02Каждый уважающий себя журналист старается чем-то удивить своего читателя. А чем его удивишь? Тем более в наш век телевизоров и компьютеров, которые отличаются и оперативностью, и массовостью охвата населения. Искать дешевые, разовые сенсации – можно. Но это малоэффективно и ненадолго. Однако, как бы то ни было, при желании и соответствующей подготовке автора интересный материал всегда можно найти.

 На мой взгляд, при нынешней информационной ситуации вполне оправданы исследовательские работы журналистов. Конечно, только в том случае, если они выполнены профессионально, глубоко и по-новому раскрывают тему, пусть даже и не новую. В этом я убедился, занимаясь историей съемок популярного и сегодня фильма «Весна на Заречной улице».

4

 Почему именно эта тема заинтересовала меня? Да потому, что случайно где-то в конце 90-х я узнал от коллег, что легендарная «Весна» снималась в Запорожье и что в нее вошли многие запорожские эпизоды. Для меня такая новость стала приятной неожиданностью. О ней я услышал впервые. Естественно, захотелось узнать об этом как можно больше, приоткрыть, так сказать, для себя завесу событий, которые происходили в городе более 40 лет назад.

 Сначала мне казалось, что проблем с получением такой информации не будет. Ведь речь шла не о рядовом фильме, а о широко известной не только в СНГ, но и в дальнем зарубежье киноленте, которая уже несколько десятилетий не сходит с экранов, по-прежнему является одной из лучших работ советского кинематографа. Думал, что уж историю такой кинокартины запорожцы знают хорошо. И наверняка гордятся тем, что имеют причастность к этому поистине историческому событию.

 Но я ошибался, в чем вскоре убедился. Не только на официальном уровне, но и в памяти многих запорожцев, с кем я успел пообщаться, это событие практически стерлось. В ответ на мой вопрос я слышал одно: да, говорят, что фильм такой действительно снимался в Запорожье, но мы ничего об этом не знаем.

 Кто-то посоветовал сходить в областную библиотеку им. Горького. Мол, там хранятся газеты всех лет, и можно будет найти ответ на интересующий меня вопрос. Побывал и в библиотеке. Ее работники отнеслись с пониманием к моей просьбе. Предоставили возможность ознакомиться с содержанием газет второй половины 50-х. Тех лет, когда снималась «Весна». И к моему большому разочарованию, я не увидел там публикаций, которые прояснили бы эту ситуацию. Единственная небольшая информация в «Днепровском металлурге» — вот и весь итог моих библиотечных поисков.

 Признаться, я уже не надеялся узнать подробности этой истории. Но опять-таки помог случай. Как-то по поручению редакции я готовил материал о ветеранах-инвалидах «Запорожстали». В совете ветеранов предприятия познакомился с Зинаидой Петровной Сединой, которая как раз курировала этот участок. Вместе с ней побывали на квартирах ветеранов, подготовили, в общем, нормальный материал, который потом был опубликован в «Индустриалке».

 Общаясь с Зинаидой Петровной, я на всякий случай задал и ей вопрос о съемках фильма «Весна на Заречной улице».

 — Так это вам надо встретиться с бывшим сталеваром, Героем Социалистического труда Григорием Константиновичем Пометуном, — сказала она. – Он сейчас работает в профтехучилище №8. А в те годы, когда снимался фильм, он был молодой сталевар. И как раз он, говорят, помогал актеру Николаю Рыбникову освоить азы профессии сталевара. Позвоните ему, может он что-то и расскажет.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAГригорий ПОМЕТУН. Фото Валерия Полюшко

С Григорием Константиновичем встретились в училищном музее. Там и проходила наша первая беседа.

 — Да, с Николаем Николаевичем я был знаком, но участия в съемках не принимал, — сразу охладил мой пыл ветеран.

 Такое начало несколько разочаровало, подумал: опять не повезло. Но чем дальше мы беседовали, тем больше я убеждался, что Пометун именно тот человек, который мне нужен. И вот что я от него узнал.

 Рабочая карьера выпускника Днепродзержинского ремесленного училища в мартеновском цехе «Запорожстали» началась довольно удачно. Начав с третьего подручного, он уже через год стал полноценным сталеваром, а через пять лет удостоился почетного звания «Заслуженный сталевар Украины». И это в 23 года! Не часто такое случается. Повезло парню и в семейном плане. Здесь же, на комбинате, встретил свою любовь – Шурика, как ласково называл он жену Александру Ивановну. В общем, жизнь щедро открывала перед ним двери, и он с решительностью, свойственной молодости, входил в нее.

 Именно в ту пору, где-то в 53-м  году, и состоялось знакомство 23-летнего сталевара Григория Пометуна с 24-летним начинающим киноактером. И произошло это таким образом. Накануне съемок «Весны» на завод приехал представитель Одесской киностудии А.А. Джевальский. Видимо, для изучения обстановки на месте. Ходил по цехам, присматривался. Побывал и в мартеновском. Долго наблюдал за работой Григория, потом представился и сообщил, что скоро будет сниматься фильм о металлургах, где главное действующее лицо – сталевар. Просил помочь молодому артисту освоить азы этой профессии.

