…В востребованное время эта информация по условному сигналу (паролю) с уровня подсознания всплывает в сознании и воспринимается человеком как его собственные мысли и убеждения. В соответствии с заложенной программой человек — субъект воздействия организует свое поведение, принимает решения.  Человек в результате  превращается в зомби, который безотказно выполняет волю своего повелителя…

 ***

На пороге 21-го века в печати появилось много публикаций, посвященных информационно-психологическим технологиям. Среди них нарастающую опасность представляют системы скрытого информационного воздействия, основным объектом нападения которых является психика человека. До сих пор главным методом такого изменения признавался метод воздействия на сознание человека. При этом подчеркивалось, что «осязаемые эффекты» могут быть восприняты нашим сознанием только тогда, когда они  критически осмыслены нашим сознанием, пройдут через фильтр нашей оперативной памяти, отложатся в хранилище памяти, в нашем подсознании.

 Прямой доступ в этом случае к «хранилищу» категорически закрыт. Подсознание рассматривалось  как нечто мифическое, эфемерное, во всяком случае, как нечто спящее, не активное, не способное влиять на «здравые» мысли и поступки личности. Однако последние исследования нейрофизиологов показывают, что наша оперативная память, формирующая наш «здравый смысл», —  всего лишь малая часть от нашей «суммарной» памяти, которой обладает человек.

Главный ее резерв и «хранилище» — наше подсознание. В подсознании содержится от 70 до 90 процентов объема нашей памяти (всех знаний). Отсюда такой огромный интерес к раскрытию «резервных» возможностей человека путем прямого воздействия на его подсознание. Стремление научиться воздействовать на человека напрямую, через его подсознание выражается в разработке самых различных методов, возникающих на протяжении всей истории человечества, начиная от шаманства и кончая современными изощренными  психотехнологиями.

Их коренное отличие от информационных воздействий открытого типа заключается в том, что они скрытно (скорее даже тайно), т.е. без ведома человека, лишают его права  свободы выбора своего поведения, исполнения желаний, выражения эмоций и даже психофизиологического состояния организма (настроения, здоровья). Это достигается либо предварительным введением человека в измененное состояние сознания, либо внедрением манипулирующей информации на фоне отвлекающих сообщений прямо в подсознание, минуя этап критического восприятия ее сознанием человека.

В востребованное время эта информация по условному сигналу (паролю) с уровня подсознания всплывает в сознании и воспринимается человеком как его собственные мысли и убеждения. В соответствии с заложенной программой человек — субъект воздействия организует свое поведение, принимает решения. Этот человек в результате  превращается в зомби, который безотказно выполняет волю своего повелителя. Человек, подвергшийся «программированию», внешне ведет себя как обычный человек и не подозревает о том, что он «запрограммирован».

Он среагирует только на ключевую команду, переданную ему в нужное время. После выполнения задания человек-«зомби» даже не осознает, что он сделал по этой команде — программой ему «приказали» забыть этот факт. В подсознание такого человека можно заложить и несколько спецпрограмм. Примером подобного программирования является широко известный случай ареста 1967 году в Маниле агента ЦРУ Луиса Кастильо, обвиненного в подготовке убийства президента Филиппин Маркоса

 Перед допросом агенту ввели «сыворотку правды» — психотропное средство — и провели ряд гипнотических сеансов. Оказалось, что этот человек в разных ситуациях ощущал себя четырьмя разными агентами с различными «легендами», причем каждая из его личностей ничего не ведала об остальных. Видимо, подвергнув мозг Кастильо сложной обработке с помощью психофизических средств и многоступенчатого гипноза, в него заложили сразу несколько программ, каждая представляла собой какое-то задание. Новую личность «включали», вероятно, с помощью отдельного кода.

Подобного поведения человека можно добиться не только путем многоступенчатого гипноза, но и другими методами воздействия. При этом, если судить по публикациям, некоторым специалистам удается готовить не только бездумных роботов, а полноценных «суперсолдат двадцать первого века».

Многие наслышаны о психотропных препаратах — различных по химическому составу лекарственных веществах, воздействующих на психическую сферу человека. В медицинской и биологической практике эти вещества уже давно применяются в клинике нервных и внутренних болезней, в хирургии и анестезиологии, онкологии и при кожной патологии.

В то же время использование таких средств возможно и в военных целях, что позволяет говорить о психотропном оружии. В феврале 2001г.  в  газетах появились сообщения о ведущихся  работах по психофизической коррекции бойцов спецподразделений в одном из Центров медицины. Целью  работ — создание суперсолдат двадцать первого века — интеллектуала со стопроцентными физическими данными, скорректированными для выполнения определенной задачи. Солдат, прошедший курс психостимуляции, способен противостоять один четверым в рукопашном бою, пройти без отдыха много километров, стрелять без промаха, находиться в ледяной воде многие часы.

Следует упомянуть и о так называемой генной сельскохозяйственной продукции, ввоз которой в страны СНГ разрешен с  1999г. И это несмотря на то, что исследования  английских, японских, французских и других ученых показывают: чем больше человек потребляет генопродуктов, тем больше риск злокачественных изменений в составе крови, заболеваний нервной системы, головного мозга и других органов. По сути дела, специально выращенные генопродукты можно использовать в качестве психотропного оружия массового применения.

Воздействовать на подсознание человека возможно также информационными сигналами различной природы и мощности. Однако создание средств скрытого воздействия на психику человека увязывается в первую очередь с сигналами слабой энергетики, не ощущаемой человеком-мишенью. Экспериментально доказано существование у человека двух уровней чувствительности — сенсорной и субсенсорной. В случае последней происходит выработка условных рефлексов на неосознаваемые раздражители, лежащие ниже порога ощущений. К таким воздействиям относят суггестивные воздействия.

