Об этом районе написано много, но тем не менее, интерес к «Бермудскому треугольнику» не ослабевает. Авторы пересказывают события, давно ушедшие в историю, анализируют гипотезы ученых и все это для того, чтобы попытаться ответить на вопрос, почему в этом месте исчезают морские суда, самолеты и люди.

Небольшой участок в западной части Атлантического океана, который моряки нарекли «Кладбищем кораблей», «Колдовским морем», «Адовым кругом» и, почему-то, «Морем грез», представляет собой треугольник с вершинами, упирающимися в Бермудские острова, полуостров Флориду и остров Пуэрто-Рико.

В специальных пособиях для судоводителей в таких, как «Океанские пути мира», в лоциях, в Ллойдовских изданиях сведений о портах и в извещениях мореплавателям управления гидрографии о каких-либо опасностях в «Бермудском треугольнике» не говорится ни слова. В них нет для капитанов никаких предостережений, советов или инструкций. Правда, в таком издании, как Энциклопедический словарь, можно найти упоминание о «треугольнике». В нем отмечается, что в этом районе «необычно трудные условия для навигации».

фото. Капитан Марфутин

В течение многих лет на разных судах мне приходилось неоднократно пересекать «Бермудский треугольник», работая на судах «Хирург Вишневский», «Андрей Лавров, «Петр Емцов». Я совершал регулярные рейсы на Кубу. На теплоходах «Северодвинск», «Андриан Гончаров», стоял на постоянной линии: Средиземное море — порты восточного побережья США и Мексиканского залива. И всякий раз курсы прокладывались через «Бермудский треугольник», который стороной никак не обойти. Следуя в Саванну (США), «треугольник» «разрезали» точно посередине. А в Гавану, Хьюстон и Новый Орлеан, выйдя их «треугольника», шли проливами Провиденс, Кайкос, Флоридский. В южные порты Кубы проливами Кайкос и Наветренным.

В Саргассовом море, которое вплотную прилегает к этому «страшному» месту, глядя на освещенную солнцем поверхность воды с вытянутыми по ветру саргассами (водоросли), которые отливают светло-коричневым цветом — даже в голову не приходят мысли о каких-то катастрофах и исчезновениях.

И все же — бесследно пропадают корабли, падают в бездну самолеты, команды навсегда оставляют свои суда. Перечислять катастрофы, связанные с «Бермудским треугольником», в очередной раз не имеет смысла, так как об этом написаны целые тома.

фото. судно «Хирург Вишневский»

Существует множество гипотез, версий, предположений, на основании которых исследователи пытаются раскрыть тайны «Бермудского треугольника». Так, например, действие на людей инфразвуков, излучаемых волнующимся морем — «голос моря», они могут достигнуть такой силы, что люди не выдерживают и выбрасываются за борт. Есть версия о гигантской воронке, в которую попадают корабли и самолеты. Подобную воронку обнаружили американские астронавты. Это аномалия на водной поверхности в районе «треугольника» с углублением до 25 метров. Высказывались предположения о локальных водных течениях и завихрениях, способствующих гибели судов и самолетов.

Существует множество других гипотез. Одна из них — наличие в глубинах океана перемещающихся гигантских пластов воды с пониженной плотностью. Такие зоны могут возникать в любой точке мирового океана на любом удалении от берега. Эта мысль освещается в целом ряде морских публикаций. Они выходят на поверхность, превращаясь в огромную расплющенную каплю с неоднородной по плотности массой. Плотность в этих пластах может понижаться до самых малых пределов, и когда судно оказывается в центре такой массы, оно лишается поддерживающих сил — закон Архимеда прекращает действовать, и тогда судно в буквальном смысле идет ко дну.

Бывает, что судно нащупывает «твердую» воду и выходит из пласта. Так, будучи старшим помощником капитана на теплоходе «Андрей Лавров», довелось проходить такой район — в Тихом океане южнее Японских островов. Шли ночью. Светила полная луна. Было хорошо видно, как на палубу неторопливо взбирались волны и, разбиваясь о комингсы трюмов, через бортовые шпигаты (отверстия для стока воды) струями сбегали в море. Около полуночи меня на мостик вызвал капитан. Он был очень взволнован.