 — Самого Рыбникова в тот момент еще не было в Запорожье, — вспоминал ветеран. – В нашем цехе он появился только через несколько дней в сопровождении того же Джевальского. Насколько помнится, приехал тогда артист из Днепродзержинска, где снимался фильм «Высота» с его участием. Общий язык мы нашли сразу, наверное, потому, что оба были молоды. Да и интерес у нас был общий – металлургия. Я с удовольствием ему рассказывал о ней, а он внимательно слушал, ходил за мной по пятам, не отставая, спрашивал даже о том, что ему вовсе и не надо было для съемок. Пробовал повторить движение сталевара при подходе к печи, во время плавки и т.д. Как раз эпизод, связанный с плавкой, у него не получался – он не потел. А режиссер требовал, чтобы это было обязательно, иначе для зрителя будет неубедительно. Выход нашли такой. Набирали ведро воды и поливали голову «сталевара» Рыбникова.

 5=Марлен Хуциев

Съемки фильма велись с перерывами более двух лет – с 1953 по 1955 год. Первый, черновой вариант новой картины металлурги смотрели сразу после окончания съемок. Демонстрация ее длилась около трех часов. Картина понравилась, о ней много говорили в городе. Люди с радостью узнавали в ней самих себя, свою жизнь, несколько сдобренную романтизмом, но вполне похожую, объективную. В этом черновом варианте было много эпизодов, которые в дальнейшем при доработке исчезли. В частности, убран эпизод, где Григорий Пометун подводит актера к печи во время самого ответственного момента – плавки.

 Больше года запорожцы ждали выхода «Весны» на экраны. Но она не появлялась. Пошли слухи-разговоры о том, что ее Москва запретила, потому что, мол, в ней много сцен, где пропагандируется пьянка и т.д. Как позже выяснилось, действительно в ЦК КПСС появление такой реалистической картины о рабочем классе вызвало раздражение и потому ее держали под «сукном». Григорию Константиновичу запомнился разговор с высокопоставленной особой из промышленного отдела ЦК КПСС, приезжавшей на комбинат и побывавшей в мартеновском цехе.

 — Говорят, вы в кино снимались? – обратилась к нему высокопоставленная дама.

 — Это не совсем так, — уточнил Григорий Константинович, — я только показывал актеру, как вести себя у мартеновской печи.

 — Ну, и как, понравился вам фильм? — допытывалась особа.

 — Понравился, да что-то никак мы его не дождемся, — посетовал сталевар.

 — Да, много писем мы получаем по этому поводу, в том числе и из Запорожья. Да и киностудия напоминает о том, что затраты на производство этого фильма как-то надо компенсировать. Так что скоро вы увидите этот фильм. Так и скажите своим землякам.

DCF 1.0

 Дружба запорожского сталевара и ставшего широкоизвестным после выхода «Весны» Николая Рыбникова не прекратилась с окончанием съемок. Она продолжалась до самой смерти Николая Николаевича. Запорожье стало для актера второй родиной. Сюда он приезжал много раз. Чаще всего на День металлургов. Встречался с рабочими коллективами и обязательно, хоть на несколько минут, заходил к Пометунам.

 Здесь его встречали, как самого близкого человека. К ним он заходил, чтобы отдохнуть душой, поделиться своими планами, просто повидаться с хорошими друзьями, как это было в молодости, в 53-м.

 — Для меня он не только талантливый актер, но прежде всего замечательный, душевный человек, — говорила о Рыбникове Александра Ивановна Пометун, когда я был у них в гостях.

 Последний раз Рыбников был у Пометунов в 1986 году. По словам Григория Константиновича, он приезжал в Запорожье для эпизодического участия в новом фильме. По-моему, это был фильм о боевых действиях на Хортице в период ВОВ, где он играл роль генерала. Прямо в генеральской форме и заявился к Пометунам.

— Ну, как, Шурик, похож я на генерала? – прямо с порога обратился он к Александре Ивановне.

 — А почему бы и нет, — ответила та, улыбаясь. – В кино тебе давно надо присвоить генеральское звание. Да и по солидности соответствуешь – животик уже отрастил.

 Пошутили, посмеялись, поговорили. Всего несколько минут – он торопился на съемки.

 Еще при первой встрече с Григорием Константиновичем я мысленно отметил для себя, что он очень похож внешне на Рыбникова. Особенно усилилось это ощущение, когда просмотрел его домашний архив, фотоальбомы. В молодости, оказывается, сходство между ними было еще заметнее.

 — Вы не первый, кто подметил это, — не удивился он. Даже курьез на этот счет вышел однажды. Во время поездки по бывшему Союзу в одном из городов Сибири на официальном приеме ко мне подошел незнакомый мужчина и весело приветствовал меня. А заметив на груди звезду Героя Соцтруда удивился: «Николай Николаевич, а когда тебе дали Героя?» Пришлось объяснять, что я не Рыбников, а Пометун.

 В начале 70-х Григорий Константинович встретился с Николаем Николаевичем в Крыму. Чисто случайно. Оба там отдыхали. На то время в Крыму оказалась и Валентина Леонтьева, ведущая популярной тогда телепередачи «От всей души». От Рыбникова узнала о многолетней его дружбе с запорожским сталеваром и не преминула показать их встречу по телевидению. И таким образом телезрители бывшего Союза узнали о том, что Пометун был наставником киноактера, который играл роль сталевара Саши Савченко в кинофильме «Весна на Заречной улице».

