redy-(article-picture1)Запорожская оппозиция наконец-то напомнила о себе яркой акцией. Вот только связана она была не с протестами против действий нынешней власти или коммунальных проблем региона. Причиной для резкого «возбухания» ранее немощно-импотентных оппозиционеров стала угроза выбрасывания их из насиженных и согретых партийно-руководящих кресел. Фото. Валерий Крайний

Коротко о сути

Еще в конце прошлой недели просторами Интернета расползлась информация о «захвате» запорожской оппозиции. Реклама статьи об этом вопиющем событии присутствовала даже на первой странице Украинской правды. В материале, размещенном на известном «сливном бачке» Украины сайте From-UA, живописались ужасы наступления рейдеров на запорожских борцов с властью.

Что сразу смутило в материале, так это очередные массово-негативные упоминания привычного «главного виновника» всех запорожских бед (с точки зрения «смотрящего» Евгения Анисимова) — Евгения Черняка. Да-да, оказывается, господин Черняк не только дает деньги УДАРу и «Свободе», он еще и на местную Объединенную оппозицию глаз положил. И — согласно убеждению автора материала на From-UA — прямо в это время «рейдирует» областную организацию той самой оппозиции.

Помощниками «водочного барона» в данном захвате якобы выступают местные деятели Партии «Реформы и порядок» (ПРП), лояльные к нардепу Сергею Соболеву и бывшему губернатору Запорожской области Александру Старуху. А именно — депутаты запорожского районного совета Владислав Куценко и Вячеслав Колесников. Которые — по мнению автора материала — занимались дерибаном земли и бюджетных денег, а также прочими махинациями.

История вредной пассивности

 На выборах в Верховную Раду-2012 я баллотировался в депутаты на 75-м мажоритарном округе (Запорожье). Выдвинула меня партия УДАР. Коллегой-соперником от Объединенной оппозиции на этом округе был тот самый Александр Старух.

Во время кампании я столкнулся с каким-то «политическим» поведением как самого Александра Старуха, так и его шефа Сергея Соболева. Так, где-то за полтора месяца до завершения кампании стало очевидно, что без объединения усилий оппозиционных кандидатов победить на 75-м округе будет невозможно. Я инициировал проведение с господином Старухом переговоров о снятии одного из нас в пользу другого — мол, у кого по результатам соцопроса рейтинг окажется выше, тот идет до финиша.

Александр Старух на переговоры пошел неохотно и сразу заявил, что он сниматься не собирается ни при каких обстоятельствах. Однако потом обещал подумать и перезвонить. Но перезванивать пришлось мне — после трехнедельного молчания господина Старуха. Мы провели еще одну встречу. В ее завершение я увидел, что по каким-то политическим мотивам мой оппозиционный коллега уступать не будет.

Тогда я сыграл в поддавки: предложил Александру Старуху провести опрос силами его социологов, и по результату определить «победителя». Мой расчет был очевиден: господин Старух «рисует» нужные проценты, я снимаю свою кандидатуру в его пользу. В результате оппозиция имела бы шансы на проведение своего депутата, я бы получил имидж человека, готового на жертвы ради общего дела. А заодно — сэкономил бы около 200 тысяч собственных гривен, которые было запланировано потратить на завершение избирательной кампании. Деньги эти для меня и моей семьи очень большие.

Однако экономии не получилось. Александр Старух попросту отказался от дальнейших переговоров. А звонок его шефу Сергею Соболеву привел к непонятным обвинениям: «Я приїду і розкажу всім, що ти під Черняком сидиш!». После этого разговора я плюнул, снял депозит и завершил кампанию, набрав 15% голосов и отстав от Александра Старуха всего на 0,73%. Победитель Сергей Кальцев после всех «мутных» действий и админресурсов набрал 37% голосов.

На другом запорожском округе (82-м) люди Сергея Соболева де-факто сыграли на стороне власти. Так, представитель Объединенной оппозиции Владислав Куценко (да, тот самый!) набрал здесь 13% голосов. Именно столько не хватило «ударовцу» Вадиму Кривохатько, чтобы опередить «регионала» Александра Дудку.

