Черноморский судостроительный завод -

Бывший флагман судостроения СССР, являющийся колыбелью авианесущих кораблей советского флота – Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ), признан банкротом и ликвидирован. Имущество предприятия полностью распродано. Об этом сообщают украинские СМИ. 25 июня, хозяйственный суд Николаевской области Украины поставил окончательную точку в судьбе Черноморского судостроительного завода.

Как заявила внешняя управляющая предприятия Ольга Протасова, занимающаяся банкротством и ликвидацией ЧСЗ, все имущество завода распродано, работники уволены. Средств, вырученных от распродажи имущества не хватило для погашения всех долгов предприятия.

Кроме того, Минобороны получило назад всю документацию на строящийся на заводе многоцелевой корвет проекта 58250 “Владимир Великий”. Недостроенный корпус корабля включен в перечень распродаваемого имущества и должен будет быть проданным для погашения долгов.

На данный момент существуют два варианта дальнейшей судьбы недостроенного корвета. В первом он будет достроен с перепрофилированием в многофункциональный фрегат ближней морской зоны на другом судостроительном предприятии Украины. Такой вариант с привлечением к проекту британцев обсуждается в украинском Минобороны.

В случае отсутствия средств и отказа британцев заниматься этим корветом, он может повторить судьбу крейсера “Украина”, оставшись ржаветь или быть проданным на металлолом. Это второй вариант и он более реалистичен.

2.

будет правильно рассказать биографию этого завода, хотя бы вкратце. Чтобы лучше понимать, что же это была за система, что она делала. Я постараюсь сжато, пунктиром — только главные вехи.

25. ЧСЗ начинался в 1896-97 гг. как два разных соседних завода — «Наваль» (1897) и Черноморский механический и котельный (1896). При этом именно «Наваль» имел судостроительный профиль, и поэтому годом основания всего ЧСЗ считается 1897. Завод сразу закладывался как главный для Черноморского флота, военного и торгового, однако свою роль он обрёл не сразу. Первый крупный проект — оснащение русских броненосцев «Князь Потёмкин-Таврический», «Златоуст», «Евстафий», а также крейсера «Кагул», корпуса которых строились на Николаевском Адмиралтействе (ныне им.61 коммунара).
В 1901 году следует начало самостоятельного строительства кораблей: заложена серия эскадренных миноносцев. В 1908 году «Наваль» поглощает соседний Черноморский завод и становится крупнейшим заводом Юга России. С этого времени начинается крупномасштабное строительство: подводные минные заградители, эсминцы класса «Новик», минные крейсеры. Но рубежная веха — это 1911 год: на заводе заложено два линкора дредноутного класса. Это высший пилотаж судостроения и средоточие прогрессивных технологий того времени. В данном случае, ради справедливости, я бы защитил Российскую империю: она осилила не только закладку и оснастку крупнейшего завода, создание цепочки кооперационных связей, но и быстрый его переход к вершине судостроительных технологий, всего за 14 лет. Можно, конечно, критиковать её социальный строй, политику, но забывать о таких фактах тоже нельзя.
Итак, в 1915 году верфь сдает императорскому флоту дредноут — линкор «Императрица Екатерина Великая». Этот линкор примечателен тем, что 8.1.1916 года имел артиллерийскую дуэль со знаменитым германо-турецким «Гебеном». Затем — революция и гражданская война. Она принесла заводу первый перерыв в деятельности (1918-1925).

