БОНДАРЧУК-0Сергей  Бондарчук – советский  актер  и  режиссер,  сценарист  и  педагог.  Украинец  по  происхождению.  Родился  на  Херсонщине,  в  деревушке  Белозерка   25  сентября  1920  года.  Умер  20  октября  1994  года.  На  счету  Сергея  Федоровича   40  актерских  работ  и  9  режиссерских.  Зрители  запомнили   Бондарчука – режиссера   как  мастера   батальных  сцен  и  автора   экранизации  двух  знаковых  романов-эпопей  «Войны  и  мира»  и  «Тихого  Дона».  Работы  Бондарчука  получили   признание  и  за  рубежом.  Он – лауреат  премии  «Оскара».

Не  часто  случается,  чтобы  артист  с  первых  шагов  на  поприще  кино  заявил  о  себе  как  о  серьезной  творческой  личности.  Первый  большой  успех  псле  окончания  ВГИКа  ему  принесло  исполнение  главной  роли  в  кинофильме  «Тарас  Шевченко»  в  1952  году.  А  уже  в  1959  к  нему  пришло   всеобщее  признание  соотечественников.  На  этот  раз  уже  не  только  как  актера,  но  и  как  режиссера.  Это  когда  на  экраны  СССР  вышел  фильм  «Судьба  человека».  Ну,  а  дальше   его  известность   росла  по  восходящей.  И  кульминацией  его  признания  как  ведущего   режиссера  советского  кинематографа,  конечно  же,  стала  кинолента   «Война  и  мир»,  снятой  по  роману  Льва  Толстого  «Война  и  мир»  и  ставшей  сенсацией  мирового  масштаба.

На  небосклоне  советского  кинематографа    было  немало  звезд,  которых  вполне  справедливо  и  сегодня  называют  легендарными,  выдающимися,  неповторимыми  и  т.д.   Но  что  бы  кого-то  из  них  называли  гением,  не  помню  такого.  А  вот  Сергея  Федоровича  называют.  И,  по-моему,  вполне  заслуженно.

БОНДАРЧУК-0Краткая биография

Родился 25 сентября 1920 года в селе Белозёрка (Херсонская область Украины). В детстве жил в Ейске и Таганроге. Актёрская карьера Сергея началась в 1937 году в Таганрогском драматическом театре. В 1938-ом поступил в Ростовское театральное училище. Окончив заведение, служил в Театре Красной армии до 1942 года. Участвовал в Великой Отечественной войне.

После окончания войны Сергей Бондарчук поступил на актёрский факультет ВГИКа, который окончил в 1948 году. В том же году он сыграл свою первую роль в кино, в фильме «Молодая гвардия». В 1950-ом снялся в картине «Кавалер Золотой Звезды», а в 1951 получил главную роль в ленте «Тарас Шевченко», которая принесла ему всесоюзную популярность. В 1952 году ему присвоили звание народного артиста СССР. После этого он снялся ещё в десятках картин, среди которых: «Шли солдаты» (1958 год), «В Риме была ночь» (Италия, 1960), «Дядя Ваня» (1970), «Отец Сергий» (1978), «Случай в аэропорту» (1988) и многие другие. Всего Сергей Бондарчук сыграл более чем в 35 фильмах.

В 1959 году он попробовал себя в качестве режиссёра и снял свою первую картину «Судьба человека», в которой сам же сыграл главную роль. Вторая режиссёрская работа была гораздо более сложной – фильм «Война и мир», принёсший Сергею Бондарчуку мировую известность, вышел только в 1968 году. В 1970-ом снял ещё один грандиозный фильм «Ватерлоо». А в 1975-ом на экраны вышла картина «Они сражались за Родину».

В 1974 году Сергей Бондарчук стал руководителем режиссёрской и актёрской мастерской во ВГИКе.

В 1979-ом он снял очередной фильм «Степь». В 1982 и 83-ем – двухсерийную картину «Красные колокола». В 1986-ом на экранах появилась лента «Борис Годунов». Последней работой, которую Сергей Бондарчук задумал ещё в 60-х годах, был фильм «Тихий Дон» по роману Михаила Шолохова. Несмотря на иностранные инвестиции, Бондарчук не смог уложиться в бюджет, отведённый на съёмки, поэтому окончательный монтаж картины завершил только его сын в 2006 году.