Тайные агитационные палатки

Что ж, политика — дело грязное. И если нужно лишить «партнеров» по оппозиции одного-двух депутатов (чтобы самим быть влиятельнее), то и методы будут не всегда чистыми.

Однако действия «постоянной» запорожской оппозиции за последние три года совсем непохожи даже на политические интриги. «Батькивщина» и «Фронт змін» просто «легли» под местную власть во главе со «смотрящим» Евгением Анисимовым и притворились мертвыми. Никаких протестных акций. Никаких митингов. Никаких листовок. Никаких изобличительно-ярких выступлений в местных советах и прессе. То есть оппозиция за три года не сделала в регионе вообще НИ-ЧЕ-ГО заметного. Более того, она отказывалась даже помогать в оппозиционной активности запорожцам.

 Вот пример. Арест Юлии Тимошенко. Я сразу звоню в запорожскую городскую организацию с вопросом: «Когда протестовать будете?». Руководитель данной организации ведет себя как-то вяло, от темы организации протестов уходит. В результате акция против ареста Тимошенко (то есть избирательного правосудия) была организована мной совместно с общественными активистами и рядовыми оппозиционерами. А оппозиционеры официальные так в Запорожье ничего в связи с «посадкой» своего лидера и не провели.

 Или другой пример. Глава депутатской группы «Фронту змін» в запорожском городском совете Рудольф Акопян постоянно голосует синхронно с «регионалами» — даже за явно пропагандистские обращения в столицу с жалобами на местных «оранжевых», поднимающих головы с помощью группы рейдеров. Прямо унтер-офицерская вдова какая-то, которая сама себе сечет, причем постоянно.

 28 марта в Запорожье побывал председатель комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова, народный депутат Николай Томенко. Я уже тогда поинтересовался у сидящего рядом с Томенко главы областной «Батькивщины» Валерия Крайнего — мол, чем вы занимались последние годы? В ответ услышал об установленных палатках, в которых собираются подписи за освобождение Юлии Тимошенко. Это были явно подпольные палатки, так как ни до приезда Николая Томенко, ни после его отъезда я ни одной палатки ОО так на улицах Запорожья и не увидел. Что это за агитация, которую не видят агитируемые, мне осталось непонятно.

 В общем, «Суббота плюс» неоднократно освещала пассивность местных оппозиционеров, а также их зависимость от Партии регионов. Так, по нашим данным, «Фронт змін» давно съели структуры «смотрящего» Евгения Анисимова — деньгами и посулами. А «Батькивщина» так и осталась под контролем у нардепа-«регионала» Тариэла Васадзе — даже помещение областной организации находится на площадях ЗАО «ЗАЗ», которое принадлежит господину Васадзе.

Обида величиной в 15 соток

 Но вернемся к нынешнему конфликту. Я ожидал, что самое интересное произойдет на пресс-конференции, которую собрались проводить сторонники нынешнего руководства оппозиционными силами во главе с Валерием Крайним. И оно, интересное, на «прессухе» таки произошло.

 Больше часа присутствующий на мероприятии «партийный актив» рассказывал о злодеях Куценко, Колесникове, Старухе и прикрывающем их уголовную деятельность Сергее Соболеве. Все это подкреплялось мантрами о «рейдерской группе», злобных «Патриотах Запорожья» и о Евгении Черняке, как о главном вражине всего живого в Запорожье. Речи эти так походили на постоянные пропагандистские бредни от подчиненных Евгения Анисимова, что мне даже неловко стало.

 А Валерий Крайний вообще договорился до того, что последняя стрельба в Запорожье (я так понял, речь идет о «смотрящем» и недавней автоматной очереди в районе Набережной) может быть связана с нынешней сменой руководства запорожской оппозиции. Так и вижу, как Александр Старух с автоматом по кустам бегает…

 Также на пресс-конференции были прослушаны записи разговоров людей, чьи голоса похожи на голоса Владислава Куценко и Александра Старуха. Первый грубовато рассказывал о будущих «административных» методах смещения местного оппозиционного руководства. Второй называл Арсения Яценюка «кроликом», а Виталия Кличко «дебилом», при этом утверждая: мол, будущий бардак в оппозиционных силах может быть лучше, чем нынешний «порядок».

