морской пехотинец и нож с выкидным ножом

Будут ли барражирующие боеприпасы определять будущее войн? Чтобы выяснить это, наблюдатели наблюдают за войной на Украине.

В марте, когда Белый дом объявил, что его пакет военной поддержки Украины включает «100 тактических беспилотных авиационных систем», это был лишь один из многих пунктов в общем списке, затмеваемом почти 10 000 хорошо известными противотанковыми системами.

Однако, как только стало известно, что эти системы представляют собой барражирующий боеприпас Switchblade , социальные сети зашумели о том, какой эффект этот «дрон-камикадзе» окажет на украинский конфликт. Барражирующие боеприпасы остаются плохо изученной возможностью, они получили известность во время войны в Нагорном Карабахе 2020 года .

Bayraktar TB2

Доказательств того, что у Азербайджана действительно есть на вооружении Bayraktar TB2, нет, однако президент Ильхам Алиев заявил, что азербайджанская армия использует турецкие дроны

В свою очередь, эксперты поднимают моральные вопросы относительно последствий использования автономных машин для убийства, классифицируют их как еще один тип вооруженных дронов или игнорируют различия и сложность конкретных моделей. В совокупности эти обобщения создают опасные и запутанные коннотации к барражирующим боеприпасам, ставя в тупик их предназначение и препятствуя изучению их военного воздействия.

Хотя Украина, несомненно, добьется тактического успеха с барражирующими боеприпасами американского производства, вирусные видеоролики и вспомогательная информационная кампания, которая, вероятно, последует за этим, затмят и преувеличат роль этого оружия на поле боя.

Чтобы эффективно извлечь уроки из применения этой новой технологии и понять ее влияние на украинский конфликт, важно сначала создать общее понимание того, чем являются (и чем не являются) барражирующие боеприпасы, а затем изучить различные типы, которые могут использовать воюющие стороны. поскольку Switchblade — не единственный рассматриваемый вариант.

барражирующий боеприпас Switchblade 

При этом становится ясно, что, хотя добавление барражирующих боеприпасов американского производства дает Украине еще один тактический инструмент для уничтожения критически важной российской военной техники, оно не « переломит ход » войны, и аналитикам не следует путать его влияние с успешным применением Азербайджаном барражирующих боеприпасов. Вместо этого Запад должен извлечь уроки из их работы в Украине.

Объяснение барражирующих боеприпасов

Барражирующие боеприпасы представляют собой отдельную категорию. Ошибочно просто засорять их дронами. Они больше похожи на умную ракету, чем на самолет. Фактически, американский производитель AeroVironment называет свои системы Switchblade «барражирующими ракетами».

Барражирующий боеприпас «Switchblade 600»

Как и ракета, эти системы являются расходным материалом. Барражирующие боеприпасы — это оружие одноразового использования, предназначенное для обнаружения цели и попадания в нее, что дало ему прозвище «камикадзе».

Поднявшись в воздух, барражирующие боеприпасы могут охотиться за целью с помощью управляемого человеком процесса со станции управления, автономного полета с полномочиями поражать назначенные цели или комбинации этих методов. Хотя существуют варианты восстановления некоторых моделей, которые не поражают цель, обычно считается, что боеприпас израсходован после запуска. Это важно для понимания их потенциальной роли в украинском конфликте, поскольку барражирующие боеприпасы, которые предоставляют США, скорее всего, будут быстро израсходованы.

Солдаты не полагаются на аэродромы или большие открытые территории для применения этого оружия. Таким образом, как и портативные противотанковые системы Javelin, имеющие большой успех в Украине, переносной характер большинства барражирующих боеприпасов позволяет небольшим подразделениям незаметно развертывать оружие по полю боя.