Сам Сергей Бондарчук итоговой работы не увидел, он скончался от инфаркта в 1994 году.

obrazovaka.ru › Биографии › Искусство › Режиссёры, продюсеры

Фильмография (актер)

  • Тарас Шевченко
  • Судьба человека
  • В Риме была ночь
  • Война и мир
  • Битва на Неретве
  • Дядя Ваня
  • Отец Сергий
  • Овод
  • Борис Годунов
  • Случай в аэропорту
  • Гроза над Русью
  • Тихий Дон

Фильмография (режиссер)

  • Судьба человека
  • Война и мир
  • Ватерлоо
  • Они сражались за Родину
  • Степь
  • Борис Годунов
  • Тихий Дон

БОНДАРЧУК-2Личная жизнь

Первой супругой Сергея Бондарчука была Евгения Белоусова. Достоверно неизвестно, были ли супруги расписаны официально, или брак являлся гражданским. После войны Бондарчук и Белоусова разошлись. Режиссер уехал в столицу, она осталась в Ростове. От этого союза появился первый сын Бондарчука – Алексей.

 Второй супругой режиссера была актриса Инна Макарова, с которой Бондарчук познакомился на съемках картины «Молодая гвардия». В этом браке родилась дочь Наталья, ставшая режиссером, как и отец. Когда Сергей узнал о существовании старшего сына,то развелся с Инной и заключил фиктивный брак с Евгенией Белоусовой – свадьба нужна была для того, чтобы признать сына по законам того времени.

 Развод с новоиспеченной женой был длительным, Евгения просто не появлялась в суде. Сразу после необходимого юридического оформления Бондарчук снова женился на Инне Макаровой. Пара получала огромное общественное давление, супругам присылали анонимки, пересказывали сплетни. Когда Инна Макарова рассказывает об отношениях с Бондарчуком, она с горечью уточняет: «Нас развели».

Развод откладывался, несмотря на фактический финал отношений, Бондарчук не хотел расставаться. После официального развода режиссер продолжал идти на сближение, но Инна не отвечала взаимностью, у Сергея Федоровича продолжался роман с молодой партнершей по фильму.

В конце 50-х Сергей Бондарчук женился на Ирине Скобцевой, с которой прожил 35 лет. С молодой актрисой артист познакомился во время съемок фильма «Отелло». В этом браке родились двое детей – Алена Бондарчук (умерла в 2009 году) и Федор Бондарчук. Об Ирине ходили неприятные слухи, актрису упрекали в супружеской неверности. Коллеги Сергея считали, что молодая актриса «окрутила» режиссера из корыстных и карьерных побуждений. В актерской среде были уверены, что Алена — неродная дочь Бондарчука.

 Сергей Федорович снимал супругу во всех картинах, которые режиссировал после знакомства с Ириной. В фильме «Бархатный сезон» к супружескому тандему присоединилась Алена, которая и в фильме сыграла дочь героев родителей, а в «Борисе Годунове» творческая семья появилась в полном составе.

Последними актерскими работами Бондарчука были роли в картинах «Случай в аэропорту» и «Гроза над Русью». Последний фильм вышел на экраны в 1992 году. Через 2 года Сергея Федоровича не стало.

Причиной смерти актера и режиссера стал рак желудка. Болезнь развивалась стремительно, пульмонологи утверждали, что требуется срочная операция. Но вместо того, чтобы дождаться операции, Бондарчук выписался и улетел в Италию доснимать «Тихий Дон». Любая задержка грозила неустойкой и угрожала существованию картины.

В Италии у Сергея Федоровича также был шанс вылечиться. Итальянский коллега, тоже страдавший от рака, привел Бондарчука к своему врачу. Но зарубежная платная медицина оказалась режиссеру не по карману.

 Близкие и друзья Бондарчука уверены, что своевременное лечение спасло бы режиссеру жизнь.

