шоссе до 65 км/час
по грунтовой дороге до 40 км/час
преодоление ЗСУ препятствия:
максимальный угол подъема и спуска до 30˚
боковой крен до 20˚
глубина брода до 1,5 м
высота стенки до 1 м
ширина рва до 2,5 м
время перевода ЗСУ из походного положения в боевое и обратно 5 мин
Эксплуатационные характеристики:
время непрерывной работы 8 часов
запас хода (с учетом запаса топлива на 1,5-2 часа работы ГТД):
при движении по шоссе 450 км
при движении по грунтовой дороге 300 км
средний расход топлива на 100 км пути
при движении по шоссе 80 л
при движении по грунтовой дороге 130 л
Весовые и габаритные характеристики:
боевой вес (без боеприпасов) 19 т
длина 6535 мм
ширина 3125 мм
высота в походном положении 2576 мм
высота  в боевом положении 3572 мм
Технические характеристики:
количество автоматов 4 шт
калибр автомата 23 мм
начальная скорость снаряда 950 — 1000 м/сек
углы наведения:
по вертикали от — 4° до + 85°
по горизонту 360°
скорость наведения:
по азимуту 70°/ сек
по углу возвышения 60° /сек

Шилка2

2

Несмотря на то, что серийное производство ЗСУ-23-4 “Шилка” было прекращено еще в 1982 году, модернизации данной установки продолжают появляться сегодня в армиях стран мира, а сама ЗСУ по-прежнему находится на вооружении сухопутных войск.

ЗСУ-23-4 «Шилка» (индекс ГРАУ 2А6) – советская зенитная самоходная установка, предназначенная для непосредственного прикрытия наземных войск, поражения различных низколетящих воздушных целей (вертолеты, самолеты, БПЛА, крылатые ракеты), а также наземных (надводных) целей как огнем с места, так и при стрельбе с коротких остановок или в движении.

В Советском Союзе данная ЗСУ входила в состав подразделений ПВО сухопутных войск полкового звена. Серийное производство установки, которая была вооружена счетверенной автоматической 23-мм пушкой с темпом стрельбы 3400 выстрелов в минуту, началось в 1964 году и продолжалось вплоть до 1982 года. Всего за это время было собрано порядка 6,5 тысяч зенитных самоходных установок этого типа.

Практически ни один из военных конфликтов второй половины XX века не обошелся без использования этой  боевой машины. «Шилка» участвовала в боях на территории Вьетнама, где была достаточно серьезной угрозой для американских летчиков.

Активно использовалась в арабо-израильских войнах, гражданской войне в Анголе, в ливийско-египетском конфликте, ирано-иракской и эфиопо-сомалийских войнах, в боевых действиях на Балканах и в зоне Персидского залива.

Шилка4

СССР широко использовал данные ЗСУ во время войны в Афганистане. В Афгане «Шилки» использовались не в качестве систем ПВО, а в качестве боевых машин поддержки пехоты, наводя настоящий ужас на душманов. За колоссальную боевую мощь четырех спаренных автоматических пушек, обладающих огромной скорострельностью, афганские моджахеды прозвали «Шилку» – «шайтан-арбой» – чертовой телегой.

При отсутствии реальной угрозы с воздуха установка использовалась для ведения огня по различным наземным целям, в том числе легкобронированным, на расстоянии до 2-2,5 км она могла легко подавить огнем любые укрепления противника.

При этом «Шилка» остается востребованной и в XXI веке. Особенно эффективна данная установка при ведении боевых действий в условиях плотной городской застройки. Угол подъема автоматических 23-мм орудий составляет 85 градусов, что позволяет легко подавлять позиции боевиков, расположенные даже на верхних этажах зданий.

Счетверенная автоматическая 23-мм пушка, обладая высокой скорострельностью и большой начальной скоростью полета снарядов, в состоянии создать настоящее «море» огня. Поэтому даже танк, который попадает под ее обстрел, может быть выведен из боя, потеряв практически всё навесное оборудование и приборы наблюдения.

Хотя современные зенитно-ракетные и ракетно-пушечные комплексы ПВО, имеющиеся в распоряжении  войск, превосходят «Шилку» по своим параметрам и характеристикам, главным достоинством ЗСУ остается возможность ее использования на передовой линии при непосредственном соприкосновении с войсками противника. Спасает наличие противоосколочной и противопульной брони.

До сих пор установка ЗСУ-23-4 стоит на вооружении десятков стран мира, являясь недорогим, но при этом универсальным средством для решения различных боевых задач. В то же время появление на сцене новых средств воздушного нападения и нарастание темпов современного боя сделали необходимым процесс модернизации установки.