Безусловно, это наиболее яркая фигура в нем. Большая заслуга в этом всего творческого коллектива Одесской киностудии и прежде всего его режиссеров Феликса Миронера и Марлена Хуциева, взявших на себя смелость отступить от принятых в то время в советском кино традиций идеализировать действительность и показавших жизнь рабочего человека такой, какая она есть. К слову сказать, Марлену Хуциеву в ту пору было тоже всего 23 года. Он только что закончил ВГИК и пробовал себя как режиссер.

Сочетание таких удачных факторов, плюс помощь руководства комбината в организации съемок и помогли создать такую удачную киноленту. Нельзя, разумеется, утверждать категорично, что прототипом главного героя фильма Саши Савченко является Григорий Пометун. Прежде всего — это собирательный образ, но много в нем и от Григория Константиновича. Не случайно же его дружба с актером затянулась на всю жизнь.

 Трудно представить себе и более подходящую песню для этого фильма, «Когда весна придет не знаю…». И слова, и музыка ее настолько органично сливаются со всем содержанием картины, что они стали неотъемлемой ее частью. Эта песня и сегодня любима в народе, особенно среди металлургов.

 Результатом моих встреч и бесед с Григорием Константиновичем Пометуном стал очерк в газете «Индустриальное Запорожье», который назывался «Как запорожец Григорий Пометун обучал актера Николая Рыбникова сталь варить». После чего в редакцию стали приходить письма с пожеланиями продолжить публикацию материалов по истории создания этого фильма. И такая работа была продолжена, но уже на страницах другой газеты – «Досье», куда к тому времени я перешел на работу. Это был 2000 год.

По следам «Весны»

 В газете «Досье» я оказался не случайно. Это был мой выбор. Дело в том, что мне нравилась ее объективная бескомпромиссная позиция в освещении самых острых и злободневных городских проблем. Нравился новаторский подход редакции к подготовке материалов, к поиску новых тем и жанров. С уважением относился я и к ее шеф-редактору – известному журналисту Валерию Васильевичу Полюшко, которого хорошо знал по совместной работе в «Индустриальном Запорожье».

 Валерий Васильевич из тех редких редакторов, которые по-настоящему являются творческими партнерами автора, у которых можно учиться и учиться. С ним у нас много общего в оценке и роли современной журналистики, в выборе наиболее эффективных форм подачи публикаций.

 О том, что тему «Весны на Заречной улице» следует продолжить, мы договорились сразу. В ноябре 2000 года опубликовали интервью с Григорием Пометуном и дали объявление о том, чтобы жители города присылали в редакцию свои воспоминания, связанные со съемками фильма. Это объявление периодически повторяли. И выбранный нами с редактором вариант связи с читателями сработал. Не прошло и недели, как в редакцию стали поступать письма и звонки читателей. Начался, можно сказать, настоящий информационный бум по этой теме.

 Именно эти письма пролили свет на многое, связанное со съемками «Весны». Можно сказать, открыли глаза запорожцам на величие того исторического кинодейства, которое проходило в городе полвека назад и которое трудно себе представить без участия в нем горожан. Чтобы не быть голословным, привожу выдержки из писем, которые сохранились в моем архиве.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В.Т. Пешкова (Рязанова):  — Я работала газоэлектросварщиком на стройке. Мне было 20 лет. Как раз проходил фестиваль песни. На заключительном концерте я исполняла сольную песню. После концерта ко мне подошли и предложили: хотите сниматься в кино? Я согласилась. Начали делать пробы. Потом сказали, что я буду дублером у Риммы Шороховой (играла лаборантку, подругу инженера). Съемки шли месяцев девять. Я все это время принимала в них участие.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 Очень долго, больше месяца, снимали в ДК им. Кирова. Потом показывали кадры. Некоторые двоились, были некачественными. Режиссер ругался, много вырезали. Эпизод, где я танцую в ДК им. Кирова, остался. Играют «Школьный вальс», и я первая выхожу на круг.

 На съемках часто приходилось встречаться и видеть Николая Рыбникова, Геннадия Юхтина, Владимира Гуляева (играл парня, который писал стихи), Нину Иванову. В съемках принимали участие многие запорожцы, но кто именно, сказать не могу. Помню, была крановщица в мартеновском цехе. Стоит Рыбников, а она проезжает на кране. Кто она – не знаю.

 Какие-то эпизоды фильма снимали в Одессе. Двое запорожских – учительница и актриса театра им. Щорса – ездили туда. Я тоже должна была ехать, но по семейным обстоятельствам не поехала.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 Е.Е. Трашина: — В фильме узнаю себя в двух эпизодах. Первый – танцую в ДК им. Кирова. Второй – там же бежим с девчонками по лестнице, обгоняем главную героиню Нину Иванову с парнем, который читал ей свои стихи.

 Помню, где снимались отдельные эпизоды. Например, в парке Энергетиков снималась зимняя сцена: Рыбников и Иванова бегут по ступенькам парка, она падает.

8

Снега было мало, и мы собирали его, подносили. А квартиру Иванова получила на Ленинском проспекте, магазин «Жемчуг» сейчас в этом доме.