Способ запуска боеприпаса различается в зависимости от типа, включая навесную или наземную катапульту, модифицированную минометную трубу и вертикальный многороторный подъемник. Находясь в воздухе, система предназначена для «торможения» (отсюда и название) в течение длительного времени. Время ожидания варьируется в зависимости от модели. Те, которые используются на Украине, могут находиться в воздухе от 30 до 60 минут, а некоторые израильские системы могут находиться в воздухе до девяти часов.

израильские барражирующие боеприпасы-

Барражирующие боеприпасы на международной выставке

Хотя технология не совсем нова, барражирующие боеприпасы до недавнего времени не привлекали особого внимания на Западе. Некоторые наблюдатели признали их потенциал, но они по-прежнему не участвовали в военной модернизации многих стран.

В 2017 году один аналитик на виртуальных страницах утверждал, что достижения в технологии барражирующих боеприпасов «повлияют на характер войны более существенно, чем внедрение пулемета». Оспаривание того, что возникающие возможности были «революцией, скрывающейся на виду». Хотя барражирующие боеприпасы успешно применялись в таких конфликтных регионах, как Афганистан , Сирия и Йемен , известность они получили лишь во время Нагорно-Карабахской войны 2020 года .

Карабах

В 2020 году Азербайджан нанес поражение армянским военным барражирующим боеприпасом НАГОР израильского производства , уничтожив системы ПВО и бронетехнику в обычном механизированном конфликте.

Этот боеприпас представлял постоянную воздушную угрозу армянским силам благодаря своему девятичасовому времени ожидания и противотанковым возможностям.

После войны многие страны стремились увеличить и модернизировать свой внутренний арсенал боеприпасов. Хотя ни одна из моделей, которые, вероятно, будут использоваться в Украине, не может быть сравнима с Harop, продолжающийся конфликт служит испытательным полигоном для этого нового потенциала и проливает свет на потенциальные изменения в меняющемся характере войны 21-го века.

Что отправляют США

Основываясь на первых 100 системах, анонсированных в марте, Министерство обороны 14 апреля подтвердило , что Соединенные Штаты намерены предоставить в общей сложности более 700 Switchblade. Однако у Switchblade есть два различных варианта минометного запуска с разными возможностями.

барражирующий боеприпас Switchblade 300

Меньшая модель 300 весит 5,5 фунтов и является более дешевой из вариантов, ее стоимость оценивается примерно в 6000 долларов за боекомплект. Установка и запуск занимает менее двух минут, дальность полета составляет всего 10 километров и время полета 15 минут, но он не может пробить броню.

Барражирующий боеприпас «Switchblade 600»

Более тяжелая, но все же портативная модель 600 весит 50 фунтов, а ее установка и стрельба занимает около 10 минут. Дальность полета составляет 40 километров, а время ожидания составляет более 40 минут. И он может уничтожать танки .

Эффекты на поле боя будут различаться в зависимости от того, какую модель отправят Соединенные Штаты. Первые 100 систем в конечном итоге были идентифицированы как 300-е. Сколько в дополнительных пакетах будет более тяжелая 600-я модель, остается неясным. Однако министр обороны Ллойд Остин подтвердил, что последующие партии включали в себя некоторые противотанковые модели. Тем не менее, российские войска не могут знать, какие модели и где развернуты, и, как заметил один аналитик , им «придется предполагать, что любая украинская пехота может иметь такую ​​возможность».

Помимо Switchblade, 21 апреля пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби подтвердил третий пакет военной помощи, который включает более 121 барражирующего боеприпаса Phoenix Ghost — систему, которую ВВС США быстро разработали для Украины.

Об этом новом оружии мало что известно, а производитель Aevex Aerospace отказывается его комментировать или даже рекламировать. Однако представитель Министерства обороны отметил, что «он обеспечивает те же тактические возможности, что и Switchblade». Эти новые возможности не будут долго оставаться секретом, поскольку Украина предоставляет публичный испытательный полигон.