Когда страна немного очухалась от революционных бурь и пролитой крови, завод снова возвращается к своему предназначению, но под новым «революционным» именем — им. Андре Марти. Сперва стали строить лёгкие корабли и гражданские суда, затем перешли к более серьёзным проектам — крейсерам, лидерам эсминцев, эсминцам, крупносерийному строительству подлодок. Строили также ледоколы и понтонные комплекты. А в 1938 году, после генеральной реконструкции в ходе 2-й пятилетки, на заводе был заложен линкор «Советская Украина» (которому не суждено было быть достроенным).
26. Вот один из «птенцов» завода — крейсер «Молотов» (1941), повоевавший в 1941-43 гг. Война принесла второй перерыв в работе — с осени 1941 г. по лето 1944. При этом, нужно особо отметить, что всю ценную технологическую оснастку, недостроенные корпуса на плаву, запасы судового металла и квалифицированные кадры были эвакуированы морем, параллельно с эвакуацией Одессы. Потери при этой операции были минимальные. Завод прекратил работать, но потенциал остался — что позволило в 1945 году достаточно быстро возобновить работу.
Немцы ушли с территории завода 27 марта 1944 г., разрушив 95% инфраструктуры и почти все здания, стапеля, цеха и эллинги. В общем, логичное решение, потому что иначе бы противник поставил бы в ремонт поврежденные корабли ЧФ. Разрушение завода — парадоксальным образом — помогло перестройке его на новом технологическом уровне. Он был воссоздан в строительном смысле с нуля, однако при этом сохранив свои кадры, а также инструментальную оснастку. Я, правда, не нашёл сведений, влияли ли на завод репарации и трофейное оборудование, но надо признать, что возрождён он был быстро и уже в конце 1945 года начал работать в полную силу.
После войны завод воссоздаётся и становится многопрофильным «заводом заводов» кораблей, обгоняя все три ленинградских «брата» по масштабу. Начинается самый длительный период его расцвета (1945-1991). В это время он строит не только «военку», но и много другое — ледоколы, буксиры, китобойные базы, сухогрузы, научно-исследовательские суда, плавбазы и перегрузчики ракет, плавбазы подлодок, плавмастерские, супертраулеры-рыбовозы, БМРТ, суда для исследования морского дна, танкеры, балкеры. За советское послевоенное время было построено больше полутысячи (!) судов, для оснащения торгового, научно-исследовательского и рыболовного флотов СССР. Среднетоннажные суда строились на поточно-позиционной линии, как конвейер. Строились также доки для других заводов, понтоны и авианосный испытательный комплекс «Нитка».
ТАКР «Киев»

27. Однако самой яркой страницей завода было строительство авианесущих кораблей для океанского флота Советского Союза.
При этом завод шёл постепенно к усложнению, осваивая и накапливая всё более сложные технологии и самое ценное — опыт. Сперва были построены пара вертолётоносцев проекта 1123 («Москва» и «Ленинград»), затем перешли к строительству более крупных носителей — авианесущих крейсеров типа «Киев», проект 1143. 1971 г. Спуск на воду ТАКР «Киев».

28. «Изделие» завода в море (ТАКР «Киев»). Вторая половина 1970-х.

История Авианосца «Киев»
Строился с 1970 по 1975 год в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе. Строительство начато 21 июля 1970
Спущен на воду 26 декабря 1972
Введён в эксплуатацию 28 декабря 1975
Выведен из состава флота 30 июня 1993
В 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования, выведен из боевого состава флота, после — разоружён и продан правительству КНР. В начале 1994 года его отбуксировали в Циньхуандао, где переоборудовали под музей.
В сентябре 2003 года «Киев» отбуксировали в Тяньцзинь.
Современный статус: продан китайской компании в парк развлечений.ТАКР «Минск»

29.ТАКР «Минск» был спущен на воду 30 сентября 1975 года.
Вступил в строй в 1978 году. В ноябре 1978 года бы включён в состав Тихоокеанского флота.
В 1993 году было принято решение о разоружении «Минска», его исключении из состава ВМФ России с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
В августе 1994 года после торжественного спуска Военно-морского флага он был расформирован.

В конце 1995 года «Минск» был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. После авианосец был перепродан китайской компании Shenzhen Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd. В 2006 году, когда компания обанкротилась, «Минск» стал частью военного парка Minsk World в Шэньчжэне. 22 марта 2006 года авианосец был выставлен на аукцион, однако покупателей не нашлось. 31 мая 2006 года авианосец снова был выставлен на аукцион и был продан за 128 миллионов юаней.
Современный статус- развлекательный центр.ТАКР «Новороссийск»

29. Вот ещё фото из биографии ЧСЗ — Сдача флоту очередного ТАКРа — «Новороссийска» (на заднем плане стоит недостроенный «Баку», сейчас «Горшков», проданный в 2001 индийцам, но до сих пор не переоснащённый).
История авианосца «Новороссийск»
Строился с 1975 по 1978 год в верфи в Николаеве (Черноморский судостроительный завод, директор Ганькевич). Изменения, вносимые в проект во время постройки, задержали срок сдачи в эксплуатацию до 1982 г.
С 1978 г. спущен на воду и достраивался в плавучем состоянии.15 августа 1982 г. на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР, а 24 ноября он был включен в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота.