В здании нынешнего Ленинского райвоенкомата снимали какие-то сцены школы рабочей молодежи. Там, напротив военкомата, была детская городская библиотека. Возле этого здания снимали Нину Иванову.

 Со съемками этого фильма связано и такое воспоминание: в моих платьях снимались актрисы Римма Шорохова (играет лаборантку) и Валентина Пугачева ( невеста Рыбникова). Первое платье для Шороховой взяла у меня по просьбе костюмера моя двоюродная сестра В.Т. Рязанова. Она тоже участвовала в съемках, была дублером Риммы Шороховой. Со вторым вышло так. Приехала на съемки Валентина Пугачева, а платья подходящего для нее не оказалось. Опять обратились ко мне, попросили дать ей платье (я была в нем в ДК).

Я, конечно, отдала, хотя это для меня было и не совсем приятно. Не так уж много у нас было тогда нарядов, приходилось дрожать над ними. Первое платье носить мне уже больше не пришлось, потому что все оно было в гриме. Но зато съемщики фильма вместо него заказали и сшили другое (по моему вкусу). Второе мне вернули в порядке. Артисты жили тогда в гостинице возле ДК Металлургов. А когда там затеяли ремонт, то Нина Иванова перешла к нам на улицу 12 Апреля.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 Г.А. Овчинникова:  -В то время я работала в горкоме комсомола и училась в вечерней школе. Как-то увидела на улице объявление такого содержания: «В Запорожье снимается фильм «Весна на Заречной улице». Желающих принять участие в массовых сценах (от 18 до 60 лет) просим придти в фойе ДК металлургов. 

И я пошла туда. Там было много молодежи. Но брали не всех, выборочно, после собеседования и проверки наших артистических способностей. Например, я спела частушки. Сказали, что берут. Всех отобранных предупредили, что будут вызывать для ночных съемок. Снимали в основном ночью. Константин Иванович Жук (то ли режиссер, то ли постановщик Одесской киностудии) приезжал к моим родителям договариваться, чтобы они разрешили мне участвовать в съемках.

 OLYMPUS DIGITAL CAMERAДК металлургов

Я была старостой участников массовых сцен, переписывала ежедневно всех (для зарплаты). А платили так: за массовую сцену 25 рублей, за участие в групповых съемках – 40 рублей, за эпизод – 75 рублей.

 Я появляюсь в фильме трижды: на мосту «Запорожстали», где снимался эпизод возвращающихся со смены рабочих, в школе (идут занятия) и на танцах в ДК. Снимались с вечера и до утра. Три ночи крутили «Школьный вальс». Сказали, засветилась пленка и поэтому повторяли несколько раз.

 Во время съемок приходилось общаться с Ниной Ивановой – главной героиней. Мы даже подружились с ней. Она много рассказывала мне о себе. Помню, что она по профессии журналистка, еще в детстве играла в фильме «Первоклассница». В то время она была уже замужем. Общалась также с Геннадием Юхтиным. Рыбников, как мне тогда казалось, был немного с гонорком. Возможно, мне так казалось потому, что он мало общался с нами.

 А.В. Мазурок:  — На проспекте Металлургов меня как-то остановил К.И. Жук и пригласил в Дом культуры. Там, в гостинице, у них была резиденция. Даже бухгалтерия своя была. Тех, кого отбирали, приглашали на собеседование. Первая съемка, где я участвовала, это мост «Запорожстали» (мы идем по мосту). Потом массовая сцена на дороге, где едет самосвал.

Долго шли съемки в ДК им. Кирова. Там много приходилось общаться с Ниной Ивановой. Очень хорошая, общительная, прекрасно играла на фортепиано. Играла, а мы танцевали. Много рассказывала нам. Мы спрашивали, нравится ли ей Рыбников. Она сказала – нет. Да у него и времени на общение с ней, кроме съемок, не было, потому что он сразу же уезжал к Алле Ларионовой, к своей будущей жене. Даже был случай, когда он не прилетел на запланированную съемку. Не знаю, что ему за это было, но съемку в тот раз отменили.

 Юхтин и Гуляев были очень общительные, мы с ними много общались. И не только на съемках, в кафе – тоже. Участвовала в съемках и на Правом берегу, на улице Заречной. Помните эпизод: друг Рыбникова идет с двумя накрашенными подружками, а Рыбников идет им навстречу. Так это снималось именно там.

 Потом возле школы (двухэтажный дом). Но внутри там не снимали. Только у калитки, где Савченко встречает учительницу. В ДК Кирова съемки шли только ночью. В Одессу я не ездила, мама не пустила. В целом заработала на съемках 150 рублей и купила себе часы.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAВ.П. Швецова:  — По городу тогда были расклеены объявления, приглашающие желающих запорожцев сниматься в массовых сценах нового кинофильма «Весна на Заречной улице». И не только в массовых сценах. В объявлении сообщалось также, что подыскивается кандидатура на роль главной героини фильма — учительницы вечерней школы.