 Присутствовавший «партактив» упрекал Куценко и Колесникова в злоупотреблениях в бюджетной сфере и махинациях с землей, по которым возбуждены масса уголовных дел. Депутат районного совета от ПРП Андрей Бартыш даже возмутился: мол, он лично никак не может себе 15 соток отвести, а некоторые по полсотни гектаров за раз гребут! Что ж, обиды господина Бартыша вполне понятны и объяснимы.

Рейдерство без рейдерства и мертвая активность

 Через час подошла очередь вопросов к спикерам. Правда, сначала модератор пресс-конференции попыталась ограничить количество вопросов двумя. Однако после небольшого препирательства я сумел задать хотя бы половину вопросов из «накопившихся».

 В процессе ответов на вопросы вдруг выяснилось:

 — политсовет партии может на вполне законных основаниях сместить руководство областной организации. На вопрос: а в чем же тогда заключается «рейдерство», Валерий Крайний вынужден был признать, что ему «кажется, что это рейдерство»;

 — что на злодеев Куценко и Колесникова заведено всего пара уголовных дел — и то, в связи с какой-то подделкой подписей. А в связи с земельными махинациями «под уголовщиной» ходят совсем другие люди, многие из которых даже присутствовали на пресс-конференции. «Они нас подставили», — объяснили данный факт представители «партактива». Хотя неужели ответственные лица не понимали, что они подписывают и под какой удар себя подставляют? Наверняка понимали. Но почему-то считали нужным подписывать разные «странные» документы и «подписываться» под темными инициативами;

 — со времени приезда Николая Томенко в Запорожье местные оппозиционеры все еще заняты… тем же подпольным сбором подписей за освобождение Юлии Тимошенко. «Я лично в Коммунарской районе в палатке стоял», — пытался убедить присутствующих в своей оппозиционной активности Валерий Крайний. Жаль, но место расположения такой диковинки как агитационная палатка запорожской оппозиции, господин Крайний не выдал. А на мой вопрос: «Что, до сих пор те же подписи собираете?», пока еще глава областной «Батькивщины» ответил, что повод для сбора подписей уже другой. Правда, не уточнил, какой;

 — присутствующие рассказывали о трехлетней «коррупционной» деятельности «банды Старуха». Однако первое письменное заявление об этом появилось только две недели назад, когда под Валерием Крайним затряслось руководящее кресло. Причины такой многолетней пассивности и своевременной активности присутствующие внятно объяснить не смогли. Может, всех все устраивало, пока из теплых мест выковыривать этих «всех» не начали?

Тот, Которого Нельзя Называть

 Как я уже говорил, красной нитью через всю пресс-конференцию прошли негативные упоминания Евгения Черняка и его фонда «Патриот Запорожье». Мне стало забавно, что может сказать Валерий Крайний и его коллеги о другой «звезде» запорожского информационного небосклона, яром враге господина Черняка — «смотрящем» Евгении Анисимове. Ну, я и задал соответствующий вопрос:

 — Здесь много говорилось об ужасном Евгении Черняке. Но мне бы хотелось услышать от оппозиционера, господина Крайнего, услышать характеристику другой стороны. Вот есть у нас такой «смотрящий» Евгений Анисимов. Что думает местная главная оппозиционная сила об этом товарище?

 Валерий Крайний с самого начала ответа дал понять, что конкретики от него ждать не стоит. Ответ привожу полностью:

 — Я вам скажу, що я думаю по цій ситуації загалом. На території міста Запоріжжя за останні роки сталася величезна помилка — нам не вдалося об’єднати місцеву еліту. Це величезний недолік, що частину бізнесу вивели за межі Запоріжжя і України. А це податки на території міста Запоріжжя і Запорізької області. Це неправильно.