Хотя 800 систем кажутся большим количеством, Украина может израсходовать этот запас в считанные дни. В дальнейшем, если Украина сможет добиться успеха с этой новой технологией, она сможет запросить больше у Соединенных Штатов или аналогичных возможностей у поддерживающих ее европейских стран. Помимо иностранной военной помощи, Украина вскоре может также начать использовать барражирующие боеприпасы собственного производства.

Украинские органические барражирующие боеприпасы

В Украине есть две компании, разрабатывающие барражирующие боеприпасы, которые публично демонстрируют свой прогресс с 2019 года.

Первая, катапультируемая RAM II , по возможностям сравнима с Switchblade 600. Она имеет противоброневую и термобарическую боеголовку, 40-минутный вариант времени полета и дальность полета 30 километров. Оператор может настроить катапульту и запустить боеприпас менее чем за 10 минут. Хотя неясно, сколько прототипов разработала украинская компания, в 2018 году она успешно испытала RAM II на стационарном танке.

Дроны-камикадзе RAM II UAV Украина

Второй тип, ST-35 Silent Thunder , уникален своей многороторной системой вертикального старта и горизонтальным полетом. Он имеет противоброневую и термобарическую боеголовки, имеет время полета 60 минут и максимальную дальность полета 30 километров. Также неясно, сколько прототипов производитель Athlon Avia изготовил для сил обороны Украины.

Для этих украинских компаний нет лучшего полигона, чем поле боя. Было бы неудивительно, если бы прототипы моделей RAM II и ST-35 Silent Thunder были запущены в быстрое производство и вскоре объявили о своем присутствии. Однако в России тоже есть такие системы, и по крайней мере одна из них уже применена в Украине.

Российские барражирующие боеприпасы

Барражирующие боеприпасы не являются чем-то новым для российских операций. У российских вооруженных сил есть две системы, сравнимые со всем, что может построить или приобрести Украина.

Первая система, «Ланцет» , была успешно применена в Сирии в 2021 году российскими силами специальных операций. При времени ожидания от 30 до 40 минут и радиусе действия около 40 километров Россия может использовать эти системы для поддержки маневренных и осадных операций, аналогично использованию артиллерии.

Примечательно, что российский производитель Zala-Aero Group разработал «Ланцет» для автономного обнаружения и нанесения ударов по целям в определенных зонах, что поднимает проблемы морали из-за подхода, не допускающего участия человека. Это единственная система в этом конфликте, которая опирается на автономную охоту и убийства, что является морально серой зоной для многих в оборонной промышленности. Мы не знаем, использовалась ли эта система в Украине.

Подтверждено, что другой российский барражирующий боеприпас, KYB , использовался в Украине. Однако Россия не афишировала его применение на поле боя. Сбитый KYB в Украине не взорвался, что позволило миру увидеть картину разбитого боеприпаса на улице. KYB не является автономным. Группа Zala-Aero разработала эту модель для стационарных объектов.

Однако самой большой проблемой обеих систем, по-видимому, является полезная нагрузка. Хотя это официально не разглашается, минимальный размер полезной нагрузки и ее нынешнее применение ставят под сомнение разрушительную способность обеих систем, особенно против бронетехники.

Возможно, именно поэтому Россия не упомянула об этих системах на войне, а если и рассказала, то аналитикам сложно определить их использование. В этом контексте Россия, возможно, создала свои барражирующие боеприпасы для борьбы с повстанцами, а не для их использования на войне, которую она ведет в настоящее время.

Меняющийся характер войны

Несмотря на то, что операции Украины на следующем этапе войны по своей сути ограничены по своим масштабам, они предоставят следующую точку данных для оценки этой новой технологии и проверят барражирующие боеприпасы на окончательное испытание.

Хотя маловероятно, что системы, произведенные в США, кардинально изменят ход войны, их влияние может послужить долгосрочным уроком. Для аналитика задача будет заключаться в том, чтобы выйти за рамки вирусного видео или повседневной тактической борьбы.