 Я тогда работала машинисткой в обкоме партии. Прочитала объявление и в воскресенье пошла во дворец Металлургов. Меня направили на второй этаж в один из кабинетов. Там я увидела Петра Тодоровского (кажется, режиссер) и Николая Рыбникова. Рыбников сидел, а Тодоровский расхаживал по кабинету. Тодоровский прервал свой разговор с Рыбниковым, остановился и стал внимательно разглядывать меня. Я засмущалась, говорю: «Извините, может я не туда попала?»

 — Нет, говорит Тодоровский, — вы к нам просто с неба свалились. Мы давно ищем такую девушку. Рыбников тоже разглядывал меня, улыбаясь. Потом Тодоровский подошел ко мне, обнял за плечи и предложил сесть. Состоялась беседа. Мне задавали вопросы, я отвечала на них. Мне сказали, что я буду сниматься в пробах на главную роль, но для этого надо, чтобы меня отпустили с работы. Тодоровский записал телефон начальника моего отдела. Я попросила его не звонить моему начальнику, поскольку надеялась сама договориться.

 В понедельник, придя на работу, я зашла в кабинет своего начальника. Он разговаривал по телефону. Я поняла, что он говорит с Тодоровским, который все-таки позвонил ему.

 — Нет, — сказал начальник Тодоровскому, — она не будет сниматься, мы против этого. То же самое сказал он и мне, когда я пыталась убедить его, что на основной работе это не отразится. Конечно, надо было мне пойти к секретарю обкома. Я уверена, что вопрос был бы решен в мою пользу. Но я не пошла, о чем и сегодня жалею.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Н.Е. Демьянчук: — Среди запорожских участников съемок были и актеры запорожского драматического театра им. Щорса. По крайней мере, одна актриса была точно – Тамара Шапошникова. Очень красивая в то время молодая женщина. В чем могут убедиться и нынешние кинозрители. Она играла одну из подруг Саши Савченко, главного героя фильма. Она, по-моему, ездила на съемки и в Одессу, где снимались заключительные кадры киноленты.

 Л.А.Зеленина.

— Начало фильма: молодая учительница Татьяна Сергеевна приезжает в рабочий поселок. Случайно встречается со сталеваром Сашей Савченко, который везет ее в дом к своей невесте, устраивает на квартиру. Потом, в ходе фильма, действие еще неоднократно переносится в этот дом. Особенно четко обозначена картина выселения учительницы, когда хозяева отказывают ей в жилье. Так вот, все сцены, связанные с этим домом, снимались на Правом берегу, на улице Шишкина, 9. Там проживает и ныне Любовь Антоновна Зеленина, которая была свидетельницей съемок. Вот что она рассказала по этому поводу.

 — Я как раз была в декрете, все время сидела дома. А тут съемки, постоянное столпотворение – одни заходят, другие выходят. Постоянно вытаскивают или затаскивают аппаратуру, чуть двери не вывалили. В общем, не было никакой жизни с такими квартирантами. Мы надеялись, что хоть заплатят за это .хорошо, поэтому терпели, а нам дали всего 40 рублей. С артистами я не общалась. А вот собака наша – Боб (помесь овчарки с волком) – попал в кадр. В фильме его показывают.

Нина Яковенко:

-Я работала тогда в экспериментальной лаборатории мартеновского цеха «Запорожстали». Фильм «Весна на Заречной улице – это наша молодость, незабываемый период жизни моего поколения. Я бесконечно благодарна газете «Досье» за то, что она так основательно и последовательно ведет эту тему. Вот только, на мой взгляд, недостаточно рассказано о съемках в мартеновском цехе. А ведь именно там «родился» Саша Савченко. Благодаря таланту Николая Рыбникова и, несомненно, коллективу цеха, который в немалой степени этому способствовал. Говорю об этом с уверенностью, потому что все это происходило на моих глазах.

 Во время съемок эпизодов у мартеновской печи и вообще в цехе Рыбников постоянно заходил к нам в лабораторию. Чаще всего, чтобы отдохнуть, расслабиться. Собеседник он был интересный, умел и пошутить, и поговорить всерьез. Расспрашивал нас о том, как мы, заводская молодежь, проводим свободное время, с увлечением и юмором рассказывал о своих успехах и неудачах на пути постижения сталеварского дела. Иногда приносил пробы металла, полученного при его участии. И радовался, как ребенок, если они оказывались удачными. Теперь я понимаю: его по-настоящему увлекала романтика профессии металлурга. Да и не только его, других актеров – тоже. Потому и играли они с таким вдохновением. Потому и получился такой замечательный фильм.

 Алексей Колотырин:

-На улице Перспективной, 9, почти рядом с огнеупорным заводом, стоит белый двухэтажный дом. Найти его не трудно, находится он на пересечении улиц Перспективной и Социалистической, прямо напротив заводской проходной. Этот дом зрители видят в кадрах фильма. Помните, когда учительницу хозяева выгнали из квартиры и она приходит к инженеру. Этот эпизод снимался именно в этом доме. Тут же Рыбников со своим дружком с гитарой идут по улице, а самолет-кукурузник имитирует пургу.