ТАКР «Новороссийск» выведен из состава флота в 1991 г. Современный статус- продан Южной КорееТАКР «Адмирал Горшков»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» (до 4 октября 1990 года назывался «Баку», затем переименован в «Адмирал флота Советского Союза Горшков», но в последнее время в официальных документах именуется в упрощенном виде «Адмирал Горшков») — советский и российский тяжёлый авианесущий крейсер, единственный корабль проекта 1143.4[1], продан Индии 20 января 2004 года.
5 марта 2004 года крейсер исключен из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировано, торжественно спущен Андреевский флаг.

В настоящее время корабль после полной перестройки введен в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья» и находится на достройке на плаву, у одного из причалов Северного машиностроительного предприятия.ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Закладка ТАКР «Рига» (потом — «Леонид Брежнев», «Тбилиси», «Адмирал Кузнецов») на нулевом стапеле ЧСЗ.
Слева-направо: начальник сборочно-стапельного цеха Л.П.Трищенко, главный строитель И.Н.Овдиенко, секретарь николаевского обкома партии по оборонной промышленности В.А.Демьянов, главный строитель Г.И.Журенко, директор ЧСЗ Ю.И.Макаров, командующий КЧФ адмирал Н.И.Ховрин. 1 сентября 1982 года.

В начале 1980-х переоснащается на новом уровне стапель «0» и там начинается следующий, более сложный этап — строительство авианосцев с базированием полноценных самолётов (проект 1143.5), а не вертикального взлета, как на типе «Киев». Заложены два корпуса, из них один успешно достроен и сдан флоту («Адмирал Кузнецов»), а второй — «Варяг» — не успел до распада СССР. 1 января 1992 года он встретил уже у достроечной стенки, в 75% готовности, но увы.
31. Изделие завода («Адмирал Кузнецов») в море.ТАКР «Ульяновск»

32. В 1988 году завод переходит на следующий уровень сложности — накопленный опыт и конструкторская кооперация с Невским ЦКБ (г.Ленинград) позволил перейти к строительству полноразмерного тяжелого авианосца, уже без всяких «но» — закладывается атомный авианосец «Ульяновск» (проект 1143.7). Водоизмещение, по разным данным, от 74.000 до 85.000 тонн, четыре реактора, резервные дизельные двигатели, авиакрыло в 70-72 самолёта, включая самолёты ДРЛО.
Это уже был полноценный лидер и ядро ударной флотской группировки, сопоставимый с классом «Нимиц». К вводу в строй корабль планировался на ноябрь 1995 г.

33. До 1 января 1992 года «Ульяновск» (на фото) успели построить на 25% и сформировать корпус на стапеле «0», однако развал СССР, введение НДС Гайдаром и последовавший коллапс кооперационных связей с Россией прекратил все работы.
В феврале 1992 года новое украинское правительство быстренько издаёт распоряжение о разборке корпуса авианосца на металл и реализацию металла за рубеж.ТАКР «Варяг»

34. С «Варягом» было посложней — он уже был достроен на 67% и начал оснащаться. Туда в 1993 г. приезжали Кучма и Черномырдин, но решения никакого не приняли. А потом российскому руководству стало уже не до кораблей и флота, после быстрой приватизации промышленности и дефолта-1998. В общем, корабль ржавел у причала…

Варяг (до 19 июня 1990 года — «Рига»), тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.6.
6 декабря 1985 года заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (заводской № 106), спущен на воду 25 ноября 1988 года.

35. В апреле 1998 г. Варяг был продан компании Chong Lot Travel Agency Ltd за $20 млн. — при стоимости готового порядка 3-5 миллиардов долларов.
С 2008 года — переименован в «Shi Lang».

* * *Крах СССР провёл чёрный водораздел в биографии — «завод заводов» практически перестал работать, сдав уже заложенные среднетоннажные суда. Сейчас жизнь там немного теплится, что-то пытаются, но используется только 5% мощностей (1/20), кое-что сдается в аренду, но в целом завод не работает. Квалифицированные кадры разбежались, многие уже на пенсии — третий перерыв в работе гиганта затянулся уже на 19 лет — намного дольше, чем в годы войн и революций, и с более печальным результатом. До свиданья, ЧСЗ. У тебя была красивая история- великая, но… трагическая.

По материалам http://periskop.livejournal.com/622121.html, http://www.avianosec.com

https://www.ukrmilitary.com/Власть Метки: банкротликвидацияЧерноморский судостроительный завод