Счет используемых в разных армиях мира «Шилок» все еще идет на сотни. При этом несмотря на своей уже достаточно почетный возраст, альтернативы им часто нет. Особенно, принимая во внимание тот факт, что не каждое государство может позволить себе приобретение новых ЗСУ. В этих условиях задача модернизации машины-ветерана лишь становится более актуальной.

«Шилка» на вооружение армии Украины

Сколько «Шилок» осталось в Украине после распада Союза, доподлинно неизвестно, но к весне 2014 года они были только на вооружении 36-й бригады береговой обороны в Крыму (18 единиц) и 169-го Учебного центра «Десна» (8 единиц). Остальные находились на хранении: 20 — в Вознесенске, 12 — в Нежине, 10 — в Шепетовке и 55 — в Балаклее.

Основная часть исправных «Шилок» были захвачены российскими оккупантами в Крыму, часть (в самом плохом состоянии) были возвращены и в июне 2014 года и составили основу обороны Николаева — их поставили на блокпостах, хотя в целом их техническое состояние было очень плохое. Позже эти 10 установок были переданы 145-му ремонтно-восстановительному полку, частично восстановлены и отправлены в войска.

С началом активных боевых действий на Донбассе все боеспособные машины из «Десны» были отправлены в войска, одновременно началось восстановление парка «Шилок», благо что в Балаклее есть ремонтный завод. В 2015 году Министерством обороны Украины с ним был подписан контракт.

Всего  удалось поставить в строй около 30 ЗСУ-23-4 «Шилка». Большинство из них находятся во второй и третьей линиях обороны — в Покровском, Константиновке, Краматорске в составе различных механизированных бригад.

По крайней мере одна установка, восстановленная волонтерами, применялась в 2017 году в боях на Авдеевской промке. Один из бойцов вспоминал: «Бои на промзоне вспыхивают под вечер, когда представители ОБСЕ едут ужинать. Сначала начинается обстрел из пулеметов, гранатометов и автоматов. Многострадальные здания промзоны начинают принимать на себя сотни снарядов, выпущенных в основном боевиками по алгоритму „авось кого зацепит“. Десантники начинают вяло им отвечать, если засекают явную позицию.

Ну а если по промзоне со стороны позиций сепаратистов начинают стрелять из чего-то серьезного типа ЗУ-23, в игру включается ее величество „Шилка“ своими счетверенными авиационными пушками ГШ-23. И в тех секторах, по которым работает „Шилка“, стрелять почему-то никто не пытается».

Шилка8В последнее время активизировались работы по модернизации ЗСУ-23-4 «Шилка». Причем это не первая попытка отечественной военной промышленности. Еще в 1999 году на волне успеха масштабного контракта на Т-80УД для Пакистана Харьковский завод им. Малышева разработал вариант «Шилки» на базе этого танка. Зенитная ракетно-артиллерийская система получила название «Донец».

Башня от ЗСУ-23-4 была модернизирована путем установки двух спаренных транспортно-пусковых контейнеров с ракетами от ЗРК «Стрела-10М». Ракеты, имеющие автономную систему пассивного самонаведения, способны поражать воздушные цели на дальности до 4500 м и высоте 3500 м. Артиллерийская часть «Шилки», состоящая из четырех 23-мм зенитных автоматов, оставлена без изменений, однако боекомплект увеличен с 2000 до 4000 патронов

Причем электроника модернизировалась частично — так был сохранен прежний радиоприцел, однако установлена новая цифровая система управления огнем, а также система внешнего целеуказания и навигационная система.

Шасси боевой машины подверглось изменениям. В задней части корпуса, с его правой стороны, установлена вспомогательная силовая установка, обеспечивающая возможность работы основных систем машины на стоянке при выключенном маршевом дизеле. Экипаж «Донца» состоял из трех  человек, боевая масса машины — 35 тонн, максимальная скорость по шоссе — 65 км/ч, по грунту — 40 км/ч.

Планировалось, что установкой может заинтересоваться Пакистан, был создан даже один прототип. Однако пакистанцев установка не заинтересовала, и на этом проект закрыли.

Уже после 2014 года модернизацией «Шилки» занялось Государственное предприятие «Завод Арсенал». За короткое время было разработано три различных варианта.

Итак, минимальный вариант — это 3СУ-23-4М-А1, главной особенностью которого является установка узлов и агрегатов отечественного производства. На ней была убрана старая советская аналоговая радиолокационная станция 1РЛ33М и поставлена новая отечественная цифровая — «Рокач-АС». Она способна работать в трех режимах: кругового обзора (впервые «Шилка» перестала зависеть от внешнего целеуказания), поиска и автосопровождения. И, самое главное, способна обнаруживать и сопровождать даже самые мелкие беспилотники с площадью рассеивания всего около 0,01 кв. м. Причем делать это на расстоянии до 7 километров!