Александр Пащенко:

-В фильме есть эпизод – танцы и драка в заводском дворце культуры. Это снималось в ДК им. Кирова. Мы, молодежь, не только наблюдали это, но и были участниками массовых сцен. Нам даже деньги за это платили. Немного, правда, но платили. Видел я съемки и на территории комбината «Запорожсталь». Мы там тоже подрабатывали. Например, Алексей Кривенко давал паровозный гудок, когда это требовалось по ходу съемок, и получал за это, кажется, пять рублей. А когда снимали возле огнеупорного, то там вообще вся 46-я школа бастовала, не училась. Школьники убегали с уроков, чтобы поглазеть на съемки, на самолет, раздувающий снег.

Об улице Заречной

 Занимаясь историей съемок «Весны», я постоянно мучился вопросом: почему именно улица Заречная? И есть ли такая в Запорожье? А если есть, то имеет ли она отношение к фильму? Опросил десятки знакомых – ответа не нашел.

 — Так это же улица Сталеваров, — уверял Григорий Пометун. – Я жил на ней до 1972 года. А Рыбников во время съемок занимал комнату в общежитии неподалеку. По-моему, оно и сегодня существует. Естественно, мы часто встречались. Он бывал у меня в гостях, познакомился с Шурой.

 Есть и другие мнения на этот счет. Владимир Николаевич Комиссаров, участник массовых сцен, считает, что Заречная – это улица Перспективная, что на Павло-Кичкасе.

 Впрочем, такие разночтения не имеют принципиального значения, поскольку улица Заречная, вполне возможно, название условное. Хотя, признаюсь, мне хотелось услышать от запорожцев, что улица такая в городе есть и на ней проводились киносъемки. И я услышал такую версию. Написал об этом в редакцию Анатолий Колотырин. И вот что он сообщил по этому поводу:

OLYMPUS DIGITAL CAMERAПавло-Кичкас.

— Мне было 18 лет тогда. Я работал помощником машиниста на паропутевом кране. Жил на Аматорской, там же, на Павло-Кичкасе. По вечерам ходил в клуб имени Горького, играл в духовом оркестре. Однажды, идя на работу, увидел недалеко от огнеупорного завода большую толпу, а в центре – самолет-кукурузник, который работающим пропеллером разбивал снег, свезенный туда специально машинами. Сказали, что снимают эпизод нового фильма о сталеварах.

Там я и познакомился с Николаем Рыбниковым. Он сам подошел ко мне, стал расспрашивать, где работаю, чем занимаюсь. А когда узнал, что играю в духовом оркестре, попросил провести его в клуб, на танцы. Танцы были платные. Я предупредил нашу кассиршу тетю Шуру, чтобы она пропустила актера Рыбникова, если он придет. И он приходил.

 Я не помню, танцевал он или нет, но пиво в клубном буфете мы с ним пили несколько раз. Как-то он попросил меня показать ему город. Пешком мы прошли к трамваю (они ходили тогда только до огнеупорного) и поехали на шестой поселок. Потом побывали в парке Металлургов (там был тогда цирк). После этого Рыбников пожелал пройти по плотине Днепрогэса, на Правый берег, что мы и сделали. Сразу за плотиной повернули (вел меня Рыбников) направо и пошли вдоль Днепра. Наконец пришли на небольшую улочку частного сектора.

 — Это улица Заречная, — сказал Рыбников.

 И действительно я увидел надпись на дому – Заречная. Помню, он долго любовался на дымящуюся заводскую часть Запорожья, которая очень хорошо просматривается с Заречной улицы. Так же пешком, через плотину, мы проделали и обратный путь. О чем у нас тогда конкретно был разговор, не помню. Но актер понравился мне своей простотой и душевностью. О том, были ли съемки на этой улице, не знаю. Но то, что Рыбников был на ней, это точно.

Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Спорить с этим трудно. Сообщение о том, что в Запорожье в самом деле есть улица Заречная, что это не выдумка авторов киносценария, заинтересовало меня всерьез. Решил пройти тем маршрутом, по которому, по словам А. Колотырина, ходил Рыбников. Не откладывая, в выходной день отправился на поиски ставшей исторической улицы. После долгих расспросов встречных наконец услышал:

— А…Заречная… А вам нужна улица или переулок?

 — А что есть и такой?

 — Да, они рядом – улица Заречная и переулок с таким же названием. Это по соседству с поселком Мельничным. Слышали о таком?

 В Мельничном мне уже приходилось бывать. И тоже не на машине, а пешком. Так что в дальнейших пояснениях я не нуждался.

 И вот я на Заречной. Улицей ее можно назвать с большой натяжкой. Затерялась она среди таких же небольших улочек, по всему видать, еще довоенной застройки. Дома в основном старые, одноэтажные. Общественный транспорт туда в то время не ходил. Единственное ее преимущество – она расположена на  правом берегу Днепра, откуда прекрасно просматривается заводской район областного центра. Картина, надо сказать, действительно довольно впечатляющая. Не удивительно, что актер Рыбников приходил туда. Скорее всего, для того, чтобы лучше войти в роль, напитаться духом старой рабочей слободы.

 Старожилы улицы Зинаида Степановна Сосюка и Анна Куприяновна Полякова, родившиеся и выросшие на этой улице, заявили однозначно: киносъемок здесь не было. Подтвердили это и другие ее обитатели. Кстати, на ней проживают немало металлургов, есть и сталевары. Фильм «Весна на Заречной улице» смотрят всегда с удовольствием. Когда собираются по какому-либо случаю компанией, то непременно исполняют песню «Когда весна придет…». Они твердо уверены, что поется в этой песне именно об их улице.

