Случилось это 65 лет тому назад, в июне 1948 года, в мартеновском цехе «Запорожстали». Начальник фотолаборатории комбината Семен Альперин снимал своей «Лейкой» розлив стали. Произошло непредвиденное: расплавленная лава выплеснулась из желоба и накрыла фотографа. Спасти его не удалось. На фото у рейхстага, 1945 год: первый слева во втором ряду — фронтовой корреспондент Семен Альперин с коллегами — военными журналистами.
Об этом трагическом эпизоде я случайно узнал от запорожца, ветерана труда Ивана Алексеевича Еременко, сына знаменитого «Комбата» — Алексея Гордеевича Еременко. С Иваном Алексеевичем мы хорошо знакомы, в том числе и по совместной работе над его книгой об отце, которая готовится к печати.
Так вот в беседах с ним я много доброго слышал об авторе легендарного «Комбата» — Максе Владимировиче Альперте, с которым Иван Алексеевич неоднократно встречался и в Москве, и в Запорожье.
О том, что Макс Альперт большой профессионал в фотожурналистике, общеизвестно. А вот о том, что его родной брат – Семен Альперин, тоже был военным фотокорреспондентом, до войны и после войны работал фотографом на комбинате «Запорожсталь», для меня это было новостью. Новостью оказалось и то, что он похоронен в Запорожье на Капустяном кладбище.
Кстати, Иван Алексеевич, по его словам, был на его могиле где-то в начале семидесятых. Был не один, а вместе с Максом Альпертом. Почему у родных братьев разные фамилии, сказать ветеран не мог, не помнит, как это объяснял сам Макс Альперт. Скорее всего, потому, что двум военным корреспондентам с одной и той же фамилией, да еще родным братьям, «тесновато» в информационном пространстве. Вот один из них и изменил свою фамилию чуть-чуть. Ну, это, так сказать, мое предположение.
Причина смерти Семена Альперина – трагический случай. Об этом Иван Алексеевич мне говорил. Но все это было сказано в общем, без деталей и подробностей. Их Иван Алексеевич просто не знал. Естественно, мне захотелось больше узнать о судьбе Семена Альперина, тем более, что он близок мне по профессии. То есть, я решил провести своего рода журналистское расследование.
Для начала стал опрашивать ветеранов «Запорожстали». Позвонил по этому поводу Герою Социалистического труда, бывшему сталевару комбината Григорию Константиновичу Пометуну, который в 48-м году уже работал в мартеновском цехе подручным сталевара. Но никто из опрошенных не помнит о том трагическом случае. Не помнят ветераны и самого погибшего фотографа.
Решил обратиться к музейным работникам комбината. Уж там-то, думал я, какие-то сведения об этом человеке обязательно сохранились. Все–таки не рядовой работник, бывший участник Великой Отечественной войны, известный военный фотокорреспондент. Но, как оказалось, пробиться сегодня с каким бы то ни было вопросом по телефону на «Запорожсталь» практически невозможно. Каждый раз вы попадаете на телефонную справку комбината, где установлен автоотвечик. Две недели ежедневно звонил я на комбинат и все напрасно.
— Ничего не выйдет у вас. Лучше езжайте туда, может, и пробьетесь в музей. Правда, мне так и не удалось это сделать, — «успокоил» меня сосед, узнавший о моей проблеме. – Вы не первый сталкиваетесь с этим. Новое руководство предприятия просто решило отгородиться от назойливых вопросов горожан – установило автоответчик. Просто «гениальное» решение.
На «Запорожстали» — многотысячная ветеранская организация. И совет ее имеет свой офис в центре города. Туда свободно, в любое время можно обратиться по любому вопросу. Этим я и воспользовался. Беседовал с заместителем председателя совета ветеранов Владимиром Игнатьевичем Вороной. Он охотно откликнулся на мою просьбу, искренне хотел помочь, но не смог.
— Музей у нас находится на территории комбината, свободно туда не попадете. Да и вряд ли там есть такая информация. Я сейчас позвоню в отдел кадров, может там что-то знают.