Под суггестией (внушаемостью) понимают определенную склонность подчиняться и изменять поведение не на основании разумных, логических доводов или мотивов, а по одному лишь требованию или предложению, которое исходит от другого внушающего лица. При этом сам субъект не отдает себе отчета в такой подчиняемости, продолжая считать свой образ действия как бы следствием собственной инициативы или самостоятельного выбора.

Однако существуют и развиваются методы воздействия на сознание человека в присутствии логики, т.е. в обычном состоянии сознания (в «здравом уме»). Воздействующий и воздействуемый   находятся в обычном состоянии сознания. Воздействие здесь осуществляется скрытно путем навязывания  объекту «нужной» информации на фоне потока каких-то других сообщений (аудио- и видео). Наиболее отработанным приемом акустической внушаемости является предъявление стимулов ниже порога слышимости на фоне более громкой маскирующей информации. Среди перспективных методов аудиовнушаемости называются спектральное маскирование и использование музыки в качестве носителя нужной информации.

Широко известным методом визуальной внушаемости является «вклеивание» 25-го  кадра в поток зрительной информации. Утверждается, что при этом можно добиться потрясающего эффекта воздействия на ничего не подозревающих зрителей. Эффект воздействия существенно усиливается при комбинированном использовании различных типов внушаемости. Наиболее известным и простым примером такой кооперации и воздействия является комплексное использование аудио- и видео. Доказано на практике, что,  например, при показе человеческого лица испытуемые оценивали его как образ человека плохого или хорошего в зависимости от установки, формируемой у них с помощью одновременно идущей неосознаваемой акустической внушаемости.

Таким путем можно модулировать отношение, например, к той или иной телевизионной информации. Подобные методы уже широко применяются в медицине с целью реабилитации военнослужащих, направленной на восстановление потенциалов здорового организма.

Наиболее сложной формой суггестии является нейролингвистическое программирование (НЛП), достигаемое путем долгого и кропотливого подбора «ключа» к подсознанию человека. В качестве такого «ключа» используется специально подобранный нейросимантический гипертекст, содержащий наиболее значимые слова и фразы. Наиболее вероятная область применения НЛП — средства массовой информации с ориентацией на определенный хорошо изученный контингент населения, образование, медицина. Очень интересные перспективы имеет применение НЛП в образовании.

Программирующий эффект поведения человека достигается также с помощью технических (техногенных) средств воздействия, называемых в печати психотронным оружием — сверхвысокочастотной, компьютерной техникой, генераторов «специального» изучения. Огромный объем экспериментальных работ по изучению воздействия электромагнитных полей  на биообъекты позволяет констатировать их сильнодействующее влияние с неясными до конца биологическими последствиями. Большая дальность и зона охвата, внесенсорный механизм воздействия делают метод электромагнитной суггестии весьма  заманчивым для любителей поиграть чужой психикой.

Ведутся широкие поиски в области создания так называемых генераторов «специзлучений» (торсионных, лептонных, нейтринных, электромагнитных с продольной составляющей и т.д.), называемых авторами психотронными генераторами. Однако пока эти генераторы не имеют однозначно определяемых факторов воздействия, поэтому в настоящее время ведутся поиски истинных механизмов и природы функционирования психотронной техники.

Высшее достижение компьютерных технологий на сегодня — виртуальная реальность. Это качественно новый шаг в технологии внушения. Комплексное донесение сенсорной информации по зрительной, слуховой и тактильной модальностям позволяет прорываться в глубинные пласты человеческой психики, подменять отдельные элементы самообраза в нужном направлении и эффективно манипулировать сознанием пользователя.

Быстрое развитие компьютерных технологий виртуальной реальности создает угрозу появления «техногенного наркотика» — более сильного и «гибкого» для управления сознанием человека, чем ныне известные наркопрепараты. С помощью компьютерных игр в контексте с игровой захватывающей фабулой можно также решать задачи  при полном осознании играющим своих действий, трансформируя психику играющего человека в заданном  направлении. Производители компьютерных игр давно поняли, что выгодней вкладывать деньги не в хорошо прорисованную графику, а в механизмы управления психикой.

Это обстоятельство не могут не учитывать военные специалисты, рассматривая различные варианты возможных конфронтаций. В ходе командно-штабных учений американские стратеги откровенно заявили, что сегодня резко повышается возможности эффективного информационного воздействия на образное мышление людей, и США могут реально использовать сеть Интернет в качестве важного механизма любой информационной кампании. Техногенные средства психофизического воздействия интенсивно развиваются представляя быстрорастущую угрозу обществу.

По прогнозам ученых,  манипуляция человеком и массовым сознанием может превратиться в глобальную проблему начала третьего тысячелетия. Возможность появления психофизического оружия резко обостряет эту проблему. Исторический опыт свидетельствует, что серьезные усилия по запрещению того или иного вида оружия обычно предпринимались после того, как оно было использовано на войне. Так было с химическим, биологическим, ядерным оружием.

 Однако метод проб и ошибок в настоящее время чреват далеко идущими последствиями, имеющими необратимый характер. Поэтому перед человечеством ныне стоит весьма сложная и крайне необходимая задача по предотвращению разработки и производства новых наиболее опасных систем оружия, включая системы скрытых информационных воздействий на человека.

 В. ПРОКОФЬЕВ