 На Заречной я побывал не один раз. Однажды мне повезло. Я встретил там человека, который во время съемок фильма работал помощником киномеханика в съемочной группе. То есть, многое видел и слышал. Это А.И. Дядьков. Так вот этот товарищ рассказал мне очень любопытный эпизод.

 Помните: «…На этой улице подростком гонял по крышам голубей, и здесь на этом перекрестке с любовью встретился своей…». Так вот, это вовсе не плод авторской фантазии. Все это, оказывается, было при съемках фильма. И снимались эти кадры не где-нибудь, а именно на улице Заречной.

Главный герой, сталевар Саша Савченко, простой рабочий парень (актер Рыбников) действительно гонял по крыше дома № 12 (и нынче стоит он на том же месте) местных запорожских голубей. А со своей любовью (учительницей Татьяной Сергеевной (актриса Нина Иванова) Савченко (Рыбников) встретился на пересечении улицы Заречной с одноименным переулком. Правда, эти кадры, как и многие другие, не вошли в конечный вариант фильма.

 Теперь в этом доме № 12, что на Заречной, живут другие хозяева, и что происходило здесь полвека назад, они не помнят. А было это так. На крыше была сделана специальная площадка, которая имела форму буквы «Т». Это для того, чтобы голуби туда садились. Их выпускали из сарая. А Рыбников стоял на этой площадке и махал фуражкой. Голубей брали у Василия Сопина, здесь же на Заречной. Он был заядлым голубятником, умер уже.

По словам Дядькова, он приносил туда два мешка голубей. По сценарию Рыбников должен был не только махать фуражкой, но и свистеть. Но артист свистеть не умел, поэтому за него это делал хозяин голубей – Василий Сопин. Он закладывал в рот четыре пальца и свистел. Здорово это у него получалось. За голубей ему тогда заплатили 20 рублей. Голуби же, конечно, сразу улетели домой к хозяину. Заплатили ему за то, что принес голубей и что свистел хорошо.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 Отсюда, с Заречной, от 12-го дома, где шли съемки, хорошо просматривались заводские трубы на Левом берегу, и их снимали оттуда. Там зарево еще было видно, в том месте, куда высыпали шлак. Это тоже все было предусмотрено сценарием. А вывозил этот шлак Михаил Митяев. Он в то время он работал машинистом «кукушки» на «Запорожстали».

Во время съемок эпизода с голубями актриса Нина Иванова сидела в машине. Потом она вышла, поднялась по Заречному переулку к перекрестку. Рыбников шел по направлению к машине, увидел ее и остановился. И тут они встретились.

 Почти все кадры фильма легко узнаваемы запорожцами, потому что на них запечатлены картины нашего индустриального города. Особенно характерен в этом плане эпизод, когда в мартеновском «собирают урожай» — идет металл. Это когда учительница Татьяна Сергеевна пришла посмотреть на работу своих учеников-сталеваров.

Помните, как искренне, неподдельно она была удивлена и восхищена увиденным. Так вот все эти чувства ей не нужно было изображать искусственно. Они сами до конца захватывают человека, впервые побывавшего в мартеновском цехе. Так было тогда, так есть и теперь.

 Григорию Константиновичу Пометуну, обучавшему полвека назад актера Рыбникова варить сталь, уже много лет. Но он по-прежнему в трудовом строю. Правда, теперь уже не у мартеновской печи, а в 8-ом профтехучилище, где он передает свой опыт молодежи. Но связи с родным мартеновским цехом не порывает. Рад любой возможности побывать там.

 OLYMPUS DIGITAL CAMERAНиколай Зубашенко и Григорий Пометун. Фото Валерия Полюшко.

На мою просьбу – показать мне комбинат, провести меня по рыбниковским местам, откликнулся охотно. И вот мы поднимаемся на знакомый переходной мост (в фильме он фигурирует несколько раз). Картина впечатляющая. Под нами территория металлургического комплекса, поражающего своими масштабами и сложностью многочисленных сооружений. На пути к мартеновскому цеху постоянно оглядываюсь испуганно (как и учительница в фильме), рискуя попасть под тепловоз или другой какой-нибудь движущийся механизм, которые встречаются здесь на каждом шагу. Но мой проводник своевременно предупреждает меня, уверенно, не оглядываясь, быстро идет по маршруту, знакомому ему уже десятки лет.

 Подходим к громадному, высокому корпусу, открываем дверь – и мы в цехе. Дым, грохот, огонь. Сразу трудно разобраться, что происходит. Но, приглядевшись, начинаешь понимать, что все здесь подчинено определенному порядку, управляемо. Люди в касках уважительно приветствуют Григория Константиновича, что-то поясняют ему. Я успеваю записать их имена: мастер смены Николай Александрович Каменев, сталевар Виталий Дмитриевич Безродов, первый подручный сталевара Василий Григорьевич Сидоренко.

 — Сейчас пойдет металл, — обращается ко мне Григорий Константинович, — отойди в сторону.