— Мы тонем, — стараясь быть спокойным, сказал он. — Срочно берите матроса и осмотрите трюмы.

фото. Саргасово море

Через минуту мы начали осмотр. Поскольку судно было загружено электровозами, осмотр не представлялся сложным — вокруг электровозов было достаточно пространства. В трюмах было сухо, груз надежно закреплен, каких-либо повреждений в бортах не обнаружили. Поднявшись на мостик, доложил капитану, что внизу полный порядок, нет никаких причин для беспокойства. Разумеется, спросил, почему капитан решил, что судно тонет.

— Струи из шпигатов отчетливо указали, что судно резко увеличило осадку, стало глубоко садиться в воду, — ответил он. Мы вышли на крыло мостика. При свете Луны хорошо были видны водяные потоки длиной около двух метров.

— А были не более 20 сантиметров. Сейчас судно заметно поднялось, — сказал капитан.

Позже, проанализировав с капитаном это событие, мы пришли к выводу, что судно попало в пласт с пониженной плотностью и находилось на краю гибели — оставалось всего двадцать сантиметров, чтобы корпус полностью пошел на глубину.

Но судно успело нащупать «твердую» воду и вышло из пласта. В этом же районе около десяти лет назад бесследно исчез вместе с экипажем теплоход Дальневосточного пароходства «Тикси». Вполне возможно, что он попал в подобную ситуацию. Прошло много лет, но до сих пор исчезновение одного из самых мощных судов советского торгового флота остается для всех загадкой.

А что же «Бермудский треугольник»? В самом ли деле мне везло и он почему-то за всю мою практику так и не проявил свой «страшный» нрав? И все же я столкнулся, если не впрямую со стихийными явлениями, то с их косвенными проявлениями — влиянием на людей. Это так называемый человеческий фактор.

Например, один из матросов команды пытался выброситься за борт. Он предварительно открыл в своей каюте иллюминатор, написал предсмертную записку, но ему помешали осуществить прыжок члены команды. Объяснил свое поведение непреодолимым желанием оставить судно.

Подобный случай произошел и на другом судне нашего пароходства. Я принял сигнал «Человек за бортом», произвел маневр и, обнаружив человека, подняли его на борт. И у него, как выяснилось позже, было такое же навязчивое желание покинуть судно.

А то, что произошло на теплоходе «Петр Емцов», запомнилось мне надолго. Я уже был капитаном, но по просьбе руководства пошел старпомом, так как капитан судна в первый раз выходил на эту линию. Рейс проходил как обычно: Средиземное море, Атлантический океан, проливы, «Бермудский треугольник» и конечный порт Моурхэдсити (Северная Каролина, США).

С грузом контейнеров мы должны были следовать в Касаблану (Марокко). Капитан почему-то проложил странный курс — в сторону северной части Атлантики, оставляя с юга Бермудские острова. Почти сутки мы шли этим курсом. Ночью на моей вахте была получена радиограмма береговой охраны США с информацией, что на нашем курсе айсберги (это примерно там, где погиб «Титаник»). Доложил об этом капитану и получил ответ: «Продолжайте следовать этим курсом».

Вскоре на мостик поднялся судовой врач и сообщил, что капитан находится в тяжелом стрессовом состоянии и ведет себя странно. Я связался с пароходством и получил указание принять командование судном на себя. Первое, что было сделано, — изменен курс в сторону «Бермудского треугольника» на Гибралтар. С приходом в Касабланку капитан с врачом сошел на берег. По прибытии в Одессу через два месяца каково же было наше удивление, когда на причале нас встречал капитан в полном здравии. В дальнейшем он продолжал работать, но в «Бермудский треугольник» уже не ходил.

Леонид МАРФУТИН, капитан дальнего плавания, г. Запорожье (для «Хроник и комментариев»)

Продолжение следует