Бондарчук сгорел от болезни за два месяца. Великого режиссера не стало 20 октября 1994 года. За два часа до смерти Бондарчук исповедовался у иеромонаха Тихона.   Сергея Бондарчука похоронили на Новодевичьем кладбище  https://24smi.org/celebrity/1080-sergei-bondarchuk-starshii.html

 

                Вдова Сергея Бондарчука Ирина Скобцева: «Когда ехала к мужу на родину, он сказал: «Ты должна попробовать херсонских арбузов. Таких вкусных больше нигде нет!»

Ольга СМЕТАНСКАЯ, «ФАКТЫ»

— Ирина Константиновна, что в вашем доме сегодня напоминает о знаменитом супруге?

— Его фотографии и книги, книги, книги… А также скульптуры, которые Сергей Федорович вырезал из дерева, и картины — муж очень хорошо писал маслом. Это портреты — внука, мой, его автопортрет. Есть и композиционные полотна. Например, «Крестный ход», созданный для фильма «Война и мир», целые альбомы раскадровок. На съемочную площадку Сергей Федорович всегда приходил подготовленным.

— Помните, как Сергей Федорович обычно праздновал свои дни рождения?

— Главным образом мы отмечали их со съемочной группой, которая становится в момент работы твоей семьей. Вспоминаются смешные и трогательные ситуации. Например, когда съемки проходили в одном из поселков, мы запаслись продуктами для празднования и, так как холодильников не было, поставили купленное под лестницу у дома. Но прошло стадо коров, и все это оказалось разбросано, испорчено… Очень редко отмечали день рождения мужа узким домашним кругом.

— Какое блюдо у Сергея Бондарчука было любимым?

— Моя бабушка пекла на наши дни рождения огромный торт «Наполеон». А если мы с Сергеем Федоровичем в это время находились в киноэкспедиции, обычно делали шашлыки. Отмечали очень весело и дружно.

— Какие подарки делали друг другу?

— Когда в мой день рождения мы находились на съемках, Сергей Федорович мог вырезать для меня статуэтку из дерева или нарисовать красивую картинку. Как-то сделал из дерева Мадонну. Приспосабливались к условиям, потому что вся жизнь была в работе. А какие подарки делала я? Одно время, чтобы Сергей Федорович меньше курил, ему советовали перейти на трубку. Тогда я и наши знаменитые друзья Феллини, Росселини дарили их ему. У нас была целая коллекция. Правда, курить муж меньше не стал. Кофе и сигарета для него были и завтраком, и обедом, и ужином. Собралась у нас и коллекция четок, после того как их подарил мужу директор картины «Война и мир» — работа ведь была напряженная и нервная.

БОНДАРЧУК=Итальянская актриса Джина Лоллобриджида и советский актер и режиссер Сергей Бондарчук
Итальянская актриса Джина Лоллобриджида и советский актер и режиссер Сергей Бондарчук

— Много раз в интервью вы рассказывали о том, как познакомились с Сергеем Федоровичем на остановке троллейбуса у киностудии имени Горького. Но нигде не вспоминали о вашей свадьбе.

— А ее у нас не было. Мы расписались второго января. Зашли в «Елисеевский» гастроном, чтобы купить шампанское. Там встретили Тарапуньку и Штепселя, которые приехали для участия в праздничном концерте в Кремле, сообщили им, что только что расписались, и пригласили к себе в гости отпраздновать это событие. Правда, у нас тогда в квартире не было еще никакой обстановки. Только ковер, подушки…

— Скажите, Сергей Федорович верил в судьбу?

— Знаете, есть такое выражение: от судьбы не уйдешь. Оно употребляется обычно с каким-то минусовым оттенком. Сергей Федорович же говорил: «Я верю в человека и в его поступки. Только они определяют, что ты за человек. Ты можешь красиво говорить, а поступать плохо. Поступки определяют жизнь и судьбу. Куда поведут нас наши ноги, зависит от нас».

БОНДАРЧУК=ШЕВЧЕНКО— Какая роль вашего мужа была у него любимой?

— Тараса Шевченко. Он считал, что после нее не имеет права останавливаться и должен идти вперед. Какие бы на пути ни встречались трудности, обязан их преодолевать.

— Говорят, Сергей Бондарчук работал на износ — несколько раз во время съемок даже оказывался на грани жизни и смерти.