16

 Сталевары направляются к одной из печей. Минута и огненная лава вырывается из нее, освещая заревом весь цех. Над печью веером рассыпаются миллионы искр, которые тут же бесследно гаснут. Зрелище исключительное, напоминающее собой извержение вулкана. Сквозь вспышки огненных радуг вижу лица сталеваров. На них – тихая улыбка и изумление. Они тоже, как и я, любуются огненной стихией, укрощаемой их руками. Хотя видят это уже не впервые. Но, как они выразились, привыкнуть к этому нельзя, потому что это вечная романтика. Так и сказали – вечная романтика.

 Потом был разговор о фильме. Мне показали печь, у которой работал Николай Рыбников. Фильм «Весна на Заречной улице» сталевары считают правдивым, гордятся тем, что снимался он на их предприятии. Ну, а песня из фильма давно стала по сути гимном «Запорожстали». Это самая любимая их мелодия.

 В заключение

 Газетная компания по восстановлению истории создания «Весны» продолжалась месяца три-четыре. За это время в редакцию «Досье» поступило десятка четыре писем и около сотни звонков. Писали и звонили в основном участники массовых съемок. О некоторых из них было рассказано на страницах газеты. Но далеко не обо всех. И в этой связи запорожцы предлагали даже собрать всех ветеранов, имеющих отношение к съемкам фильма и провести для них что-то вроде вечера воспоминаний. К сожалению, у редакции не было такой возможности. Не смогла газета осуществить и другое пожелание горожан — объединить все вышедшие на эту тему публикации в книгу. Причина – отсутствие необходимых средств.

 И, наконец, о главном. Некоторые читатели высказывали мнение о том, что песня из кинофильма могла бы вполне стать гимном областного центра. Очень убедительно на этот счет высказался житель улицы Заречной А.И. Дядьков, который был участником съемок фильма, работал помощником киномеханика:

 — У Запорожья до сих пор нет своего гимна. Все никак не найдут. А зачем его искать, когда он вот, под рукой. Я имею в виду песню «Когда весна придет не знаю…». Ее знают и любят стар и млад. Всем она нравится. Замечательные слова, прекрасная музыка. Чем не гимн? Я хочу пойти с этим предложением к нашему мэру.

 Да, не все коллектив газеты «Досье» сделал по возрождению памяти по истории создания этого замечательного фильма. Но труд наш все-таки дал свои плоды. Первым делом предложение запорожцев сделать песню из фильма гимном города поддержал народный мэр Александр Поляк, который был постоянным пристрастным читателем «Досье».

OLYMPUS DIGITAL CAMERAБульвар Шевченко. Фото Валерия Полюшко

 И это еще не все. Вскоре, полузабытая до этого «Весна на Заречной Улице» снова стала модной в Запорожье. На бульваре Шевченко по инициативе Александра Владимировича Поляка появились часы с музыкальным устройством, из которых периодически звучит мелодия любимой песни из любимого запорожцами фильма.

 Примерно в это же время в городе появилась и новая газета с названием «Улица Заречная».

 Резонанс, развернутой газетой «Досье» кампании по восстановлению истории создания легендарной киноленты, продолжался. Как-то в редакцию к нам зашли два молодых человека, которые представились работниками московского кино. Это были директор кинокомпании «Пигмалион» Юрий Сирман и режиссер-постановщик Алексей Колмагоров. Они сообщили, что по согласованию с руководством комбината «Запорожсталь» и с одобрения «отца» фильма «Весна на Заречной улице», одного из ее режиссеров Марлена Хуциева, они собираются снимать новый фильм «Всегда весна на Заречной улице». Что это будет фильм о фильме. И просили оказать содействие, передать им собранную нами информацию об этом. Естественно, такую информацию в полном объеме и бескорыстно мы им предоставили. Более того, я лично сопровождал их в поездке по городу, показывая им выявленные нами с помощью запорожцев памятные места, связанные со съемками «Весны».

 И после полугодовой работы создатели фильма представили свое детище на суд зрителей. Состоялась презентация нового документального фильма «Возвращение в весну». Конечно, это не та «Весна на Заречной улице, которая более полувека волнует миллионы людей. Это лишь попытка рассказать кое-что из истории создания киношедевра, показать неразрывную связь поколений запорожских металлургов. Это действительно фильм о фильме.

 Можно по-разному подходить к оценке новой киноленты. Можно с пристрастием критически разбирать каждый эпизод, каждый кадр, отмечать удачи и промахи авторов. Тем более, что их всегда можно найти. Но стоит ли это делать? Ведь главное, на мой взгляд, в том, что авторы фильма дополнили наши знания и сведения о важном периоде нашей истории, вернули на миг многих запорожцев, ровесников старого фильма, в их молодость, в их весну.

 1На презентации нового фильма присутствовал и мэтр советского кино, народный артист СССР, президент гильдии режиссеров России, профессор ВГИКа, один из режиссеров «Весны на Заречной улице» Марлен Мартынович Хуциев. Марлен Мартынович дал большое интервью нашей газете и подарил свою фотографию с такой подписью: «Газете «Досье». Спасибо, что вы так скрупулезно занимаетесь поисками следов «Весны на Заречной улице». Ваш Марлен Хуциев. 18. 9. 2001г.» 

 Это ли не оценка журналистской работы!

 Николай Зубашенко