Я, якби я був міським головою, чи я був головою облдержадміністрації, зробив би все, щоб об’єднати всіх бізнесменів Запорізької області в одну команду, змусити їх платити податки на території міста Запоріжжя чи Запорізької області і зробити так, щоб цими податками ми наповнили бюджет. Не може бути, Богдан, в місті Запоріжжі, як ви говорите, „смотрящіх”. Не може бути людей, які кимсь керують, кимсь управляють. Не може бути людей (у владі), які мають якесь відношення до бізнесу.

Треба мати одну бізнесову команду. От як працюють великі підприємства — „Запоріжсталь”, „Мотор-Січ” — так повинен працювати бізнес. В одну „копілку”, на благо наших людей. Тоді не буде проблем з бюджетом. Тоді ми не будемо думати, чим платити зарплату освітянам, не будемо думати, де брати гроші на пенсійне забезпечення. Не дай Бог я доживу до того, що (влада) буде у мене в руках, я все зроблю, щоб в цьому місті не було ні „смотрящего”, ні якихось там „пивних королів” («Водочных!» — подсказал я господину Крайнему). Все це повинно бути елітою!

 Вы много поняли из такого ответа? Лично для меня стало очевидно одно: Валерий Крайний так и не смог произнести имя Евгения Анисимова. А некоторые пассажи вроде местных налогов, идущих на «пенсионное обеспечение», меня вообще слегка удивили. Ведь, насколько я знаю, местные налоги к Пенсионному фонду отношения имеют мало.

 Также слегка удивили рассказы господина Крайнего в духе «если бы я мэром стал». Неужели опальный оппозиционер собрался на выборы запорожского градоначальника с целью распыления оппозиционных голосов?

Из оппозиционеров — в «анисимовцы»

 Что же на самом деле происходит с запорожской оппозицией? Пока ясно немногое: Валерия Крайнего и его команду отстранили от руководства областной организацией объединенной «Батькивщины» — сам господин Крайний признал, что «решение уже принято». Причины подобной замены также ясны: перед серьезной битвой на президентских выборах Киев не устроили местные кадры. Не устроили своей зависимостью от власти (в том числе теневой) и пассивностью.

Единственное достижение, которым на пресс-конференции смогли похвастаться наши оппозиционеры — что в 2012 году на парламентских выборах за ОО проголосовало больше людей, чем в 2010-м — за Юлию Тимошенко на пост президента. Однако заслуги запорожских «борцов» здесь ни причем. Просто избиратели зачастую за действующую власть голосуют меньше, чем за оппозиционеров. В 2010-м году Тимошенко была при власти, в 2012-м — в оппозиции. Вот и все объяснение подобного «роста популярности».

 Однако не у дел команда Валерия Крайнего и бывшие руководители «Фронта змін» не останутся. Их, как и многих прочих, будет (уже начал!) использовать «золотой офис» Евгения Анисимова. Для уже привычного поливания информационными фекалиями неугодных. А также для размытия оппозиционных голосов на предстоящих выборах и дезориентации электората.

 Насколько Валерию Крайнему придется по душе роль «сливного бачка» — покажет время. Пока же, судя по трясущимся на «прессухе» рукам пока еще главного запорожского оппозиционера, такая роль для него не очень уютна. Будем надеяться, что она, роль, хотя бы прибыльной окажется.

 Чего ждать от команды Сергея Соболева и Александра Старуха — также неясно. В Запорожье они показываются нечасто, об их намерениях по реформированию местной оппозиции известно мало. Одно известно точно: хуже нашим «борцам с режимом» точно не будет. Хуже просто некуда.

Сергей Соболев: „Время Анисимова прошло. Пока — в запорожской оппозиции”

 Мне удалось дозвониться народному депутату Сергею Соболеву. Поговорив в духе: „на выборах Старуха и Василенко столкнули лбами”, мы перешли к нынешним событиям. Ниже привожу наш розговор:

— Куценко и Колесников действительно входят в вашу команду?

— Да, это мои помощники, уже восемь лет.

— Что вы можете сказать по поводу выдвинутых вашей команде обвинений: растрата бюджетных средств, дерибан земли, поставки некачественных продуктов в детские сады?