— Я сегодня как раз об этом думала. До того, как он ушел совсем, я его дважды теряла. Клиническая смерть случилась в период съемок «Войны и мира». Он настолько был поглощен работой над этим фильмом, что, когда очнулся и меня пустили на четвертый день в палату, сказал: «Теперь знаю, как нужно снимать смерть Андрея Болконского. Он не в темноту уходит, а как бы растворяется, улетает…» Сергей Федорович так и снял это.

— Потрясающе.

— Представляете, весь его организм был подчинен творческому процессу! Удивительные вещи происходили. Накануне того, как играть Пьера Безухова, который у Льва Толстого написан как человек очень полный, Сергей Федорович, весивший 83 килограмма, вдруг начал толстеть. И в момент съемок весил больше ста килограммов.

— Намеренно много ел?

— Нет. Та же трубка и тот же кофе. Ел мало. Я до сих пор не могу понять этот феномен. А когда закончились съемки, через четыре месяца без всяких диет вернулся в норму. Снова стал весить 83 килограмма. Все произошло само собой.

— Поразительно.

— Кстати, со мной тоже случилось что-то вроде мистики. Я была худенькая, а ведь героиня Льва Толстого Элен — женщина с роскошным декольте, плечами. И как раз в день, когда Фурцева утверждала актеров на пробы, появилась на свет наша дочь Алена… Думаю, все это тоже неслучайно.

— Вы бывали на родине Сергея Федоровича в селе Белозерка Херсонской области?

— Конечно. Это очень красивые места. Когда ехала к Сергею Федоровичу на родину, он мне сказал: «Ты должна попробовать херсонских арбузов. Таких вкусных больше нигде нет». И это действительно так.

— Читала, что он с нежностью называл вас Лелека.

— Да. Когда мы были на съемках в одном из сел Ивано-Франковской области, как-то сидели на бревнышке у забора и на соломенной крыше увидели гнездо и аиста. Муж объяснил: «Это лелека — самая преданная птица. Если самка погибает, самец поднимается высоко над землей, складывает крылья и падает на землю». Такая вот красивая птица. А еще, когда мы познакомились, Сергей Федорович сказал мне: «Ты должна выучить «Садок вишневий коло хати»… И я выучила:

Садок вишневий коло хати,

Хрущі над вишнями гудуть,

Плугатарі з плугами йдуть,

Співають ідучи дівчата,

А матері вечерять ждуть.

Сiм’я вечеря коло хати,

Вечірня зіронька встає…

— Браво!

— Знаю наизусть и «Думи мої, думи». Сергей Федорович прекрасно читал поэзию Тараса Шевченко. Он очень любил Украину. Мы и в Киеве бывали нередко. Когда приехали первый раз, всюду водил меня, показывал исторические места, рассказывал о них… К слову, я всегда старалась, чтобы у нас в доме были украинские сувениры: куманцы, рушники, веночек с маками и васильками.

На Первом Московском международном кинофестивале 1959 года
На Первом Московском международном кинофестивале 1959 года

— Каким человеком Сергей Федорович запомнился вам в быту?

— Он был очень скромный, непритязательный. Мне с мужем повезло!

— Наверное, вы с Сергеем Федоровичем объездили полмира?

— Почти. Много интересных поездок было. Например, в Каннах я получила приз зрительских симпатий, меня назвали там «Мисс Шарм». Запомнились потрясающие премьеры «Войны и мира» в Париже и в Японии.

— Как вы считаете, Сергей Федорович был счастливым человеком?

— Да. У мужа случались минуты озарения в творчестве. Но были и страшные разочарования в людях. Имею в виду тот съезд неудачников, которые в большинстве своем ни одной приличной картины не создали, но тогда уничтожали многих великих, замечательных режиссеров (V cъезд кинематографистов состоялся в 1986 году. — Авт.). Это был шабаш, о котором и вспоминать не хочется. Чтобы вы поняли, в каком состоянии тогда был Сергей Федорович, расскажу один эпизод.