Ответ из отдела кадров был таков: архив комбината формировался уже после сорок восьмого года, поэтому сведений об Альперине там не будет. Возможно, подсказали в отделе кадров, ответ на этот вопрос можно найти в городском архиве.
В городском архиве побывать пока не получилось. А вот на Капустяном кладбище побывал, встретился с заведующей кладбищем Светланой Михайловной Ансимовой. Она с пониманием отнеслась к моей просьбе, организовала поиски могилы Альперина. Но, к сожалению, отыскать ее пока не удалось. Дело в том, что после посещения этой могилы Максом Альпертом, больше там никто не появлялся. Потому что, как объяснял мне Иван Алексеевич Еременко, родных у Семена Владимировича Альперина в Запорожье нет. На предприятии тоже о нем забыли. Так что найти теперь его могилу будет очень непросто.
Пришлось искать в интернете. Мои поиски оказались достаточно результативными. Чтобы не уходить от оригинала найденной информации в интернете, привожу ее дословно.
Вот, например, что писали запорожские газеты об Альперине в 1948 году: «…Известный на всю страну запорожский фотокорреспондент Семен Альперин получает приз на всеукраинской выставке за снимки о восстановлении заводов. Незабываемое впечатление на зрителей производят клубы заводского дыма!».
А уже 10 июня все запорожские газеты полны некрологов. «Запорожсталь» сообщает о смерти начальника фотолаборатории Семена Альперина. Редакции газет скорбят о фотокорреспонденте.
Убедительное подтверждение того, что забытый несправедливо Семен Владимирович Альперин был действительно человек в Запорожье известный. И большой мастер своего дела. Есть в интернете и фотоработы этого мастера на тему запорожской металлургии довоенных и первых послевоенных лет. Мы с удовольствием предоставляем некоторые из них вашему вниманию.
Подача бетона. 1937 год.
Днепровская подстанция.
Еще больше неожиданного и интересного удалось найти в интернете об Альперине как о военном корреспонденте. Всю войну от начала и до конца он прошел в этой нелегкой и непростой роли. Создал целую галерею фотографий и фотокартин, где ярко и талантливо представлена борьба советских людей с фашистской чумой. Был не раз на передовых в Сталинграде, на Курской дуге и т.д. Был в числе известнейших военных фотокоров Советского Союза, которые запечатлены на фотографии у стен рейхстага в Берлине.
А вот что о нем написал в своей статье «Не выпуская фотокамеры из рук» Ал. Лесс, которая была опубликована в журнале «Советское фото»: «На заседании жюри всесоюзной фотографической выставки Макс Альперт показывал работы своего брата – Семена Альперина, сделанные в годы Великой Отечественной войны.
На импровизированном стенде, освещенном с обеих сторон ярко горевшими лампами, появлялись одна за другой картины Альперина. Я не оговорился и не преувеличил: его работы меньше всего напоминали «выставочные экспонаты в обычном значении этих слов. То были фотографические картины, исполненные вдохновенным мастером.
ФОТО СЕМЕНА АЛЬПЕРИНА
В маленькую, насквозь прокуренную комнату жюри, казалось, ворвался шквал войны, — столь впечатляюще и взволнованно говорил автор о неисчислимых бедствиях, принесенных войной, о горечи людских страданий, о небывалом героизме тысяч советских воинов.
Затишье на переднем крае. Сталинград, 1942 год.
1943 год. Курская дуга. Священник Дмитрий Орловский благословляет советских воинов перед боем.
Бой в районе станции Терновая. Юго-Западный фронт, 1942 год
В комнате стояла сосредоточенная тишина. Не было слышно страстных споров, которые обычно способствуют заседаниям жюри. Люди разных творческих почерков, различных взглядов и эстетических вкусов – члены жюри — в напряженном молчании смотрели работы Альперина и, точно сговорившись, единодушно принимали их.