 — Знаю я об этих обвинениях. Еще на выборах народных депутатов в 2012 году была такая газетенка от вашего «смотрящего» Анисимова, которая рассказывала о каких-то махинациях с землей и едой для дошкольников, с которыми якобы связаны «люди Соболева». Я не стал подавать на этот боевой листок в суд. Но после выборов направил более 30 депутатских запросов. В результате их рассмотрения я узнал, что — таки воруют землю. Да еще как воруют!

Например, был запланирован захват заповедной зоны возле села Разумовка, в которой должно было появиться эдакое «Межигорье» запорожского разлива. Я с полной уверенностью не могу утверждать, но, по моим сведениям, заповедные земли захватывались для Евгения Анисимова лично. Также после моих обращений я узнал о массовых растратах сотен тысяч бюджетных средств. Интересный факт: сразу после активизации прокуратуры некоторые назначенные «виновники» стали возвращать в бюджет огромные суммы, в несколько своих годовых затрат.

Например, один из землеустроителей «задолжал» бюджету 90 тысяч гривен — при его-то зарплате! Чтоб он смог избежать ответственности, коллектив Балабинского сельского совета взял его на поруки. Кто теперь будет отвечать за растрату бюджетных средств и как их вернуть в бюджет — вопросы остаются открытыми. Да и поставщиков того самого питания в детских садах своими личными распоряжениями менял близкий к Анисимову глава запорожского райсовета Иван Гоменюк.

 Когда я начал рассылать запросы, ко мне пришли семь глав сельских советов, которые оказались замешаны в махинациях. Они просили «прекратить активность», напирали на наличие детей и что «их подставили». Я их попросил сдать заказчиков. Ни один ко мне не вернулся. Испугались.

Кстати, именно благодаря активной деятельности моих помощников Владислава Куценко и Вячеслава Колесникова была собрана масса материалов по описанным правонарушениям.

— Что вы думаете о вчерашней пресс-конференции?

 — Я увидел, кто сидит рядом с Валерием Крайним — это все шестерки из офиса Анисимова. Так что проблема была не в (Тариэле) Васадзе, перешедшем к «регионалам». Проблема была в том, что местную (оппозиционную) партию возглавили бандиты и перебежчики-«регионалы». Они все поддерживают господина Анисимова, и подконтрольные им «оппозиционные» депутаты местных советов голосуют вместе с депутатами-«регионалами» господина Анисимова.

— Так решение о смещении с должности Валерия Крайнего уже принято?

 — Оно было принято еще в прошлый четверг — снять (абсолютно законно!) Валерия Крайнего, назначить Александра Старуха. Но (Валерий) Крайний попросил «не портить День независимости». Мы пошли навстречу такому пожеланию. Что касается происходившего на пресс-конференции — мне интересно, кто незаконно прослушивал госслужащего Куценко и бывшего губернатора Старуха. Будут открыты уголовные дела по этому поводу. Мы выясним, какие службы прослушивали, кто давал команду.

— Каковы ближайшие планы у нового руководства «Батькивщины»? Будете разгребать нынешние организационные завалы?

 — Это наши противники хотят, чтобы мы что-то разгребали. Но многие руководители районных организаций и рядовые партийцы уже высказали готовность работать с новым руководством. Так что разгребать ничего не придется. Когда начнется кампания по выборам президента — а она начнется уже в январе — запорожская оппозиция уже будет активно работать.

— Как вы можете прокомментировать утверждение о вашей связи с одиозным запорожским бизнесменом Евгением Черняком?

 — Там сейчас две группы (Анисимова и Черняка) дерутся за место «смотрящего». И в этой борьбе вставляют иногда имя Соболева в свои схемы. Однако сотрудничество с такими людьми, как тот же Черняк, мне не нужно. Время «смотрящих» подошло к концу. Пока — в отдельно взятой «Батькивщине». Но скоро это случится во всех сферах. Сегодня господин Анисимов выбрал тактику валить с больной головы на здоровую. Это не поможет. Ему придется отвечать перед законом. Самое позднее — через полтора года.

Богдан Василенко

http://z-city.com.ua