Основываясь на недавнем анализе Ноэля Уильямса , предстоящее использование барражирующих боеприпасов в Украине выдвигает на первый план четыре концепции, которые бросают вызов западным представлениям о войне.

Во-первых, из-за ограниченного радиуса действия и возможностей систем американского производства, воздействие барражирующих боеприпасов будет меньшего и более тактического масштаба, чем израильские системы, которые доминировали в вооруженных силах Армении в 2020 году.

Соединенным Штатам и другим странам-членам НАТО следует взвесить преимущества добавления более совершенных систем к своим барражирующим арсеналам боеприпасов. Для вооруженных сил США это могло бы дополнить нынешние артиллерийские системы дальнего действия, в которых отсутствуют или имеются ограниченные противотанковые боеприпасы.

Во-вторых, несмотря на ограниченное количество, противотанковые боеприпасы могут повторить успех Украины с противотанковой пусковой установкой Javelin и аналогичным оружием. Однако он расширяет эту критически важную возможность далеко за пределы прямой видимости и может уничтожать танки, находящиеся на оборонительных позициях, а не те, которые подвергаются опасности во время маневренных операций.

Это основано на растущем аргументе, который бросает вызов предполагаемой неуязвимости современных танков, ставя под сомнение их превосходство на современном поле боя.

В-третьих, если небольшая спешенная группа может повторить роль артиллерии, это становится опасным для противника, который действует в более защищенных и безопасных районах поля боя. Эти дальние удары могут исходить откуда угодно и нарушать операции на всем театре военных действий, находя и уничтожая такие объекты, как склады топлива, конвои с припасами и штабы. Эти удары бросает вызов военным планировщикам, которые обеспечивают ресурсами боевые подразделения на поле боя, вынуждая и армию США пересматривать аспекты своей доктрины.

Наконец, предположим, что эти простые и относительно недорогие системы могут преодолевать самые совершенные в мире системы ПВО. В этом случае ставится под сомнение идея защитного колпака, который Россия и Китай сделали основой своих усилий по модернизации вооруженных сил. Хотя это не дискредитирует новые концепции ведения войны, такие как многодоменные операции , это может упростить стратегическую задачу доступа. Кроме того, это может подчеркнуть новый подход к подавлению противовоздушной обороны противника, что является критически важным аспектом силового вторжения.

Заключение

Характер войны меняется: барражирующие боеприпасы оказываются на переднем крае современного вооружения. Продолжающийся украинский конфликт преподнес Западу полезные уроки. Хотя когда-то этот критически важный потенциал использовался для борьбы с повстанцами или выполнения специальных операций, сейчас он становится обязательной системой, такой как Javelin и переносные зенитно-ракетные комплексы.

Использование барражирующих боеприпасов бросает вызов устоявшимся военным представлениям относительно дальнобойных ударов, живучести бронетехники и логистики оперативного уровня.

Кроме того, демократизация барражирующих боеприпасов как на международном уровне, так и вплоть до отдельных комбатантов гарантирует, что эта новая технология будет и дальше появляться на полях сражений по всему миру. В свою очередь, военные аналитики должны быть готовы оценить последствия барражирования боеприпасов в Украине и за ее пределами.

БРЕННАН ДЕВЕРО

***

Бреннан Деверо является майором армии США, в настоящее время учится в Школе перспективных военных исследований в Форт-Ливенворте, штат Канзас. Он армейский стратег и ученый в области военного искусства, специализирующийся на ракетной артиллерии и ракетной войне. Он участвовал в боевых действиях в Ираке и на Африканском Роге , имеет две степени магистра в области обороны, проводит исследования по теме  военной адаптации  и   управлении новыми технологиями . Выраженные здесь взгляды не отражают позицию армии США, Министерства обороны или какой-либо части правительства США.

Изображение: открытые источники

ПРИМЕЧАНИЕ

Перевод статьи майора Бреннана Деверо с английского осуществлен порталом «Хроники и комментарии»