По понятным причинам новая РЛС совсем небольшая и занимает не всё внутреннее пространство башни, как старая, а установлена сверху в контейнере. Таким образом, условия для работы расчета стали более комфортными за счет установки новых систем жизнеобеспечения.

Вариант 3СУ-23-4М-А2 отличается установкой оптико-электронной системы, которая, кроме всего прочего, имеет и лазерный дальномер. И, что наиболее важно, её установка позволяет выдавать координаты и параметры целей для цифровой АСУ в автоматическом
или полуавтоматическом режиме.

Система отечественного производства позволяет выявлять цели на дальностях до 12 км, а брать на автоматическое сопровождение — с 10 км. Конечно, этого явно недостаточно для борьбы с современными летательными аппаратами, однако вполне хватает для борьбы с беспилотниками.

И, наконец, самый “продвинутый” вариант — 3СУ-23-4М-А3.  Это «прокачанная до максималок» «Шилка» с модулем с четырьмя зенитными ракетами (по всей видимости, перспективные ракеты комплекса «Колибри» или «Барс»), которые позволяют гарантированно поражать воздушные цели на дальностях до 5 км. Причем не просто пакет, а полноценная установка, которая с одной заправки хладоагентом обеспечивает до 12 часов непрерывной готовности ракет к пуску, то есть поддерживает охлаждение матриц головок самонаведения, позволяя в любую секунду произвести захват цели.

В мире два десятка стран имеют на вооружении подобные комплексы (модернизация которых крайне необходима) — самые новые «Шилки» выпуска 1982 г.

Сухопутні війська отримали партію відремонтованих ЗСУ-23-4М «Шилка»

DEFENSE EXPRESS

ДП «Балаклійський ремонтний завод», що входить до складу ДК «Укроборонпром», передало частинам Сухопутних військ ЗСУ капітально відремонтовані ЗСУ-23-4М «Шилка». Про це повідомила прес-служба Концерну.

За словами в.о. директора «Балаклійського ремонтного заводу» Олександра Попова, контракт на ремонт цієї партії «Шилок» підприємство отримало в рамках ДОЗ-2021. Хоча завод був вимушений починати частину робіт за власні обігові кошти, «Балаклійський ремонтний завод» вчасно та якісно виконав капремонт ЗСУ-23-4М «Шилка» для Збройних Сил України.

ЗСУ-23-4М "Шилка" Збройних сил України пройшли капітальний ремонт в рамках ДОЗ-2021
ЗСУ-23-4М «Шилка» Збройних сил України пройшли капітальний ремонт в рамках ДОЗ-2021

Відзначається, що за всіма етапами відновлення ретельно слідкували представники Міноборони України, а відремонтовані зенітні самохідні установки були передані замовнику після перевірки на полігонних випробуваннях.

ЗСУ-23-4М "Шилка" Збройних сил України пройшли капітальний ремонт в рамках ДОЗ-2021
ЗСУ-23-4М «Шилка» Збройних сил України пройшли капітальний ремонт в рамках ДОЗ-2021

Нагадаємо, наприкінці 2020 року Міністерство оборони планувало замовити партію модернізованих на ДП «Завод «Арсенал» 3СУ-23-4М-А1 (перша з трьох версій модернізації). Ще одну партію таких зенітних самохідних установок планувалося включити й у ДОЗ-2021.

3СУ-23-4М-А3 "Шилка" під час вогневих випробувань на полігоні "Ягорлик" у лютому 2019 року
3СУ-23-4М-А3 «Шилка» під час вогневих випробувань на полігоні «Ягорлик» у лютому 2019 року

Ця версія «Шилки» вперше була представлена ще у 2017 році, а у 2019 пройшла визначальні відомчі випробування. На відміну від старих радянських машин, вона оснащена новою багатофункціональною радіолокаційною станцією з цифровою антенною решіткою (ЦАР) «Рокач-АС» сучасною цифровою обчислювальною системою, навігатором та блоком цифро-аналогових перетворювачів.

ЗСУ-23-4 "Шилка" 10-ої окремої гірсько-штурмової бригади під час бойових стрільб у січні 2021 року / Фото - АрміяInform
ЗСУ-23-4 «Шилка» 10-ої окремої гірсько-штурмової бригади під час бойових стрільб у січні 2021 року / Фото — АрміяInform

Але с того часу ніякої інформації щодо укладання та виконання контрактів на модернізацію «Шилок» оприлюднено не було.

Открытые источники