Но автор не мог присутствовать на заседании жюри…
… Всю жизнь Альперин проработал на заводе «Запорожсталь». Он был заводским фотографом, снимал строительство этого завода, затем, в течение многих лет, шаг за шагом вел его фотографическую летопись. Он отдавал этому делу все силы души и сердца. После войны Альперин вернулся на «Запорожсталь», и вместе со своими товарищами принялся восстанавливать родной завод, едва ли не дотла разрушенный фашистами. И снова потянулись бесконечные кадры заводской фотолетописи.
Однажды Альперин снимал розлив стали. Сверкающая лента металла по огромному желобу текла в изложницу. Альперин близко подошел к изложнице, как подходил много раз в жизни. Вот он уже приблизил к глазам «Лейку» и стал строить кадр. Но в ту же секунду произошло невероятное: сталь, словно бы вздохнув, выплеснулась из изложницы и залила Альперина.
Разливка чугуна, 1947 год
Мгновенно вспыхнула одежда. Взорвались касеты с пленкой, которыми были набиты его карманы. Товарищи видели, как в туманном дыму Альперин, объятый пламенем, превратился в горящий факел, едва вскрикнув, упал без сознания. Люди бросились на помощь и отнесли его в госпиталь. А через два дня, не приходя в сознание, Альперин скончался. В «Лейке», наполовину сгоревшей, чудом уцелели последние кадры этой последней съемки…
Когда я смотрел картины Альперина, подумал, что люди творческого труда как бы избавлены от тлена. Они не умирают. Они живут в своих произведениях и время от времени напоминают о себе людям – так давно погасшая звезда посылает на землю далекий немеркнущий свет».
Неплохо сказано. 65 лет запорожцы не вспоминали этого талантливого человека, великого патриота своей Родины. И вот лучи его творчества снова дошли до нас. И, будем надеяться, что они еще долго будут светить нам.
Невероятно, но факт: в судьбах братьев-фотокоров Макса и Семена есть что-то общее. Макс Альперт в сорок втором снимал момент атаки советских войск под Ворошиловградом. Осколком гранаты разбило его фотокамеру. И только чудом сохранился единственный кадр, который он назвал «Комбат» и который стал известен во всем мире как символ героизма и мужества советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Семен Альперин снимал плавку металла на восстановленном после войны заводе «Запорожсталь». Произошла трагедия, в результате чего он погиб. Но опять–таки чудом сохранилось несколько кадров, свидетельствующих о трудовом героизме запорожских металлургов. Что это? Случайность или судьба?
Любопытный момент. Александр Лесс не случайно назвал фотоснимки Семена Владимировича Альперина картинами. В России есть такая организация – Союз профессиональных художников. Туда входят художники, начиная с дореволюционной России, СССР и нынешней России. В кадастре членов этого союза значится и имя Альперина. То есть, он не только мастер фотографии, но и художник, картины которого заслуживают самой высокой оценки.
В сообщениях запорожских газет сорок восьмого года сказано, что Семен Владимирович умер. И ни слова о том, что он трагически погиб на трудовом посту. Понять это не трудно. В советские годы такие трагедии, не секрет, сознательно умалчивались властями.
Но сегодня другое время. Сегодня об этом можно и нужно рассказать. Чтобы воскресить несправедливо забытое имя ветерана Великой Отечественной войны, офицера-фронтовика, большого фотомастера, художника, прошедшего всю войну и трагически погибшего на трудовом посту. Он заслужил это.
Николай Зубашенко, журналист
НА ФОТО ВВЕРХУ.
Секунды превратившиеся в историю. Группа военных фотокорреспондентов СССР у стен поверженного Рейхстага. Автор неизвестен.
Берлин, 1945 г. Первый ряд слева направо: Г. Самсонов, А. Морозов, Ф. Кислов, Л. Железнов, И. Шагин, О. Кнорринг.
Второй ряд: С. Альперин, А. Капустянский, Г. Петрусов, Р. Кармен. Третий ряд: А.Архипов, М. Редькин, Н. Фиников.