Вскоре на Каннском фестивале показывали «Бориса Годунова». После окончания фильма начались бурные аплодисменты, но Сергей Федорович сидел в подавленном состоянии. И чем сильнее зрители хлопали, тем больше он прятался, как улитка в раковину. Когда зрители встали, я сказала ему: «Сережа, поднимись. Тебя приветствуют!» Он встал. А потом признался мне, что, прочитав в самолете о себе статью, хотел открыть дверь и выброситься в никуда. Представляете, до какого состояния вся эта камарилья довела человека?

— Этот съезд уже мало кто помнит. Фильмы же, снятые Сергеем Бондарчуком, вошли в золотой фонд мирового кинематографа. За картину «Война и мир» его удостоили премии «Оскар». А был ли Сергей Федорович по нынешним меркам человеком богатым?

— Нет, конечно.

— Какая машина у него была?

— Государственная. С водителем со студии.

— А дача была?

— Да. Мы купили под Москвой маленький-маленький домик. В нем я и сейчас живу.

— Что бы вы сегодня сказали своему мужу, если бы он мог вас услышать?

— Сказала бы, что я его люблю.

fakty.ua/206514-vdova-sergeya-bondarchuka-irina-skobceva-kofe-i-sigareta-byli-dly…

                Интересное  о  фильме   «Война  и  мир»

             Эта картина стала едва ли не самой дорогой в истории кино. На съемки эпопеи было затрачено 100 млн долларов (примерно 500 млн долларов современными деньгами).

             В фильме больше 300 озвученных ролей, 120 тысяч статистов.

             Битва при Бородино стала сенсацией, фильм попал в Книгу рекордов Гиннесса, а режиссер заслужил репутацию выдающегося постановщика батальных сцен и исторических сюжетов.

             Как писали американские специалисты, кадры разграбления и сожжения Москвы «несравнимы с голливудскими стандартами». Ошеломляющими называли они и картины из жизни российской аристократии, особо полюбился им «один из самых романтичных моментов в истории экрана» — первый танец на балу Наташи Ростовой и князя Андрея Болконского.

             Наташу Ростову сыграла профессиональная балерина и талантливая актриса Людмила Савельева. Это был ее дебют в кино.

             Мировая премьера картины «Война и мир» (с субтитрами) состоялась в 1968 году в Париже. А в 2002 году картину Бондарчука оцифровали в DVD-формате с переводом на 17 языков мира.

             Фильм «Война и мир» объездил полмира, попал в прокат 117 стран. В Америке, Аргентине, Франции, Германии, Японии его принимали восторженно, у кинотеатров собирались очереди. Фотография — трепетная, одухотворенная девочка (Людмила Савельева), прижимающая к своей груди статуэтку «Оскара» — попала на страницы всех газет и журналов мира.

             В 2007 году состоялась премьера нового телефильма «Война и мир». В его создании принимали участие шесть стран (Италия, Франция, Россия, Германия, Польша, Испания). Режиссером стал Роберт Дорнхельм. Из российских актеров в этом грандиозном проекте снимались Игорь Костолевский, Владимир Ильин и Дмитрий Исаев.

БОНДАРЧУК-3Награды и премии

             «Война и мир» в 1969 году получила премии «Оскар» и «Золотой Глобус» как лучший иностранный фильм;

             Первый приз Нью-Йоркской ассоциации кинокритиков лучшему иностранному фильму и премия  Национального совета кинокритиков США (1968);

             Большой приз фильму и диплом Людмиле Савельевой на IV МКФ в Москве (1965);

             Вячеслав Тихонов и Людмила Савельева — лучшие актеры 1966 года по опросу журнала «Советский экран»;

             Приз Людмиле Савельевой («Война и мир», «Подсолнухи»)  на КФ советских фильмов в Сорренто-73;

             Почетные дипломы XXVI МКФ в Венеции (1965) и V Международного технического конкурса УНИАТЕК (1966);

             «Жемчужный приз» за лучший фильм на конкурсе японской ассоциации любителей кино «Роэй» (1966);

Почетный приз за сложные движения камеры на VII конгрессе МАНК в Праге (1966);   http://www.kinofilms.ua/movie/30552_Voyna_i_mir/facts/

По  материалам  интернета  Николай   Зубашенко